Рефераты. Влияние эмоциональных отклонений на внутреннюю картину болезни (на примере онкологических больных)

Ф.Б. Березин описал стадии (уровни) развития тревоги по мере нарастания ее интенсивности («явления тревожного ряда»).

1.                Ощущение внутренней напряженности - это элемент тревожного ряда, отражающий наименьшую интенсивность тревоги, который служит сигналом вероятного приближения более тяжелых тревожных явлений.

2.                Гиперстезические реакции. При проявлении гиперстезических реакций ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при большой их выраженности придают таким стимулам отрицательную эмоциональную окраску. С возникновением гиперстезических реакций может быть связан описываемый П.В.Симоновым переход от поведения, тонко специализированного, к реагированию по типу доминанты Ухтомского, в результате которого множество событий внешней среды становится значимым для субъекта. Усиление реакций на обычно незначимые стимулы и отрицательная эмоциональная окраска нейтральных восприятий любой модальности усиливают тревогу, способствуя появлению ощущения неопределенной угрозы.

3.                Собственно тревога - это центральный элемент рассматриваемого ряда, который  проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерным признаком тревоги является невозможность определить характер угрозы и предсказать время ее возникновения. Неосознаваемость причин, вызвавших тревогу, может быть связана с отсутствием или бедностью информации, с неадекватностью ее логической переработки или неосознаванием факторов, вызывающих тревогу, в результате включения психологических защит. Интенсивность тревоги сама по себе снижает возможность логической оценки информации.

4.                Страх. Отсутствие связи тревоги с определенным объектом делают невозможной какую-либо деятельность, направленную на предотвращение или устранение угрозы. Психологическая неприемлемость такой ситуации вызывает смещение тревоги к тем или иным объектам. В результате неопределенная угроза конкретизируется. Такая конкретизированная тревога представляет собой страх.

5.                Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы. Нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности избежать угрозы, даже если она связывается с конкретным объектом, с определенной ситуацией. Возможность возникновения ощущения неотвратимости надвигающейся катастрофы зависит только от интенсивности тревоги, а не фабулы предшествовавшего страха.

6.                Тревожно-боязливое возбуждение. Потребность в двигательной разрядке при ощущении неотвратимости надвигающейся катастрофы, панические  поиски помощи проявляются в тревожно-боязливом возбуждении, которое представляет собой наиболее выраженное из расстройств тревожного ряда. При тревожно-боязливом возбуждении вызываемая тревогой дезорганизация поведения достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

Проанализировав вышесказанное, мы полагаем, что при рассмотрении феномена тревоги следует выделять:

-   тревогу как реакцию на опасность и тревогу как симптом;

- тревогу как психическое состояние и тревожность как личностную характеристику;

- тревожные состояния как элементы возрастающего по интенсивности тревожного ряда.

Особенности психической деятельности и деятельности соматических систем в условиях нервно-психического напряжения (НПН) описаны Т.А.Немчиным [25]. Выявлено, что высокие степени НПН дезорганизующе влияют на функции внимания,  памяти и эффективность познавательной деятельности в целом. При этом установлено, что у взрослых и пожилых людей сердечно-сосудистая система испытывает большие нагрузки, чем у молодых лиц, а компенсаторные возможности женщин значительно выше, чем у мужчин.

Наряду с физиологическими параметрами при оценке  тревоги широко используются показатели деятельности. Отмечается, что состояние тревоги характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций, вплоть до дезинтеграции деятельности.

Таким образом, тревога проявляется в повышении активности деятельности соматических модальностей организма, в частности, систем энергоснабжения: повышения артериального давления, изменении частоты сердечных сокращений; а также дезорганизующе влияет на протекание психической деятельности, в частности, на характеристики внимания, памяти и, как следствие, на эффективность познавательной деятельности в целом.

По мнению К.Изарда, результаты ряда исследований убеждают в том, что необходимо различать страх и тревогу, хотя ключевой эмоцией при тревоге является страх.

Первым понятия «тревога» и «страх» предложил различать З.Фрейд, отмечая, что тревога «относится к состоянию и не выражает внимания к объекту, между тем как страх указывает как раз на объект» [23, с.252].

В своей работе К.Хорни [23] отмечает, что оба эти термина обозначают эмоциональные реакции на опасность, которые могут сопровождаться физическими ощущениями. Однако между тревогой и страхом есть различия. Изначально Хорни опиралась на признак адекватности (или пропорциональности опасности) реакции. По ее мнению, страх является реакцией, пропорциональной наличной опасности, в то время как тревога является несоразмерной реакцией на опасность или даже реакцией на воображаемую опасность. Однако при дальнейшем рассмотрении  данного вопроса, К.Хорни обнаруживает, что такая попытка разграничения имеет существенный недостаток: вывод о том, пропорциональна ли  реакция, зависит от представлений культуры, которой принадлежит индивид, а также от субъективного восприятия индивидом адекватности реагирования на опасность. Эти соображения заставляют ее внести изменения в определение. Таким образом, окончательно формулируемое различие заключается в том, что как страх, так и тревога является адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна, объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна.

В работе, синтезирующей психоаналитические теории тревоги, Р.Мэй также отмечает, что главное различие между тревожностью и страхом состоит в том, что страх является реакцией на специальную (определенную) опасность, тогда как тревожность неспецифична, рассеяна, беспредметна; и особой характеристикой тревожности является ощущение неопределенности и беспомощности перед лицом опасности [22].

1.3 Характеристика онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта

Онкология - область клинической медицины, занимающаяся диагностикой и лечением опухолевых процессов. Злокачественные формы клеточного роста или увеличение числа клеток, которое происходит автономно  и обнаруживает деструктивно-инвазивный или метастатически распространяющий рост обозначают термином «рак» [27].

В настоящей работе в качестве  объекта исследования были выбраны больные  онкологическими заболеваниями с диагнозами рак прямой кишки и рак желудка. При описании нозологий акцент сделан на психологических факторах  возникновения заболеваний, на особенностях протекания болезни с точки зрения индивидуального восприятия её больными и на личностных конфликтах, связанных с заболеванием.

Термин «онкологический больной» включает не только больных со злокачественными новообразованиями и предопухолевыми заболеваниями, но и лиц, излеченных от злокачественных опухолей. В клинической онкологии выделяют 4 группы.

Клинические группы онкологических больных:

I -  больные с предраковыми заболеваниями

II - больные со злокачественными опухолями, подлежащие радикальному лечению

III - лица, излеченные от рака

IV - больные с запущенной формой рака, подлежащие симптоматическому лечению.

 В настоящей работе в  качестве объекта исследования будут больные II клинической группы, которым предстоит оперативное лечение, с возможной по показаниям, применением лучевой и химиотерапии.

Говоря об этиологии рака выделяют несколько его «возбудителей»: физические вредности (например, ионизирующее излучение) и химические (смолистые вещества при курении  и пр.), генетические, гормональные факторы, а также длительные  эмоциональные стрессы, нервные потрясения. На усиление и ослабление злокачественного роста также влияет состояние иммунной системы человека, уровень сопротивляемости защитной системы организма, сопутствующий эмоциональный фон [27, с.234-235].

Ученые установили, что при стрессе активируется центральная нервная система, которая запускает стрессовую реакцию: активизируется периферическая нервная система и железами внутренней секреции выделяются  различные гормоны.  В организме происходит существенное нарушение биохимических процессов, которое приводит к нежелательным изменениям в органах и тканях. Страдают при этом и органы, ответственные за иммунитет. В условиях стресса в крови резко возрастает уровень гормонов- глюкокортикоидов, высокая концентрация которых подавляет  иммунную систему организма, защищающую человека и животных от чужеродных веществ и инфекционных агентов, проникающих  в организм извне, например, вирусов и бактерий, а также от собственных измененных клеток, превративших в опухолевые.

Говоря об этиологии и динамике рака особо следует уделить внимание их психосоматическим аспектам. У людей, заболевших раком, наиболее часто встречаются три эмоциональных фактора:

- неспособность выражать гнев или возмущение в сочетании с «внешним добродушием»;

-  эмоциональное напряжение, связанное со смертью очень близкого человека - кого-то из родителей, супруга или ребенка;

- утрата «смысла существования» из-за глубокого отчаяния, вызванного длинной цепью неудач.

Другие авторы выделяют такие особенности личности, определяющие возникновение и развитие онкологического заболевания, как инфантильность, алекситимичность (невозможность оценить и описать свое состояние), закрытость эмоциональной сферы, а также высокий уровень  неэффективных архаических психологических защит и отсутствие эффективных копинг-стратегий. Итак, заболевание раком можно связать с личностной диспозицией, описываемой  как подавление эмоций, беспомощность и подавленность [34].

Множество исследований показало, что факт осознания больным своего ракового заболевания приводит к изменениям личности. Среди основных факторов, влияющих на психику больных, можно выделить: фатальный характер диагноза, несмотря на успехи онкологии; калечащие операции и лечение; отсутствие гарантий против возникновения рецидивов и метастазов [34].

Было выявлено несколько естественных этапов, на которых проявляются те или иные личностные расстройства раковых больных: 1) диагностический; 2) этап поступления в стационар; 3) предоперационный; 4) постоперационный; 5) этап выписки; 6) катамнестический этап [15].

Два первых этапа – одни из важнейших по выраженности реакций и по возможности определять их дальнейшую динамику. В это время больной впервые сталкивается непосредственно с фактом подозрения или наличия у него онкологического заболевания. Независимо от локализации и стадии основного онкологического процесса, возраста, пола, образования, можно фиксировать наличие у больных эмоционального напряжения, которое формирует психогенные реакции, главным образом тревожно-депрессивного и дисфорического характера.  Как результат вторичной психологической реакции, могут наблюдаться угнетение психических функций, астения и различного рода психозы, а также суицидальные попытки [21]. При этом большую роль в выраженности эмоционально-личностных реакций играет степень информированности больных о своём заболевании и оценка их собственной психологической готовности к получению истинных данных о диагнозе. Различные исследования констатируют направленное желание и потребность большинства больных знать истинную природу заболевания и необходимые подробности лечения уже на этих этапах [21]. Узнав о своём диагнозе, больной проходит ряд последовательных стадий, характеризующих специфику эмоционально-психологического реагирования на болезнь. E.Коблер-Росс описала 5 фаз процесса, которые могут быть пройдены больным: 1) отрицание и изоляция (больной отказывается принять свою болезнь); 2) гнев и агрессия; 3) фаза «торговли» (поиск методов лечения);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.