Групповая психотерапия. Возможно, наше мнение о том, что коллективные обсуждения, лекции и культурно-просветительная работа, проводимая со спортсменами, - это групповая терапия, покажется претенциозным. Тем не менее вся эта работа является чрезвычайно благоприятным фоном для применения более тонких психотерапевтических приемов, которые направлены обычно на тех спортсменов, кто не поддается индивидуальному воздействию. Мы отличаем две разновидности групповой психотерапии по результатам воздействия: воздействие индивида при помощи коллектива и воздействие группы, рассматриваемой как единое целое.
Данные формы воздействия применялись для устранения таких отрицательных психических проявлений, как чувство недовольства внутри коллектива, неприязни, когда в группе отсутствовало взаимопонимание, доверие, возникали конфликты между спортсменами. Подобные отрицательные психические проявления не могут быть решены тренерами обычными воспитательными средствами, имеющимися в их распоряжении. Исследователи получали хорошие результаты при кратковременном применении групповой психотерапии перед соревнованиями тогда, когда была проведена предварительная психологическая подготовка. Опросы, проведенные нами с помощью теста ММПИ, применяемого в спортивной работе, показали, что сеансы психотерапии перед соревнованиями помогают преодолевать состояния тревоги или подавленности, способствуют появлению ясности мышления, ослаблению напряженности в движениях. Действие психотерапии может быть ускорено, если использовать различные слуховые и визуальные средства. Записанные на магнитофонную видеоленту формулы психотерапии способствуют достижению единства спортивной группы, появлению веры в силы своей команды.
Касаясь применения групповой психотерапии, обратим, однако, внимание на появление феномена «привычки» в случае регулярного применения ее перед каждым соревнованием. В этих случаях отмечено появление отрицательных эффектов. В таких ситуациях необходимо применять только индивидуальную психотерапию, для всей команды рекомендованно проводить сеансы периодически.
Условия проведения психотерапии. Одним из первых и существенных условий воздействия является умение психотерапевта установить контакт с субъектом. Это предполагается сделать в начальный период испытательного срока, когда психотерапевт принимает условия, молчаливо поставленные пациентом, позволяя, таким образом, осуществить постепенный переход к более эффектному воздействию. При этом условии (первичные отношения - «воздействующий испытуемый») складывается схема дальнейшего воздействия на субъект.
Я не преувеличу, если скажу, что успех психотерапии обусловливается качествами личности психотерапевта. Это необходимо доказать своими естественными действиями, серьезностью и симпатией к субъекту. Мы не можем обойти и тот факт, что во всех случаях воздействия на субъект должны быть соблюдены такие этические нормы, как сохранение тайны, уважение к личности спортсмена, гарантия психического спокойствия и безопасности внутренней жизни субъекта.
Аутогенная тренировка является психотерапевтическим методом, который используется в медицинской практике. Она определена ее автором Шульцем как «процесс сконцентрированного самоотключения». Данный метод позволяет достигнуть состояния аналогичного сну, характеризующегося расслаблением и внутренним спокойствием. Использованный вначале в психиатрической клинике метод стал завоевывать популярность благодаря своим успешным, часто захватывающим результатам. В настоящее время аутогенная тренировка стала методом психологической подготовки здоровых людей, выполняющих задачи, требующие максимального использования их физических и психических возможностей. Среди самых недавних случаев применения аутогенной тренировки — использование некоторых ее вариантов при подготовке космонавтов (для преодоления состояний одиночества, боязни, грусти и т. д.).
В некоторых странах аутогенная тренировка успешно применяется при подготовке спортсменов к большим соревнованиям, и при этом достигаются убедительные результаты.
Специальная литература отмечает, что аутогенная тренировка оказывает многочисленные положительные воздействия на психику и организм спортсмена: способствует появлению состояния покоя и точности движений путем снятия состояния психического напряжения; усиливает самоконтроль, который устраняет состояние робости, страха, боязни, паники; предупреждает усталость и бесполезную затрату нервной энергии, увеличивая, в частности, сопротивляемость состояниям стресса; регулирует мускульный тонус и вегетативные функции организма и т. д. С психологической точки зрения отмечалось, что освобождение от состояния психического напряжения позволяет использовать существующий потенциал субъекта и через это в практическом плане ведет к росту эффективности умственной деятельности.
Метод, разработанный Шульцем, берет начало в различных древних приемах (особенно йогов), в европейской теории внушения и самовнушения, исходит от медицинских опытов гипноза. Беря за основу утверждение, что в процессе гипнотического внушения могут произойти различные изменения, Шульц разработал свой метод. Он основывается на том, что путем умственного сосредоточения (самовнушения) в состоянии психосоматического расслабления может быть достигнуто саморегулирование физических и психических состояний.
Метод состоял из 6 циклов комплекса упражнений, которые выполнялись в строгой последовательности. Переход от одного цикла к другому зависел от степени усвоения предыдущего цикла.
В качестве классического варианта Шульц рекомендует следующие циклы упражнений:
-упражнения для расслабления мускулатуры туловища путем умственного сосредоточения на ощущении тяжести в туловище;
-упражнения для расширения сосудов путем самовнушения ощущения теплоты отдельных частей тела;
- упражнения для сердечного регулирования;
- упражнения для контроля за дыханием;
- упражнения для регулирования деятельности внутренних органов путем самовнушения ощущения теплоты в районе солнечного сплетения;
-упражнения, связанные с деятельностью мозга путем самовнушения ощущения охлаждения головы.
Для достижения состояния психического сосредоточения необходимо, чтобы на стадии обучения аутогенная тренировка проходила в определенных условиях: тишина, за-темненность (приятная), приемлемая температура воздуха. Впоследствии психическое сосредоточение может осуществляться в любых условиях.
Аутогенная тренировка, разработанная Шульцем, явилась отправным пунктом для разработки нескольких вариантов использования, наиболее приближенных к нуждам спортивной работы. Некоторые авторы различают специфические варианты для каждого вида спорта в отдельности.
Опыт применения аутогенной тренировки в большом спорте показывает, что этот метод полезен при психологической подготовке спортсменов.
Однако одни авторы считают, что наилучшие результаты получаются при выполнении всех циклов упражнений. Другие отрицают необходимость использования некоторых упражнений из-за отсутствия полезных результатов или возможного появления отрицательных эффектов. Вспомним Клейнзорга, который на основе клинических наблюдений пришел к выводу, что для снятия психического напряжения упражнения для сердца не всегда необходимы и во многих случаях могут быть опущены.
Ощущение охлаждения головы имеет, по мнению некоторых авторов, ограниченное значение в спортивной практике. Некоторые авторы выступают за использование только тех упражнений, которые вызывают ощущения тяжести и теплоты, так как:
- психическое перенапряжение снижается при мускульном расслаблении, вызываемом ощущениями тяжести и теплоты;
- продолжительность тренировки сокращается, что, очевидно, имеет большое значение для спортивной работы. Кроме того, опыты «тяжести» и «теплоты» по своему безобидному характеру могут быть применены в спортивной среде и людьми, не имеющими специальной медицинской подготовки, но которые получают соответствующие методические указания от медика или психолога.
Усвоение принципов аутогенной тренировки зависит от определенных факторов: согласия и восприимчивости по отношению к методу и мотивации его применения. По нашему мнению, проблема, которая стоит в большом спорте, не связана с применением аутогенной тренировки. Она усваивается нормально, без трудностей, в более быстром темпе, чем среди других категорий здоровых людей. Это связано прежде всего с конкретной выгодой, так как метод, применяемый в «классической» форме, дает в конечном итоге тем, кто его применяет, максимальную практическую пользу.
В спортивной деятельности важным мотивационным моментом является оценка результата, которая, в свою очередь, распадается на внешнюю и внутреннюю (caмооценку). Самооценка, которая в начальной стадии в определенной мере зависит от оценки внешней, являетсяI затем исходным пунктом актуальных психических состоя- ний и важным фактором динамических и когнитивных процессов, характеризующих тенденции основного мотивационного пучка. Она в большой степени связана с чувством личного удовлетворения и проявляется как в субъективных переживаниях, так и в поведении. Спортсмен с низкой самооценкой способен противостоять внешним воздействиям в меньшей степени, а индивидуум с высокой самооценкой скорее займет активное место в общественных группах и свои взгляды будет выражать чаще и действеннее. При низкой самооценке чаще проявляется состояние депрессии.
Самооценка спортсмена прежде всего зависит от его успеха, или неудачи в спорте. С его точки зрения успех является главной непосредственной целью спортивной деятельности, основной ценностью, к обладанию которой он стремится. Этот успех достигается при помощи интенсивной спортивной тренировки и является связующим звеном в достижении целого ряда личных и общественных целей: высокая самооценка, престиж, влияние в коллективе, здоровье, хорошие внешние данные, физическая красота, путешествия, общественное признание и т. п.
Все это существенно влияет на мотивационную структуру спортсмена и тесно связано с его эмоциональной структурой. Спортивный успех с психологической точки зрения занимает очень важное место в жизни спортсмена как источник мотивов и чувств.
Общее определение успеха сформулировать довольно трудно. Оценка спортивного результата (успех или неудача) часто является субъективной. Вопрос о том, как будет оценено данное конкретное достижение, решается в зависимости от уровня притязаний спортсмена, который определяется как ясно выраженные субъективные требования к предстоящему результату в известной деятельности, выведенному на основе представления своего последнего достижения. Уровень притязаний можно также понимать как косвенно выраженную самооценку спортсмена в виде требования к количественной и качественной сторонам предстоящей деятельности. Он очень изменчив, зависит от множества различных факторов. Для молодых спортсменов характерен более высокий уровень притязаний, причем у мужчин он выше, чем у женщин.
Обстоятельства, которые оцениваются отрицательно (низкий собственный результат по сравнению с результатами остальных и др.), обычно повышают уровень притязаний, и, наоборот, обстоятельства, которые характеризуются обратной оценкой, ведут к относительно более низкому уровню притязаний. На него оказывает влияние весь предыдущий опыт спортсмена, способность его предугадывать свои возможности, оценка им тех или иных качеств своей личности, а также влияние внешних факторов (мнение тренера, коллектива, семьи, печати и т. п.), личных примеров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6