Рефераты. Влияние занятий легкой атлетикой на организм подростка

Существующая в настоящее время система подготовки спортсменов регламентирует возраст специализированных занятий отдельными видами спорта, масштаб и число соревнований в течение года. В программах для ДЮСШ приводятся сроки начала занятий определенными видами спорта, в соответствии с которыми с 7 лет разрешаются занятия фигурным катанием, плаванием, теннисом, спортивной и художественной гимнастикой; с 8 лет-акробатикой, прыжками в воду, слаломом; с 9 лет-биатлоном, лыжным двоеборьем, парусным спортом, прыжками на лыжах с трамплина, борьбой; с 10 лет--академической  греблей,  волейболом,  баскетболом,  фехтованием, конькобежным спортом; с 11 лет - хоккеем, современным пятиборьем, легкой атлетикой; с 12 лет- боксом, велосипедным спортом; с 13 лет-тяжелой атлетикой. Некоторые тренеры по фигурному катанию, спортивной и художественной гимнастике, плаванию, конькобежному спорту в нашей стране и за рубежом считают целесообразным на основании собственного опыта начинать тренировку на 2-3 года раньше указанных выше сроков.

Начальная спортивная специализация и углубленная тренировка в большинстве видов спорта у современных юных спортсменов, как правило, приходится на возраст 13-15 лет, в котором у большинства мальчиков и девочек происходит половое созревание.

Юные спортсмены 12-16 лет одного и того же паспортного возраста с различными темпами полового созревания значительно отличаются уровнем  морфофункциональных  показателей,  причем  характер физического развития, уровень проявления двигательных качеств (быстрота, выносливость, сила), особенности адаптивных реакций кровообращения и внешнего дыхания у них в большей степени связаны с индивидуальными особенностями роста и развития, чем с паспортным возрастом. Однако существующие возрастные границы и этапы подготовки юных спортсменов (предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная тренировка в избранном виде спорта, спортивное совершенствование) основаны пока на учете только паспортного возраста и не учитывают индивидуальных особенностей роста и развития.

К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселерированных детей рост и развитие сердца отстает от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие.

1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.

2. Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.

3. Увеличение уровня радиации на Земле, величина которого вследствие широкого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных и мирных целях существенно возросла по сравнению с существовавшим ранее естественным радиоактивным фоном нашей планеты.

4. Улучшение социальных и социально-гигиеничен иx условий жизни населения промышленно развитых стран.

Один из вопросов, особенно занимающих сейчас исследователей, - какова роль акселерации в эволюции человека? Наследственные или ненаследственные изменения лежат в основе этого явления? Ответить на эти вопросы пока трудно, но научные данные последних лет свидетель­ствуют о снижении темпов физического развития детей и подростков. Очевидно, акселерация - явление временное, и связана она с модификационной изменчивостью ряда морфофункциональных признаков сдвигами функции внешнего дыхания.

Таким образом, у негармонично акселерированных детей преобладают черты функциональной лабильности гомеостатического фона и гомеостатической регуляции адаптивных реакций кардиореспираторной системы.   Поэтому   ранняя   специализированная тренировка с использованием значительных по объему и интенсивности физических нагрузок без учета индивидуальных особенностей организма может привести к предпатологии, а нередко и патологическим нарушениям (перетренировки, перенапряжения, нарушения сердечного ритма и т. д.). Очевидно, что при обследовании юных спортсменов необходимо учитывать изложенные выше проявления индивидуальной акселерации прежде, чем дать заключение о состоянии здоровья, особенностях физического» развития и функциональных возможностей исследованных лиц. Врачу не следует забывать, что не всегда индивидуумы с высока ли соматометрическими показателями опережают сверстников в темпах роста и развития, а индивидуумы с низкими показателями отстают. Поэтому в программу спортивно-медицинских   исследований спортсменов целесообразно включить оценку биологического возраста. В современном спорте эмпирически сложилось два направления в подготовке юных спортсменов. Одно из них преследует цель достижения высоких спортивных результатов в раннем возрасте, второе-достижение высоких спортивных результатов в период морфофункциональной зрелости спортсмена. Тренеры - представители первого направления используют методику форсированной подготовки юных спортсменов, акцентируя направленность тренировочного процесса на преимущественное совершенствование «ведущей системы» или качеств. Очевидно, эта тенденция возникла вследствие того, что в каждой популяции имеются дети, опережающие сверстников в темпах роста и раз­вития организма и, в связи с этим, способные переносить значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки и показывать высокие спортивные результаты. Второй подход к системе подготовки спортсменов высокого класса базируется на представлениях о том, что достижение высших результатов требует напряжения всех физических и психических сил и не может быть запланировано ранее достижения морфофункциональной зрелости. С позиций спортивной медицины более оправдана такая система спортивной тренировки, при которой в основу планирования характера, объема и интенсивности физических нагрузок положен учет морфофункциональной зрелости систем жизнеобеспечения. Хотя при подобном подходе к системе подготовки спортсменов высокого класса больше времени затрачивается на предварительный и начальный этапы спортивной специализации и высокие результаты планируются в более старшем возрасте, но при этом обеспечивается основной принцип системы физического воспитания, согласно которому физическая культура и спорт прежде всего должны использоваться для правильного физического развития, укрепления здоровья и повышения функциональных возможностей детей и подростков.

Индивидуальные особенности роста и развития юных спортсменов, учитывая влияние акселерации на современный спорт, необходимо принимать во внимание и при отборе. Отбор детей, способных без вреда для здоровья в течение 6 -10 лет переносить значительные психоэмоциональные и физические нагрузки и в 15-19 лет показывать спортивные результаты международного класса, является важным элементом современной системы воспитания резерва спорта высших достижений. Известно, что эта система предусматривает выделение основных этапов и направленности тренировочного процесса, выбор средств и методов технической, функциональной и психологиче­ской подготовки в зависимости от возраста, пола и индивидуальных морфофункциональных особенностей детей и подростков. Поэтому врачебные рекомендации при отборе детей для воспитания резерва спорта должны иметь описание задач и содержания каждого этапа многолетнего тренировочного процесса.

 

1.2 Влияние занятий легкой атлетикой на организм подростков

Среди средств физического воспитания детей, подростков и юношей различные виды бега, прыжков и метаний занимают одно из важнейших мест. Это объясняется их доступностью, динамичностью, эмоциональностью и естественностью. Правильно организованные занятия по легкой атлетике в комплексе с другими средствами физического воспитания должны содействовать:

1.       укреплению здоровья детей и подростков;

2.       гармоничному физическому развитию;

3.       развитию физических, моральных и волевых качеств;

4.       воспитанию организационно-физкультурных и санитарно-гигиенических навыков.

Умело применяемые легкоатлетические упражнения способствуют улучшению обмена веществ, укреплению нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также формированию правильной осанки. Подготавливая подростка к достижению высоких спортивных результатов, не следует забывать, что его организм отличается от организма взрослого и что подросток это не взрослый в миниатюре. При физической работе кровоток увеличивается в 40- 60 раз и более и скелетные мышцы пропускают через себя кровь в большом количестве.

Итак, сердце работает с участием более 600 помощников - «периферических сердец», которые обеспечивают кровообращение и кровоснабжение организма. Эти помощники способны развивать давление, превышающее максимальное артериальное. А коль скоро скелетные мышцы могут развивать такое большое давление, то они одни способны у человека в положении стоя поднять кровь из нижних конечностей к правому предсердию.

Все наблюдения над юными спортсменами показывают их лучшее физическое развитие по сравнению с подростками, не занимавшимися физическими упражнениями. Однако такие сопоставления говорят не только о бесспорном положительном влиянии мышечной тренировки, но и о влиянии отбора при комплектовании различных спортивных школ и команд. Физически лучше развитые подростки скорее добиваются успехов в спорте. Именно поэтому лучшее физическое развитие по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом, обнаруживается у детей, только что приступающих к занятиям в детских спортивных школах. Значение отбора проявляется также и в том, что подростки, специализирующиеся  в  различных  видах  спорта,  оказываются неодинакового развития.

Так, например, при сопоставлении прироста становой силы у юных легкоатлетов, боксеров и конькобежцев лучшие показатели были отмечены у конькобежцев, при сопоставлении же силы мышц рук лучшие показатели наблюдались у боксеров и легкоатлетов.

Вопрос о диапазоне изменений различных показателей физического развития детей в различные возрастные периоды в связи со специализированным влиянием двигательной деятельности и среды представляет очень большой интерес. Систематическая, хорошо организованная тренировка обычно, как указывалось выше, приводит к улучшению функций сердечно-сосудистой системы, улучшает реакцию на мышечную работу, расширяет функциональные возможности детей школьного возраста. Так, например, при проведении функциональных проб (интенсивный бег в течение 7 минут) была обнаружена значительная разница у тренированных и нетренированных юных спортсменов по данным электрокардиографии.

У малотренированных наблюдалось большее учащение сердечных сокращений и большее увеличение систолического показателя. Более выраженная реакция отмечается и в показателях артериального кровяного давления. У тренированных спортсменов сдвиги были значительно меньшими и скорее наступало восстановление.

Таким образом, под влиянием физических упражнений у детей и подростков увеличиваются резервные возможности дыхания; отчетливо возрастает ЖЕЛ и МВЛ, большее количество кислорода используется из литра вентилируемого воздуха, возрастает кислородтранспортная функция  кровообращения,  растет  кислородная  емкость  крови, совершенствуются механизмы тканевого дыхания, возрастает способность продолжения физических нагрузок в выраженных гипоксемических  и  гиперкапнических состояниях с образованием большего кислородного долга. В процессе систематических спортивных тренировок у юных спортсменов улучшается нейрогуморальная регуляция дыхания при мышечной работе, обеспечивается лучшее согласование работы дыхания при выполнении упражнений как с мышечной, так и с другими функциональными  системами  организма;  отмечается  нарастание процессов экономизации системы дыхания и в условиях покоя, и при стандартных физических нагрузках. Подобная направленность изменений дыхательной функции свидетельствует о расширении возможностей организма с возрастом и предоставляет возможность спортивному врачу объективно оценить функциональную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.