Рефераты. Влияние лечебной физической культуры на людей пожилого возраста в системе реабилитации

1.3 Лечебная физическая культура в системе реабилитации пожилых людей


Реабилитация – это комплекс медицинских, юридических, социально-
экономических, педагогических мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма (здоровья физического или психического) и трудоспособности больных и инвалидов, а также на восстановление нарушенных социальных связей [38; 213].

Различают медицинскую, социальную, психологическую и профессиональную реабилитацию.

Медицинская реабилитация – объединяет лечебные меры, направленные на восстановление здоровья человека – нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Мероприятия по медицинской Р. разрабатываются на основе рекомендаций специалистов лечебно-профилактических учреждений по месту диспансерного наблюдения. Они включают восстановительное лечение, реконструктивную хирургию, технические средства медицинской Р., а также другие мероприятия, определяемые территориальной программой обязательного медицинского страхования и целевыми региональными программами по медико-социальной реабилитации инвалидов.

Социальная реабилитация – представляет собой систему экономических, социальных и правовых мер, направленных на создание условий для преодоления инвалидом ограничений жизнедеятельности путем восстановления утраченных функций, навыков социального общения, а также обеспечивающих поддержание на определенном уровне равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Психологическая реабилитация психологическая помощь и коррекция в виде психологического консультирования, тренинга, обучения психосоциальным навыкам, консультаций психотерапевта. Направлена на профилактику стрессов и снятие психического напряжения, обучение психологической защите и совершенствование навыков общения, на помощь в поиске путей решения своих проблем. Реализация этих задач ориентирует на преодоление в сознании человека представления о безысходности его положения, на восстановление защитных внутренних сил и формирование уверенности и мотивации к преодолению трудностей. Психологическая Р. осуществляется в форме как индивидуального консультирования, так и групповой работы с клиентами.

Профессиональная реабилитациякомплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности в доступных видах труда, а также на достижение человеком материальной независимости и самообеспечения. Данное направление должно включать:

·                   экспертизу потенциальных профессиональных способностей, профориентацию и отбор;

·                   профессиональное обучение и переобучение;

·                   трудоустройство и адаптацию к работе;

·                   организацию форм надомного труда, наиболее реального для пожилых, имеющих инвалидность;

·                   обеспечение необходимыми техническими средствами для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места к функциональным возможностям инвалида.

Реабилитация предполагает предварительное решение таких вопросов, как установление степени нарушения функций органов и систем организма, определение трудоспособности и трудового прогноза, разработка плана восстановительных мероприятий и др. При длительной временной и при наступлении стойкой нетрудоспособности степень нарушения функций организма и способность его к компенсации оценивает государственная служба медико-социальной экспертизы [38; 213].

В России в систему реабилитации больных и инвалидов входят лечебно-реабилитационные учреждения (медицинские и санаторно-курортные), реабилитационные центры, общественные организации лиц, имеющих инвалидность и др.

Реабилитация – это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально – оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе.

Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания. Среди прочих медицинских дисциплин реабилитация занимает особое место, так как рассматривает не только состояние органов и систем организма, но и функциональные возможности человека в его повседневной жизни после выписки из медицинского учреждения [43; 165].

Общие противопоказания к применению реабилитационных мероприятий включают сопутствующие острые воспалительные и инфекционные заболевания, декомпенсированные соматические и онкологические заболевания, выраженные расстройства интелектуально-мнестической сферы и психические заболевания, затрудняющие общение и возможность активного участия больного в реабилитационном процессе.

Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из ее основоположников К. Ренкером (1980):

1.                Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность).

2.                Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её аспектов (комплексность).

3.                Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность).

4.                Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость).

Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих мероприятий (Роговой М А 1982):

1.                Медицинский аспект – включает вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана.

2.                Физический аспект – охватывает все вопросы связанные с применением физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с повышением физической работоспособности.

3.                Психологический аспект – ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений.

4.                Профессиональный – у работающих лиц – профилактика возможного снижения или потери трудоспособности; у инвалидов – по возможности, восстановление трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности, трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, трудового обучения переквалификации.

5.                Социальный аспект – охватывает вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества и производства.

6.                Экономический аспект – изучение экономических затрат и ожидаемого экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения, формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально-экономических мероприятий.

Для реализации всех этих направлений важное значение имеет материально-техническая и штатная обеспеченность реабилитационных учреждений. Структура и оснащенность отдельных кабинетов и подразделений определяется мощностью учреждения и составом больных проходящих реабилитацию [43; 166].

Наиболее общими структурными подразделениями являются: отделение физиотерапии, включающее кабинеты аппаратной физиотерапии, залы лечебной гимнастики и механотерапии, кабинеты мануальной терапии, лечебного массажа, иглорефлексотерапии; отделение либо кабинет трудотерапии, при осуществлении профессиональной реабилитации – комплекс различных мастерских: отделение (кабинеты) функциональной диагностики; отделение (кабинет) психодиагностики и психотерапии: по возможности (в крупных центрах) – комплекс лабораторий для проведения клинических и биохимических исследований, рентгенологическое отделение.

Основными специалистами, входящими в бригаду, являются специалисты по реабилитации и физиотерапии, медицинский психолог, психотерапевт, социальный работник, при необходимости – логопед. Бригаду возглавляет врач-реабилитолог.

Реабилитация больных и инвалидов является в настоящее время одним из приоритетных направлений медицины как в нашей стране, так и за рубежом. Первоочередными задачами, стоящими перед реабилитологами, являются: совершенствование методов восстановительного лечения; разработка критериев эффективности медицинской реабилитации для различных групп больных; совершенствование сбора данных, касающихся больных и инвалидов, с последующим созданием баз данных на местном, государственном и международном уровнях. В нашей стране, помимо этого, очень важно укрепление законодательной базы, относящейся к сфере медицинской реабилитации, а также совершенствование системы подготовки специалистов реабилитологов на вузовском и постдипломном уровнях [33; 76].

Лечебная физкультура (ЛФК) является одним из наиболее важных и действенных методов медицинской реабилитации, который находит самое широкое применение при заболеваниях нервной системы различной этиологии с многообразными клиническими синдромами как в неврологической, так и нейрохирургической практике (Курелла М В, 1962; Каптелин А Ф, 1969; Мошков В Н, 1972, 1982; Найдин В Л, 1972; Семёнова К.А. и др. 1972; Штеренгерц А Е, 1972; Марков Д А, 1973; Тыкочинская Э.Д. и др. 1973; Белая Н А, 1974; и т.д.). Это определяется, с одной стороны широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма – сердечнососудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, а с другой стороны, тренирующим и восстановительным эффектом этих упражнений при дифицитарности или недостаточности различных функций организма [7; 34].

Современные теоретические и практические аспекты лечебной физкультуры позволяют сформулировать наиболее общие принципы применения этого метода медицинской реабилитации в неврологической и нейрохирургической клиниках.

1.  Целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая конкретным функциональным дефицитом в двигательной, чувствительной, вегетативно-трофической сфере, в сердечно-сосудистой, дыхательной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.