Рефераты. Возрастная физиология

У подростков быстро растет сердце. Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечнососудистой. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. Изменяется и сердечная мышца (миокард), становится мощнее, способна выбрасывать в сосуды при сокращении большее количество крови. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, возрастает у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек - с 35 до 60 мл. Частота сердечных сокращений в покое постепенно снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70, а у девочек - 72 уд/мин, к 18 годам уменьшается соответственно до 62 и 70 уд/мин, т. е. становится таким же, как у взрослых. Однако снижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и связано это с темпами роста и полового созревания.

Например, в одном и том же возрасте (15 лет) у быстро развивающихся девочек сердечно-сосудистая система работает приблизительно так же, как и у взрослых женщин, а у их сверстниц, отстающих в росте и развитии, характер работы сердца почти такой же, как у младших школьниц. То же наблюдается и у мальчиков. Следовательно, первая особенность системы кровообращения подростка - ее тесная связь с темпами роста и созревания всего организма.

В стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения тела. При появлении симптомов сердечной слабости, связанных с несоответствием роста и увеличения размеров сердца, некоторые родители расценивают их как проявление болезни сердца, стараются перевести сына или дочь на максимально щадящий режим, ограждают от всякого рода физических нагрузок. Это большая ошибка. Единственным лекарством, способным привести в соответствие возможности системы кровообращения и возросшие потребности организма подростка, служат систематические физические упражнения, спорт, трудовая деятельность. К сожалению, сейчас у большинства современных детей, подростков, юношей (да и взрослых) основной бедой стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность.

Часто юноши и девушки, стесняясь своей слабости и неловкости, совсем перестают заниматься физической культурой. В результате формируется так называемое капельное сердце, которое, если подросток не начнет вовремя заниматься физкультурой, не увеличится и в дальнейшем.

В развивающейся системе кровообращения часто встречается и несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и у девочек 10 лет артериальное давление равно 95/55, то к 17 годам оно повышается до 120/65 у юношей и до 115/60 у девушек.

Третьей особенностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это связано с перестройкой деятельности эндокринной и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений. У юношей и девушек, развивающихся гармонично, такие расстройства не длительны и быстро проходят без всякого лечения. Но, несмотря на это, любое отклонение в деятельности сердца, особенно изменения величин кровяного давления, не должны ускользать от внимания родителей. Ведь чаще всего они возникают у ослабленных детей, страдающих хроническими заболеваниями носоглотки (тонзиллитом, гайморитом, фарингитом) и полости рта (особенно кариесом зубов). А эти болезни совсем не безобидны и в дальнейшем оказывают воздействие в первую очередь на сердечно-сосудистую систему.

Необходимо также знать, что большая умственная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни ведет к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию. Предупредить столь неблагоприятный исход можно разумным распорядком дня, четким режимом труда и отдыха, а главное - систематическими занятиями физической культурой и спортом.

На международном конгрессе по школьной гигиене было установлено, что суммарная дневная учебная нагрузка школьников не должна превышать 7 - 8 часов (при шестидневной рабочей неделе это даже выше трудовой нагрузки взрослых) . Однако практическая загрузка учащихся в течение рабочего дня значительно выше, особенно в старших классах. Что касается младших школьников, то для них 7- 8-часовой рабочий день слишком большая нагрузка.

Один из узловых вопросов современного поколения - ускорение роста и развития детей и подростков, т. е. проблема акселерации.

Термин «акселерация» обозначает ускорение роста и развития детей и подростков, но сравнению с предыдущими поколениями.

По современным представлениям, растущий организм - сложная саморегулирующаяся система, развитие которой определено заложенной в ней генетической программой. Рост каждого ребенка, анатомические и физиологические особенности всего организма, отдельных органов и систем, порядок и темпы их созревания, индивидуальные свойства, приспособительные возможности на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка.

Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте. Современные мальчики 14 лет «подросли» по сравнению со сверстниками 20-х годов со 146,4 до 162,6 см, т. е. на 16,2 см, их вес увеличился с 34,3 до 51,2 кг, у девочек соответственно со 146,7 до 160,9 см и с 39 до 51,3 кг. У подростков сдвинулось на более ранним возраст и половое созревание.

Причем на сроки полового созревания существенно не влияют ни расовые особенности, ни климат, ни географическая зона проживания. Широко распространенное мнение о более раннем половом созревании южных народов, которое встречается иногда даже в медицинской литературе, на самом деле неподтвердившаяся гипотеза. Существенное значение в этом плане имеют социально-экономические условия и характер питания.

Акселерация создает целый ряд проблем в воспитании, особенно подростков и юношей. Если в 30 - 40-е годы достижение половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то сейчас ситуация значительно изменилась: уже вполне сформировавшиеся в физическом и нервно-психическом отношении юноши и девушки очень долго оказываются на положении детей. Появились противоречия между ускоренным физическим созреванием и относительно запоздалой социальной зрелостью.

Но хотя по росту и весу они не уступают взрослым, степень развития всех систем организма еще не «дотянула» до взрослого уровня: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Почти нет функциональных резервов, так как процессы роста и созревания сами требуют значительного напряжения всех систем, больших затрат энергии[5].

3. Проблема памяти в позднем онтогенезе


В силу старения населения развитых стран, в последние годы у исследователей возник повышенный интерес к изменениям психики, происходящим во второй половине жизни человека. Возрастные изменения памяти изучались большим числом авторов [Выготским Л.С., Голубевой Э.А., Пономаревым Я.А., Холодной М.А., Чуприковой Н.И. и др.].

Исследования показали, что возрастные различия мнемических способностей наблюдаются и в прижизненно сформированных операционных механизмах, которые на поздних этапах онтогенеза могут подвергаться как существенным изменениям, так и сохраняться неизменными. На это указывает одинаковое с молодыми испытуемыми минимальное время выполнения задания.

Различия частоты использования молодыми и пожилыми испытуемыми операционных механизмов наиболее отчетливо прослеживаются после семидесяти лет. С возрастом снижается частота использования таких приемов, как «аналогия», «повторение», «достраивание». Одновременно, несколько увеличивается частота использования приемов «опорный пункт» и «структурирование».

В табл. 1 представлены данные о возрастных особенностях времени включения операционных механизмов. Из них следует, что возраст испытуемых на данный показатель влияет незначительно. Другими словами, возрастные особенности влияют на вид используемых операционных механизмов, время запоминания, но не на время их включения.


Таблица 1. Время включения операционных механизмов у молодых и пожилых испытуемых (в условных единицах)


Чем больше величина, тем быстрее включаются операционные механизмы.

В табл. 2 представлены данные относительно возрастных особенностей развития всей функциональной системы мнемических способностей. Эти различия минимальны. Объяснением тому может быть тот факт, что многие из регулирующих механизмов тесно связаны с личностными особенностями испытуемых, которые подвержены возрастным изменениям в значительно меньшей степени, чем скорость протекания ментальных процессов.


Таблица 2. Уровень развития функциональной системы мнемических способностей (Может изменяться от единицы до четырех)


Высокая вариативность у пожилых людей показателей запоминания с опорой на природные (функциональные) механизмы может являться результатом изменений физического и психического здоровья. Такая же высокая вариативность показателей запоминания отмечается при мнемической деятельности с опорой на операционные механизмы, которые являются результатом воспитания, полученного образования и профессиональной деятельности.

Так, если время включения операционных механизмов у молодых и пожилых людей одинаково, а абсолютное время запоминания фигур у пожилых людей больше, то увеличение времени запоминания в позднем возрасте может быть результатом замедления процессов обработки информации или обеднения набора используемых операционных механизмов.

Выявленные в исследовании[6] возрастные различия по частоте использования тех или иных операционных приемов может объясняться характерным для пожилых людей ослаблением связей между следами, хранящимися в кратковременной и долговременной памяти. Наиболее уязвимыми оказываются приемы запоминания, основанные на сопоставлении поступившей в кратковременную память информации со следами, хранящимися в долговременной памяти. Наиболее сохранными оказываются приемы обработки, построенные на оперировании информацией, содержащейся только в кратковременной памяти.

Это показывает, что развитие мнемических способностей сопровождается повышением в запоминании роли мыслительной обработки, т.е. операционных и регулирующих механизмов.

Возрастные различия мнемических способностей проявляются как на уровне их природной составляющей (функциональных механизмов), так и в прижизненно сформированных операционных и регулирующих механизмах. Лицам пожилого возраста требуется значительно больше времени для выполнения всех типов мнемических заданий. Высокая вариативность результатов лиц пожилого возраста свидетельствует о значительных различиях сохранности у них функциональных, операционных и регулирующих механизмов.

Для лиц пожилого возраста характерна существенная реструктуризация мнемических способностей. Ее суть заключается в увеличении компенсаторной роли регулирующих механизмов по отношению к менее эффективному использованию операционных приемов и снижению скорости протекания функциональных и операционных механизмов.

Это объясняется концепцией системной динамической организации психических процессов, разработанной А. Р. Лурия: особенности межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия не могут остаться неизменными в условиях стареющего мозга, когда изменяются не только морфологические основы психики, но и социальная ситуация ее развития.

В литературе имеются указания на изменения межполушарных отношений в позднем возрасте. Анализ частоты встречаемости латерального доминирования в моторной и сенсорной сферах свидетельствует в пользу накопления «правых» латеральных признаков у лиц пожилого и старческого возраста. Исследования с применением различных нейрофизиологических и нейроинтроскопических методов также обнаруживают неравномерные изменения в функционировании правого и левого полушарий.

Нейропсихологические исследования, направленные на изучение различных форм возрастной психической патологии, содержат указания на преимущественное поражение одной из гемисфер. Нейропсихологические исследования нормального старения обнаруживают такие особенности межполушарного взаимодействия, которые могут свидетельствовать о неодинаковом уровне функционирования полушарий мозга.

Функция памяти носит колебательный характер; в период от 7 до 40 лет имеет место нерегулярное чередование моментов повышения и понижения продуктивности всех видов памяти; амплитуда этих колебаний максимальна в период 12-27 лет, затем снижается. При этом, чем выше продуктивность данного вида памяти, тем больше ее колебания в ходе возрастной динамики.



Список литературы


1. Анатомия и физиология. Возрастные особенности строения и функции организма - #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]Возрастная физиология и гигиена детей и подростков: Учебное пособие - #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973. С. 66-97.

[3] Возрастная физиология / Ю. А. Ермалаев. - М.: Высш. шк. 1985. - 384 с., ил.

[4]Анатомия и физиология. Возрастные особенности строения и функции организма - #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5]Хрипкова А.Г., Антропова M.B, Фарбер Д.А Возрастная физиология и школьная гигиена - М. Просвещение,1990.

[6] Молчанов К.А. Возрастные изменения мнемических способностей на поздних этапах онтогенеза// «Современные проблемы науки и образования». – 2008. № 3.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.