Иммунологические методы должны найти более широкое использование и в селекционно- генетической работе. Перспективы открываются и перед ветеринарной генетикой, задачей которой является создание высокопродуктивных стад животных с генетически закрепленной высокой стойкостью против заболеваний, длительным сроком продуктивного использования животных. Если на сегодня учитывались только хозяйственно полезные признаки, то селекция и генетика животных должны в будущем отработать и показатели общей стойкости животных к заболеваниям.
Важные проблемы стоят и перед лейкозоологией. Изучение лейкозон имеет общебиологическое значение, поскольку помогает раскрыть молекулярные механизмы процессов дифференцирования и трансформации кроветворных клеток. В гемобластозах есть общая особенность течения – системный характер поражения, а также исключительная сложность ранней их диагностики, что затрудняет разработку эффективных методов лечения больных и борьбы с болезнью. Открытие эффективных методов профилактики и борьбы с гемобластозами с/х животных не только уменьшит экологические убытки, но и поможет сберечь уникальный генофонд молочного животноводства и птицеводства – плоды многовековой народной и научной селекции, бесценное приобретение человечества.
Следует отдать должное и гнотобиологии, которая изучает взаимодействие микро- и макроорганизмов в условиях строго контролированной микрофлоры.
В ветеринарной медицине можно выделить три перспективных направления развития гнотобиологии:
- изучение различной патологии животных, особенно инфекционного происхождения;
- использование гнотобиотов при получении свободного от микрофлоры материала для научных исследований, диагностики, изготовления биопрепаратов;
- использование свободных от микрофлоры животных для оздоровления животноводческих ферм от различных болезней и даже создания хозяйств со статусом свободных от патогенной микрофлоры.
В условиях промышленного животноводства особое значение приобретают различные аспекты этологии – науки о поведении животных; ее изучение поможет предупредить стрессы у животных, которые снижают продуктивность, а иногда способствуют развитию различных болезней. Знание этологии дает возможность установить оптимальные размеры групп животных при беспривязном их содержании, способы кормления и тому подобное.
В промышленном животноводстве наблюдать за состоянием животного практически невозможно, тем более определить температуру его тела, состояние сердечнососудистой и других систем организма. Поэтому создание высокоэффективных приборов – жизненная необходимость.
Ветеринарная медицина вносит свой вклад в экономику страны. Убытки от болезней животных могут достигать 15-20% и даже 30-40% стоимости продуктов животноводства. Чтобы предотвратить такие убытки, государство несет значительные расходы на проведение ветеринарно-профилактических мероприятий, развитие биологической промышленности, производство химиотерапевтических препаратов, организацию научных исследований. Поэтому экономическая оценка деятельности службы ветеринарной медицины, внедрение научных исследований в производство – это органические составляющие части е работы.
Особенности и пути интенсификации науки
Прогресс в науке всегда был связан с непрерывным приумножением знаний, которые позволили создавать новые теории. Следует отметить ее интенсивное развитие: в 1960-1970-е годы возникло даже понятие «информационный взрыв»; начали говорить о перепроизводстве информации. Объем знаний рос в геометрической прогрессии, он удваивался каждые 10-15 лет. Считалось, что в не далеком будущем наступит информационное насыщение, когда ученые уже будут не состоятельны, воспринимать и прорабатывать новые знания.
На сегодня поток информации продолжает нарастать, о чем свидетельствуют постоянные публикации в журналах и других научных изданиях. Но публикации – это только видимая часть информации и не всегда наиболее ценная. А относительно содержания качественно новых данных и выводов, то скорее чувствуется их недостаток, чем излишек.
Высокие темпы поступления научной информации в эпоху научно-технической революции сопровождаются ее ускоренным старением. Иногда такая информация «погибает», не дав ни новых идей, ни практической или научной отдачи.
Современный этап научно-технической революции нуждается в переоценке многих устарелых концепций. Подсчитано, что информация обесценивается за 4-8 лет. А поэтому следует мобильно вносить изменения в научную и техническую политику.
Отдельно следует отметить беды науки. Изобретения барометров, методов диагностики и лечения, которые основываются на устарелых научных и технических концепциях, неминуемо наносит ущерб народному хозяйству, тормозит рост производительности труда.
Материально техническая база ученого должна постоянно обновляться и совершенствоваться. Наука должна в первую очередь совершенствовать свой инструментарий, чтобы удовлетворять потребности общества в знаниях и расширить фронт фундаментальных наук. Ведь уровень технического оснащения науки во многом предопределяет точность и надежность полученной информации. Если устаревшее оборудование на производстве хотя и снижает производительность труда, но помогает получить определенный объем продукции, то морально устаревшая научно-исследовательская техника, по существу, ставит барьер приумножения знаний.
Усовершенствование и обновление экспериментального оборудования, приборов, информационно- вычислительных комплексов – обязательное условие интенсификации исследований и научных разработок. Как указывал академик О.П. Александров, создание новых методов и приборов – это ключевая линия, которая дает возможность делать важные открытия.
Требования к характеристикам исследовательской техники растут, а вместе с ними растет и ее стоимость. Во время экономического кризиса приобрести такую технику для многих научно-исследовательских учреждений невозможно. Существует мнение, что интенсификация науки не должна приводить к увеличению ассигнований на научные исследования, что наука также должна сокращать расходы на единицу информации.
Использование существующей технической базы науки слишком далеко от совершенства. Коэффициент загруженности исследовательских средств в некоторых научных заведениях не превышает 0,3 тогда как в других организациях таких приборов нет. Учитывая финансовую несостоятельность, следовало бы изменить формы использования дорогого научного оборудования, расширить круг людей, которые им пользуются. Можно пойти путем создания и соответствующего оснащения материалами, реактивами и обслуживающим персоналом научных лабораторий в вузах. Опыт их использования уже есть, следует только изменить организацию труда и обеспечить необходимыми материалами.
Но это не единственный путь интенсификации использования научно-исследовательского оборудования. Можно ввести систему проката, которая позволит сэкономить определенную сумму при одновременном поддержании темпов развития науки и коэффициента полезного действия приборов.
Известно, что высокий уровень оснащения экспериментальных баз позволяет повысить качество исследований и одновременно сократить срок разработок. А на сегодня, к сожалению, темпы обновления таких баз низкие. В развитии технической базы науки особенно важное место занимает электронно-вычислительная техника. Компьютер должен стать обязательным инструментом исследователя, который проводит сбор, обработку и анализ данных, полученных в процессе исследований.
Усовершенствование электронно-вычислительной техники, снижение ее стоимости открывает широкие возможности для исследований, становится самым важным фактором экономии времени ученого.
Современная наука немыслима без технических средств. И все же ведущее место в развитии науки занимает человек, так как сама техника является плодом его работы. Поэтому никакое оборудование в ближайшем будущем не сможет заменить человека.
Еще одна важная проблема. Для успешного разрешения назревшей проблемы в коллективе должна быть создана творческая обстановка, а главное – нужны талантливые люди, нужен лидер, который смело, вступал бы в противоречия с устарелой теорией, выдвинул новые гипотезы, сплотил вокруг себя и поддерживал коллектив. В противном случае такой коллектив будет работать бесплодно.
Укрепление научных организаций, использование коллективного труда сопровождается нежелательными тенденциями, а именно – неминуемым ростом роли административно-бюрократического фактора. Много крупных изобретений 20 века – электронная лампа, транзистор, лазер, магнитная звукозапись, ксерография и другие – сделаны отдельными людьми или небольшими коллективами ученых, изобретателей и специалистов. Работая автономно, такие группы рассматривают наиболее фантастические идеи, которые обязательно отклонила бы боле крупная организация. Но очевидно и другое: отдельным людям или небольшим коллективам сложно претворить в жизнь радикально новые идеи; для этого, как правило, нужна крепкая организация. И все же во многих странах мира в последнее время в противовес высокой концентрации научных ресурсов создаются небольшие научно-исследовательские группы, которые получают определенную автономию и необходимые средства для реализации научно-технических нововведений.
Интенсификация науки связана со многими проблемами. Разрешение одних нуждается в наращивании научно-технического потенциала, других – в усовершенствовании организации труда, третьих – в преодолении старых стереотипов.
5. Особенности этики научных работников
Профессиональная этика в сфере науки требует высокой оценки роли науки в жизни общества. Профессиональный этос ученого неразрывно связан с мировоззрением, общественной моралью, необходимостью отстаивать истину и добиваться использования научных достижений на благо, а не на зло людям.
Профессиональная этика формирует готовность правильно воспринимать критику и при необходимости пересматривать ошибочные представления, независимо от того, насколько крепки традиции; способность сочетать научную добросовестность с личной честностью исследователя; осуждает стремление адаптировать результаты исследований в зависимости от карьеристских рассуждений. Она осуждает украшение фактов для подтверждения тех или иных положений, присвоение чужих данных и научных идей, создание монополий той или другой научной школы, подмену свободы творческих обсуждений проявлением верности «научному клану» и т.д.
Требования этики науки редко формулируются в виде кодексов, как правило, они усваиваются каждым ученым в процессе его профессиональной подготовки и деятельности. Они охватывают различные виды деятельности ученых, подготовку и проведение исследований, публикацию полученных результатов, проведение научных дискуссий, экспертизу полученных коллегой данных.
В современной науке особую остроту приобрели этические проблемы взаимоотношений науки и ученого с обществом, то есть социальная ответственность ученого. Для этого, чтобы заниматься научной деятельностью, необходима моральная санкция со стороны общества. поэтому вопросы о моральном оправдании и обосновании таких занятий обсуждаются постоянно. Но в эпоху научно-технической революции науки и масштабов ее социальных эффектов, проблемы ответственности ученого перед обществом особенно заострились и наполнились новым содержанием. Социальная ответственность ученого на современном этапе научного прогресса выражается, в первую очередь, в стремлении предвидеть нежелательные для человека и человечества последствия, потенциально заложенные в результатах его исследований, а также в информировании общественности о возможности такого рода последствий и путях их предупреждения.
Этика в науке – это система моральных требований, норм и правил, которые регулируют взаимоотношения в действиях ученых, поощрения и морального наказания.
В процессе развития науки этика постоянно меняется. Вместе с тем для нее характерна преемственность, сохранение ключевых этических ценностей. В нормах этики науки воплощены, в первую очередь. Общечеловеческие моральные требования и запреты, конкретизированы особенности научной деятельности. Так, плагиатора можно квалифицировать как нарушителя заповеди «не кради», а фальсификатора, умышленно искажающего данные эксперимента, - заповеди «не обманывай».
Кроме того, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических ценностей ее самой. Первая среди них – бескорыстный поиск и отстаивание истины. И поскольку не всегда удается оценить истинность полученных данных, нормы этики не требуют, чтобы результат каждого исследования обязательно давал истинные знания. Достаточно, чтобы этот результат был новым, обоснованным.
Научные достижения были бы невозможными без взаимного доверия между теми, кто в этой деятельности участвует. Поэтому нарушения норм научной этики закономерно нуждаются в моральных санкциях со стороны научного содружества, которые могут быть, слишком ощутимыми для нарушителя вплоть до исключения его из научного коллектива.
Список использованной литературы
1. «Профессиональная этика врача ветеринарной медицины» под ред. И.С. Панько. Санкт-Петербург. Москва. Краснодар, «Лань» 2004 г.
Страницы: 1, 2