Рефераты. Влияние пищевых веществ на функционирование эндокринной системы

Белок, который содержал бы все заменимые и незаменимые аминокислоты в оптимальном соотношении в природе не встречается. Однако белки животного происхождения считаются полноценными, потому что незаменимых аминокислот в них столько же или больше, чем в идеальном белке. Большинство растительных белков является неполноценным, так как содержат некоторые незаменимые аминокислоты в меньшей степени, чем идеальный белок. [1,5,8,6, 7]

Оптимальное соотношение жировых компонентов в рационе. Важное значение имеют жиры, так как они содержат в большом количестве полиненасыщенные жирные кислоты (незаменимые пищевые вещества), а также фосфолипиды, необходимые для обновления клеток и внутриклеточных структур. Растительные жиры в рационе должны составлять не менее 30%. Оптимальным считается следующее соотношение жирных кислот в пищевом рационе: Насыщенные жирные кислоты - 30%, мононенасыщенные - 60%, полиненасыщенные - 10%. Этого можно достичь при соблюдении в рационе соотношения растительных и животных жиров как 3 - 7.

Оптимальная потребность в углеводах. Углеводная часть пищевого рациона состоит преимущественно из крахмала, но включает также целлюлозу, гемицеллюлозу, пектин, ди - и моносахариды. На сегодняшний день именно потребление сахара и кондитерских изделий неуклонно возрастает, что становится опасным для здоровья. В желудочно-кишечном тракте сахароза быстро расщепляется на молекулы глюкозы и фруктозы, глюкоза легко всасывается в кровь, вызывая секрецию инсулина поджелудочной железы. При увеличении попадания в кровь глюкозы, происходит усиленная секреция инсулина, который может значительно изменить нормальный гормональный статус организма человека. Поэтому рекомендуется, чтобы содержание моно - и дисахаридов в суточном пищевом рационе не превышало 50-100 граммов, причем чтобы это количество распределялось по отдельным приемам пищи.

Потребление сахара способствует образованию кариеса зубов, чрезмерное потребление сахара ведет к риску предрасположенности к сахарному диабету.

Оптимальная потребность в пищевых волокнах. В рацион обязательно должны входить пищевые волокна, а особенно растительные волокна, такие как пектин и клетчатка. Рекомендуемое потребление веществ составляет 10 граммов в сутки. Растительные волокна улучшают моторную функцию желудочно-кишечного тракта, способствуют ликвидации застойных явлений в кишечнике.

Потребность в минеральных веществах. Обычный набор пищевых продуктов, включающий достаточное количество овощей, фруктов, хлеба и молока, как правило, удовлетворяет потребности организма человека во всех необходимых ему минеральных веществах. [1,5,3,]

В мире выявлены те районы и области, в почве которых содержалось пониженное количество того или иного минерального вещества, что приводило к недостаточному потреблению этого вещества населением и к развитию определенных патологических симптомов. Чаще всего в таком случае в продукты массового потребления искусственным путем добавляются недостающие минеральные вещества, например в поваренную соль вводится йод (для правильного функционирования щитовидной железы) или в воду - фтор (для профилактики кариеса зубов).


Режим приема пищи


Перед каждым приёмом пищи происходят определённые химические реакции, в результате которых: выделяется слюна, желудочный сок, желчь, и т.д. Все эти процессы условно - рефлекторны, и происходят в ответ на запах, вид пищи. При постоянном режиме питания, в определенное время вырабатывается слюна и желудочный сок, которые способствуют лучшему перевариванию и усвоению пищи.

При составлении рациона питания детей, нужно учитывать дробность приемов пищи в течение суток. Например, одно - или двухразовое питание нецелесообразно и опасно для здоровья, так как на один приём приходится обильное количество пищи. Очень часто это приводит к заболеваниям сердечно - сосудистой системы и ЖКТ. Практически здоровому ребенку рекомендуется 3х, 4х - разовый режим питания. Когда позволяют условия, можно вводить один или два дополнительных приёма пищи: между завтраком и обедом и между обедом и ужином, при этом количество продуктов на один прием становится меньше, что облегчает работу желудка.

Каждый из приёмов пищи должен содержать оптимальное количество белков, жиров, углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.

Ещё одним принципом правильного режима питания является наиболее физиологическое распределение количества пищи по ее приемам в течении дня. Многочисленными наблюдениями подтверждается, что наиболее полезен для человека такой режим, при котором за завтраком и обедом он получает более двух третей общего количества калорий суточного рациона, а за ужином - менее одной трети. [1,5,8,9,2]


5. Оптимальный режим питания для школьников и распределение энергии по приемам пищи


Для детей школьного возраста оптимальным является 4-5-разовое питание с 3,5-4-часовыми интервалами между приемами пищи. Кратность приема пищи существенно влияет на качество ее переваривания и усвоения.

Школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие

Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе школьников должно быть 1: 1: 4 или 1: 1: 5.

Содержащиеся в пище белки, жиры и углеводы выполняют две главные функции. Во-первых, они являются пластическим материалом для организма, клетки которого постоянно обновляются, во-вторых, дают энергию. Однако они далеко не равноценны в выполнении функций. Основную энергетическую нагрузку несут в организме углеводы, которые обеспечивают более половины энергетических трат человека. Известно, что во время напряженной умственной работы возникает высокая интенсивность обменных процессов в головном мозге, причем в качестве энергетического ресурса преимущественно используется глюкоза.

Одним из условий рационального питания является распределение приемов пищи в течение дня по объему, от которого зависит чувство насыщения. Так, достаточная по калорийности и питательной ценности, но малая по объему пища не будет казаться сытной. Однако избыточная пища нарушает нормальное функционирование пищеварительных органов.

Суточный объем пищи вместе с выпиваемой жидкостью должен быть 2,5-З кг. Из этого количества завтрак составляет 600 г (400 г на основное блюдо и 200 г на горячие напитки), обед - 1000 г (400-500 г - на первое, 300 г - на второе и 200 г - на третье), полдник - 300 г, ужин - 500 г (300 г на основное блюдо и 200 г на питье). Рекомендованные объемы по отдельным приемам пищи представлены без учета хлеба. [9,2]


6. Задача: Составить меню обеда, учитывая нормы потребности в основных пищевых веществах (белки, жиры и углеводы) иэнергии, для женщины (40 лет), 1 группа интенсивности труда


При составлении пищевого рациона следует исходить из утвержденных норм пищевых веществ и энергетической ценности. При этом нужно учитывать количество приемов пищи. При составлении 1 приема пищи (обед) для 4х разового режима питания будем учитывать нормы физиологических потребностей для данной категории (табл.6.1):


Таблица 6.1.

Нормы физиологических потребностей для 1 ГИТ.

возраст

пол

энергия

белки

жиры

углеводы

40 лет

Жен.

1800

всего

Жив.

60

257

58

32

Минеральные вещества

Ca

p

Mg

Fe

Zn

J

C. мг

1200

1800

300

18

12

0.13

70

Витамины

А, мкг

Е, мг

В1, мг

В2, мг.

В6, мг.

Ниацин, мг.

Фолат. мкг.

В12, мкг.

D, мкг.

800

12

1,3

1,5

1,6

17

200

3,0

2,5


При составлении рациона учитывают группу интенсивности труда.

I группа - работники преимущественно умственного труда. Руководители предприятий и организаций, инженерно-технические работники, труд которых не требует существенной физической активности; медицинские работники, кроме врачей-хирургов, медсестер, санитарок. Педагоги, воспитатели, кроме спортивных. Работники науки; работники литературы и печати; культурно-просветительные работники; работники планирования и учета; секретари; делопроизводители; работники разных категорий, труд которых связан со значительным нервным напряжением (работники пультов управления, диспетчеры и др.). [1,5,8,9,2]

Учитывая 1 группу интенсивности труда, следует использовать нежирную рыбу, нежирные молочные продукты, белково-молочную пасту. Кроме того, для улучшения биологической ценности белков зерновых продуктов в рацион вводят широкий ассортимент круп, дополняющих друг друга по аминокислотному составу, обогащать рацион клетчаткой и пектиновыми веществами.

Таблица 6.2.

Распределение суточной нормы белков, жиров и углеводов по приёмам пищи:


Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Калорийность, ккал

Суточная норма потребления

58

60

257

1800

Обед (45%)

26

27

116

810

При составлении комплексных приёмов пищи, необходимо учитывать, что:

1) В процессе тепловой обработки теряется некоторое количество пищевых веществ. В среднем, потери составляют: Белки - 6%, жиры - 12%, углеводы-9%. Поэтому, при расчете пищевой ценности учитывают коэффициенты 0,94; 0,88 и 0,91 соответственно.

2) Организм человека не усваивает вещества не полностью. Процент усвоения зависит от особенностей организма, от вида тепловой обработки и т.д. Коэффициенты усвоения составляют: белки - 0,845, жиры-0,94, и углеводы - 0,956. [1,5,8,9,2]


Таблица 6.3.

Меню обеда.

Номер рецептуры

Наименование блюда

Выход, г

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г.

Кало-

рий-

ность.

1

2

3

4

5

6

7

15

Салат из болгарского перца

100

1,7

7,4

6,8

97,6

73/2

Борщ сибирский

300/25

11,1

3,6

22,4

260,4

377/2

Рис отварной

200

5,0

10,7

55,7

564,1


Сосиски отварные

150

10

8,4

57,6

592

493/2

Кисель из сушеных яблок

200

0,7

-

38,5

349,3

Итого


575

28,5

32,1

130

1412,4

С учётом потерь при ТО



26,27

28,48

118,3


С учётом усвояемости



25,9

27,2

116,5



В предложенном рационе белков и жиров не превышает 2г, углеводов 10г. Виды тепловой обработки: варка, жарка.


Литература


1.                Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1982, - 226с.

2.                Брейтбург А.М. Рациональное питание. М., Госторгиздат, 1998, - 220с.

3.                Воробьев В.И. Организация диетотерапии в лечебно-профилактических учреждениях. М.: Медицина, 1983, 254с.

4.                Корнеев Н.А. Питание вашего ребенка. - Омск: Омич, 1992, - 126с.

5.                Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. - М: Медицина, 1987, - 158с.

6.                Минх А.А., Общая гигиена. - М., 1984, - 456с.

7.                Покровский В.А. Гигиена. М.: Медицина. 1999, - 358с.

8.                Покровский В. А, М.А. Самсонов. Справочник по диетологии. 1981, 426с.

9.                Румянцев Г.И., Воронцов М.П., Общая гигиена. - М., 1990, - 320с.

10.           Чайковский А.М., Шенкман А.Б. Искусство быть здоровым. Сборник, часть 1 и 2. - М.: Физкультура и спорт, 1989, 220с. .


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.