Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развиию способности контролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально–ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды двежений, способствует освоению элементов плясок и танцев.
Для того, чтобы выяснить, действительно ли комплекс ритмической гимнастики может повлиять на формирование координациидвижений у детей старшего дошкольного возраста проводолись исследование, которое состояло из 3 этапов. Первый этап был посвящен диагностической деятельности. Были выбраны две подгруппы детей старшего дошкольного возраста: контрольная группа и экспериментальная. В обеих группах детям были предложены упражнения для оценки ориентационной способности. При определннии уровня координации детей в зависимости от выполнения различных элементов использовались оценки от 1 до 3 баллов. Правильное одновременное выполнение оценивалось в 3 балла; неодновременное, но правильное – 2 балла; верное выполнение после повторного показа – 2 балла; неверное, симметричное – 1 балл. Результаты диагностики представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Экспериментальная группа
| |Упражнения для рук |Упражнения для ног | |И.Ф. ребёнка | | | | |Упр. |Упр. |Упр. |Упр. |Упр. |Упр. | | |№ 1 |№ 2 |№ 3 |№ 4 |№ 5 |№ 6 | |1.Смирнова |1 |2 |1 |1 |2 |1 | |2.Якубова |1 |1 |3 |1 |1 |2 | | 3. Семчек |2 |1 |1 |1 |1 |2 | | 4. Лопарёнок |1 |3 |2 |1 |1 |1 | | 5. Циунчик |1 |1 |3 |2 |1 |1 | | 6. Новославская |1 |1 |1 |1 |1 |1 | | 7. Костюк |1 |2 |1 |2 |1 |2 | | 8. Михайлов |1 |1 |1 |1 |1 |1 | | 9.Белохвост |1 |3 |1 |2 |1 |1 | | 10. Кез |1 |2 |1 |1 |1 |2 |
Таблица 2
Контрольная группа | |Упражнения для рук |Упражнения для ног | |И.Ф. ребёнка | | | | |Упр. № |Упр. № |Упр. № |Упр. № |Упр. № |Упр. № | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 | |1. Ковалева |1 |2 |1 |3 |2 |1 | |2. Семенова |1 |3 |1 |1 |1 |1 | |3. Никитко |2 |1 |1 |2 |1 |1 | |4. Савченко |2 |1 |1 |1 |2 |1 | |5. Летецкая Юля |3 |2 |1 |1 |1 |2 | |6. Карнейчик Лена |2 |1 |1 |1 |1 |1 | |7. Курдун Вика |1 |2 |1 |1 |3 |2 | |8. Буйневич Маша |2 |1 |2 |1 |2 |1 | |9. Морозов Олег |1 |1 |1 |2 |3 |1 | |10. Шестель Инесса |2 |1 |1 |1 |1 |1 |
На втором этапе исследования проводилась работа по разучиванию двух комплексов ритмической гимнастики с экспериментальной группой детей. Видеосъёмка данных видов занятий прилалается.
На третьем этапе вновь была проведена диагностика координационных способностей детей обеих подгрупп. Результаты повторного исследования занесены в таблицы 3, 4.
Таблица 3
| |Упражнения для рук |Упражнения для ног | |И.Ф. ребёнка | | | | |Упр. № |Упр. № |Упр. № |Упр. № |Упр. № |Упр. № | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 | |1.Смирнова |2 |3 |2 |1 |2 |3 | |2.Якубова |3 |3 |3 |2 |2 |3 | | 3. Семченко |2 |2 |2 |2 |3 |3 | | 4. Лопарёнок |3 |3 |3 |3 |1 |2 | | 5. Циунчик |2 |3 |3 |2 |2 |3 | | 6. Новославская Лиза|3 |2 |3 |3 |2 |2 | | 7. Костюкевич Артем |2 |2 |1 |3 |3 |3 | | 8. Михайловская Катя|2 |2 |2 |2 |2 |2 | | 9.Белохвостов Антон |3 |3 |2 |3 |2 |3 | | 10.Кез Артём |2 |2 |3 |2 |3 |3 |
Таблица 4
Контрольная группа. |И.Ф. ребёнка |Упражнения для рук |Упражнения для ног | | |Упр. № |Упр. № |Упр. № |Упр. № |Упр. № |Упр. № | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 | |1. Ковалева Маша |1 |2 |2 |2 |1 |1 | |2. Семенова Катя |2 |1 |2 |2 |1 |1 | |3. Никитко Сергей |1 |1 |2 |1 |2 |2 | |4. Савченко Миша |2 |2 |1 |2 |1 |1 | |5. Летецкая Юля |3 |2 |1 |1 |2 |1 | |6. Карнейчик Лена |2 |1 |1 |2 |2 |1 | |7. Курдун Вика |2 |1 |2 |1 |3 |2 | |8. Буйневич Маша |2 |1 |2 |2 |2 |2 | |9. Морозов Олег |1 |1 |2 |3 |1 |1 | |10. Шестель Инесса |1 |1 |2 |1 |1 |2 |
Выводы по 2 главе
Из всего выше сказанного следует, что развитие координационних движений осуществляется уже с раннего возраста. Поэтому работу по развитию координационных способностей нужно проводить, начиная с младших групп. Но так как совершенствование координации у маленьких детей - процесс сложный и трудный, отмечено, что наиболее благоприятный период для развития координационных способностей это старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).
Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки на какаую-либо часть тела, и точность исполнения, и собственно развитие всего организма в целом. Поэтому работу по формированию координационных движений следует проводить на занятиях, которые будут детям интересны, а сложность по своей сути не будет отвлекать малышей от работы. К занятиям такого рода и относится ритмическая гимнастика.
Заключение
Для проверки эффективности разработанных комплексов ритмической гимнастики для воспитания коопдинационных способностей у детей старшего дошкольного возраста был проведён сравнительный педагогический эксперемент, результаты которого позволили рассмотреть изменения в уровне развития исследуемых способностей.
Положительные сдвиги в уровне координационных способностей отражают влияние целенаправленного педагогического воздействия, о чём свидетельствуют более выраженные изменения показателей у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Разумеется, положительные изменения произошли и в контрольной группе, где конечно результаты отличались от исходных данных. Одноко темп прироста в экспериментальной группе оказались значительно выше, чем в контрольных.
В результате проведенного эксперемента выявилась эффективность разработанных комплексов. Полученные результаты исследования показали, что использование комплексов ритмической гимнастики могут находить широкое применение в детских дошкольных учережднниях. В процессе занятий повышается уровень координационных способностей детей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично.
В результате всей проводимой работы: подготовка детей к занятиям, поэтапное разучивание движений, чёткий показ воспитателя с согласованными коментариями, учёт принципов систематичности и последовательности, дети стали лучше ориентироваться в окружающем пространстве, у малышей повысилась естественная активность, движения стали более точные, динамичные. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза имеет не только теоретическое, но и практическое подтверждение.
Список используемых источников
1. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). - М.: Просвещение, 1984г.
2. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). – М.: Просвещение, 1984г.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1968г.
4. Дети и здоровье. - (Материалы научно-практической конференциипо проблемам физического воспитания) Омск, ОГИФК, 1993г.
5. Журналы //Дошкольное воспитание//, 1993г. № 2,3,9; 1996г. №11
6. Иваницкий А. В., Матов В. В., Иванова О. А., Шарабарова И. Н.
Ритмическая гимнастика на ТВ. - М.: Советский спорт, 1989г.
7. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер. - Утреняя гимнастика под музыку. - М.: Просвещение, 1977г.
8. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер Утреняя гимнастика под музыку. - М.: Просвещение, 1984г.
9. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Просвещение, 2000г.
10. Кряж В. Н., Ветошкина Э. В., Боровская Н. А. Гимнастика. Ритм.
Пластика. - Мн.: Полымя, 1987г.
11. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1981г.
12. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М.:
Просвещение, 1978г.
13. Раевская Е. П., Руднева С. Д. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М.: Просвщение, 1991г.
14. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М.: Просвещение, 1989г.
15. Теория и практика физической культуры (Научно-теоретический журнал)
№11, 1990г.
16. Физическая подготовленность дошкольников. Сборник научных трудов.
М.: - 1988г.
17. Б. Эрбах, У. Польстер Гимнастика круглый год. - Мн.: Полымя, 1984г.
Приложение1
Комплекс ритмической гимнастики №1 для старшей группы
Построение в ширенгу. Маршем дети идут по кругу, перестраиваясь затем через центр по 4 человека в 4 колонны.
1. “Наклоны головы в сторону”
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вправо,
2 - И.п., 3 –наклонить голову влево, 4 - И.п.
2.“Наклонны головы вперед и назад”
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вперёд,
2 – И.п., 3 – наклонить головуназад, 4 – И.п.
3.”Поднимание плеч”
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - поднять плечё, 2 – опустить, 3-4 – повторить. Упражнение выполняется с правого плеча, затем с левого.
4. “Плечи вперед и назад”.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 – поднять оба плеча, перевести их вперед, 3-4 – И.п., 5-6 – поднять плечи, перевести их назад, 7-8 – И.п.
5.”Поднимание стопы на носок”
И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу на насок, согнув её в колене, при этом делая плавные движения руками перед собой , 2 – тоже с левой ноги, 3-4 – повторить.Тоже на обеих ногах.
6.“Хлопни”
И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 –развести рукив стороны, 2
– поднятся на насочки, хлопнуть над головой прямыми руками, 3 –
И.п., 4 – согнуть ноги в коленях, хлопнуть внизу перед собой.
7.“Повернись”.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – повернуться вправо, присесть, сделать хлопок, 2 – И.п., 3 – то же в левую сторону, 4 –
И.п.
8.”Часики”.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки прямые в замочке над головой. 1 – наклониться вправо, сказать “Тик”, 2 – И.п., 3 – наклониться влево, сказать “Так”, 4 – И.п.
9.”Спрятались-показались”.
И.п.: о. с. 1- присесть, 2 – выпрямить ноги, 3 – присесть, 4 – И.п.
10. “Хлопни под ногой”.
И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу, согнутую в колене, сделать хлопок, 2 – И.п., 3 – то же с левой ноги, 4 – И.п.
11. “Попрыгаем”.
И.п.: ноги вместе, руки на поясе.
“Крестик” – прыжки, скрещивая ноги.
“Из стороны в сторону”
12.”Бег на месте, захлест назад”
13.”Марш на месте”.
И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 - маршируя на месте поднять обе руки вверх, сделать вдох, 3-4 - маршируя на месте опустить руки, сделать выдох.
Волнообразные движения руками в сторону и вперёд.
14.“Спрячем ножки”.
И.п.: сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки упор сзади. 1 – согнуть в колене правую ногу, 2 – И.п., 3 – то же с левой ноги. Затем тоже 2 ноги вместе.
15.”Наклонись пониже”.
И.п.: сидя на полу, ноги врозь, руки на поясе. 1-4 – наклониться вперёд, делая шагающие движения руками, 5-8 – возвратиться в исходное положение. Затем делать наклоны к правой и левой ноге.
16.”Потянемся”.
И.п.: сидя на коленях, руки внизу.1 – подняться на колени, сделать хлопок над головой, 2 – опуститься, коснуться носочков ног справа,
3 - подняться на колени, сделать хлопок над головой, 4 - опуститься, коснуться носочков ног слева.
17.”Повернём ноги”.
И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой. 1 – обе ноги положить вправо, 2 – И.п., 2 – тоже влево, 4 – И.п.
18.”Брёвнышко”.
И.п.: лежа на спине, ноги прямые, вместе, руки прямые над головой.
1-2 - перевернуться на живот, стараясь не сгибать рук и ног, 3-4 –
19.”Корзиночка”.
И.п.: лёжа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-4 – ноги согнуть в коленях, взяться руками за щиколодки, погнуться, удерживая такое положение, 5-8 – И.п.
20.”Отдыхаем”.
И.п.: лёжа на спине в любом удобном положении.
Марш, перестроение из колонн в круг, уход из зала.
Приложение 2
Комплекс ритмической гимнастики №2 для старшей группы
Построение в ширенгу. Маршем дети идут по кругу. Перестроение в 3 звена.
1. “Наклоны головы”
И.п.: стоя, ноги врозь, руки на пояс.1- повернуть голову направо, поднять правое плечо, 2-И.п., 3-то же в другую сторону, 4- И.п.
2. “Круг головой”
И.п.: стоя, ноги врозь, руки на пояс.1-8 – повернуть голову на право, сделать круг головой , 9-16 – то же в другую стопону.
3. “Поднимем плечи”
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – поднять оба плеча, подняться на полупальци, 2 – И.п.
4. “Будь внимательным”
И.п.: о.с. 1 – правая рука на пояс, 2 – левая то же, 3 – правая к плечу, 4 – левая то же, 5 – правая вверх. 6 - левая то же, 7-8 – хлопки над головой, 9-18 – действия выполняются в обратном порядке, хлопки по бедрам.
5.“Спрятались-показались”
И.п.: о.с. 1 – полуприсесть, руки к плечам, 2 – левая рука вправо с поворотом туловища вправо, 3 - полуприсесть, руки к плечам, 4 – правая рука влево с поворотом туловища влево.
6.“Наклоны вперёд”
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – наклон вперёд с отведением правой прямой руки вперед, 2 – И.п., 3 - – наклон вперёд с отведением левой прямой руки вперед, 4 – И.п.
7.“Каблучок”
И.п: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклониться в павую сторону, поднимая левую руку через верх вправо, поставить правую ногу на каблук, 2 – И.п., 3 – то же в левую сторону, 4 – И.п.
8.“Присядь”
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – повернуться на правво, присесть на левое колено, поднять обе руки вверх, 2 – И.п., 3 – то же в другую сторону, 4 – И.п.
9.“Крестик”
И.п.: ноги на ширине плеч, руки прямые в стороны. 1 - согнуть, поворачиваясь немного вправо, левую ногу, локтём правой руки коснуться колена левой ноги, 2 – И.п., 3 – то же с поворотом влево, 4 – И.п.
10. “Скакалка”
И п.: стоя, ноги вместе, в руках будто скакалка. Исполняются прыжки в такт музыке на двух ногах, затем на правой, на левой, потом поременный бег, руками имитируются движения скакалкой.
11.“Марш на месте”.
12. “Хлопни”
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-3 – волнообразные движения правой рукой перел собой, 4 – хлопок, 5-7 – то же в другую сторону, 8 – хлопок.
13. “Ногу выше”
И.п.: сидя на полу, ноги вместе, вытянуты, руки упор сзади. 1 – поднять правую ногу, 2 – согнуть ногу в колене, поставить за левой ногой, 3 – поднять првую ногу вверх, 4 – И.п., 5-8 – повторить с левой ноги.
14. “Шлепаем по лужам”
И.п.: сидя на полу, ноги вместе, согнуты в коленях, руки упор сзади.1 – поднять правую ногу, выпрямить её в колене, наклонить голову вправо, 2 – опустить правую ногу, поднять левую, голово налево.
15. “Ползём”
И.п.: сидя на полу, ноги врозь, вытянуты, руки согнуты в локтях. 1- 8 – продвижение вперёд поочередно то с правой, то с левой ноги, 9-16 – то же назад.
16. “Ветерок”
И.п.: стойка на коленях, руки вверх. 1-2 – наклон вправо, 3-4 – наклон влево, 5-6 – наклон вперёд, руки назад, 7-8 – И.п.
17.“ Кошечка”
И.п.: упор на коленях. 1 – низко опустить голову, прогнуть спину ввепх, 2 – поднять голову, прогнуть спину вниз.
18. “Лягушка”
И.п.: упор лежа на бедрах, ноги врось. 1-4 – прогнуться, согнуть ноги в коленях, головой коснуться стоп, 5-6 – удержать принятое положение, 7-8 – И.п.
19.”Отдыхаем”
И.п.: лёжа на животе, руки под подбородком, локти в стороны. 1-2 – согнуть правую (левую) ногу, отводя колено в сторону, 3-4 – И.п.
Маршем дети перестраиваются из звеньев в круг, хлопки в такт музыке, уход из зала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6