Рефераты. Уход за ребенком

Уход за ребенком

Содержание


Введение

Период новорожденности

Новорожденный дома

Материнский уход

О вскармливании

Как спать ребенку?

Пустышка как образ общественного сознания

Уход за больным ребенком

Профилактика

Декларация прав новорожденного

Введение


Уход является той основой, благодаря которой мы вправе рассчитывать на положительный эффект при организации лечения и воспитания детей. Чтобы облегчить жизнь детям и их родителям, специалисты разных областей знаний, врачи и психологи тщательно изучают вопросы развития, воспитания и питания со всевозможных точек зрения. Как ни странно, но ещё в начале XX века вызывали сомнения и нуждались в аргументации такие, казалось бы, безусловные истины, как то, что маленькому ребенку нужны отдельная постель, частая смена белья, обязательное купание и прогулки на свежем воздухе.

Сегодня при организации ухода за ребенком специалисты-медики и родители думают не только о физическом, но и о душевном благополучии малыша, настаивают на участии его отца в рода, стремятся с первой минуты обеспечить пребывание матери рядом с ребенком, причем воспитательный процесс нередко начинается еще до рождения младенца. В роддоме малыша прикладывают к груди сразу после рождения, при этом терпеливо дожидаются, пока он сам найдет ее по запаху. Младенца оставляют в палате вместе с мамой, при этом медицинский персонал всегда готов прийти ей на помощь. А ведь еще в начале 90-х годов новорожденного сначала разлучали с матерью для тщательного обследования и только на следующий день или через несколько дней разрешали приложить к груди. Еще не забыто то время, когда малышей пеленали потуже, чтобы они лучше спали.

Уход за детьми – динамично развивающаяся дисциплина, признанная ведущей при обучении медсестер педиатрического профиля. Этот предмет специально изучают на младших курсах и будущие врачи. По нему написаны специальные учебники, руководства, составлены учебные программы, что позволяет считать данное направление исключительно важным для педиатрии.

Правила ухода, включая кормление, укачивание, одевание, закаливание и купание, занятия и игры с детьми проходят строгую оценку специалистов и проверку жизнью. Именно поэтому некоторые подходы со временем подвергаются полной и беспощадной критике. Почему так происходит? По-видимому, потому, что ценность иных рекомендаций (например, ежедневно чистить грудничкам уши) на поверку оказывается сомнительной. Обычно их появление связано с доминирующим на данный момент подходом, маркетинговыми пожеланиями, а ожидания самих родителей учитываются редко. Получается, что сиюминутное «веяние» подчас меняет жизнь целого поколения, хотя потом оно оказывается заблуждением. Так случилось в 60-70-е годы (фактически во времена сегодняшних дедушек и бабушек), когда молодежь уезжала на комсомольские стройки, а сельские жители переселялись в города, и в результате молодые люди оказывались вдали от родителей, которые в трудную минуту могли бы дать мудрый совет или поделится опытом.

Сейчас участие врачей и медсестер в жизни малышей в первые ее дни постепенно минимизируется, так как женщины стремятся покинуть роддом как можно раньше, обычно через 3 дня после родов. Но ведь именно в роддоме, под присмотром медсестер, матери осваивают кормление грудью, технику пеленания, умывания, ухода за кожей малыша и т.д. Впрочем, некоторые женщины прекрасно справляются со всем сами, поскольку учились в школе материнства. Хорошо, что обязательными остались консультации участковых врача-педиатра и медсестры детской поликлиники, которые в течение 1-го месяца жизни новорожденного осуществляют патронаж, посещая его на дому по специальному графику.

У молодой семьи появилась относительная свобода действий, что имеет не только положительные стороны, но и отрицательные. К одной из них следует отнести источники сомнительной информации, особенно книги, не лучшим образом переведенные, или претенциозные советы производителей средств ухода за ребенком. Заблудится в море разных сведений и точек зрения несложно. И тут неоценима роль медсестры, которая может и должна стараться донести до молодых родителей действительно ценные сведения, адаптированные к конкретному малышу.

Период новорожденности


Новый человек пришел в дом. Он так и называется – новорожденный. Период новорожденности составляет 4 недели, т.е. 28 дней. Это очень ответственный период жизни. Все факторы, угрожающие жизни человека, в это время особенно опасны. Как известно, больше половины детей, умерших на первом году, погибает в периоде новорожденности. Создана специальная наука – неонатология. Ее цель – изучение особенностей жизнедеятельности организма в первые недели жизни и изыскание наиболее эффективных путей профилактики и лечения заболеваний в этом возрастном периоде, разработка оптимальных условий выхаживания и рационального вскармливания детей.

Новорожденный ребенок имеет ряд особенностей в строении и деятельности всех органов и систем. В крови повышено количество эритроцитов, а следовательно, и гемоглобина, ответственного за транспортировку кислорода и углекислого газа; лейкоцитов, призванных вести борьбу с болезнетворными микроорганизмами. Обмен веществ очень интенсивный, а объем крови, выбрасываемый сердцем при сокращении мал. Компенсируется это большой частотой сердечных сокращений, показателем чего является частота пульса, которая у детей 1-го месяца жизни достигает 120-150 ударов в минуту.

Пульс у новорожденного неустойчив, порой аритмичен, что связано с особенностями нервно-мышечного аппарата самого сердца, а также с недостаточной зрелостью нервной системы, управляющей сердечной деятельностью.

Мышечная система представлена теми же мышцами, что и у взрослого человека. Но эти мышцы недоразвиты. С 1-го месяца жизни начинается быстрое, но не одновременное их развитие. Раньше других развиваются мышцы, обслуживающие важные жизненные функции (дыхательную, защитную и др.). У младенца повышен тонус мышц-сгибателей. Этим объясняется характерное положение его тела: согнутые в локтях руки со сжатыми в кулаки кистями приближены к голове, а ноги, согнутые в тазобедренных суставах, приведены к животу. Такое положение необходимо для поддержания температуры тела и становления дыхания.

В первые дни и недели жизни ребенок, разумеется, с помощью взрослых приспосабливается к существованию. Он овладевает регуляцией процессов пищеварения, поддержания постоянной температуры тела, пытается соответствующим образом отвечать на внешние воздействия, начинает видеть и слышать. У него выявляются врожденные умения (безусловные рефлексы: сосание, глотание, моргание и т.п.) и первые проблески сознательной деятельности (условные рефлексы). К примеру, в конце периода новорожденности ребенок, которого много раз прикладывали к груди, приняв привычную позу, уже начинает причмокивать губами, готовясь к акту сосания.


Новорожденный дома


Путь ребенка в дом обычно торжественный. Это хорошо и плохо. Хорошо, что встреча ребенка становится домашним праздником. Собираются родственники и друзья. Ребенка ждут цветы и подарки. Плохо, что слишком велик контакт младенца с людьми. Иногда во время праздников-смотрин дети получают такую дозу инфекции, что не выдерживают и заболевают, а соседки говорят: «сглазили». Отсюда пожелание: во время встречи ребенок должен находиться в отдельной комнате и показывать его можно лишь издали, через дверь.

Еще до рождения ребенка надо выделить и оборудовать детскую комнату или уголок в наиболее освещенной части комнаты, освободив его от лишних предметов. Это облегчит уборку и поддержание чистоты.

Температура воздуха в комнате должна быть не ниже 22°С. (В холодное время года могут использоваться дополнительные обогревательные приборы.) Однако повышать температуру воздуха выше 23-23°С не рекомендуется, так как это приводит к перегреванию ребенка и снижению сопротивляемости простудным заболеваниям.

Независимо от времени года в помещение, где находится ребенок, необходимо открыть широкий доступ свежего воздуха. Для этого комнату надо проветривать несколько раз в день. Лучший способ проветривания – сквозняк. При этом движение воздуха в 7 раз интенсивнее обычного. Сквозной поток уносит и часть пыли, взвешенной в воздухе. Стены, мебель не успевают остыть и быстро согревают вновь поступивший свежий воздух. Ребенка перед сквозным проветриванием нужно вынести из комнаты. Если же он остается в кроватке, его надо накрыть теплым одеялом. В холодное время года для проветривания открывают фрамугу или форточку (в отсутствие ребенка). Летом держат окна открытыми весь день, а по возможности и ночью.

В комнате, где помещен ребенок, нельзя стирать и сушить пеленки и белье, категорически запрещается курить. Оформление ее должно быть простым и функциональным: следует убрать занавески, шторы и другие пыленакапливающие и мало используемые вещи. Пол, окна, двери и мебель ежедневно должны подвергаться влажной уборке.

Не так уж давно первой вещью, которая появлялась в доме вместе с малышом, была люлька. Затем изобрели детскую кроватку, и о люльке временно забыли. Однако сейчас медики и детские психологи утверждают, что для новорожденного адаптироваться к внешней среде в люльке лучше: в замкнутом пространстве ребенок ощущает себя более комфортно и спокойно. «Люлечный» возраст - первые 3-4 месяца жизни, далее малышу требуется мини-кроватка. Долгое время педиатры советовали приобретать для малыша матрас из соломы с чехлом из натуральной ткани. Сейчас идеальным вариантом называют набивку из кокосового волокна, и во всех отечественных и зарубежных книгах о воспитании детей можно видеть фотографии или изображения малышей, лежащих в спальном мешке-пижаме для сна на жестком матрасе.

Материнский уход


Случается, что возвратившаяся из роддома молодая мать теряется перед нахлынувшими на нее новыми заботами, которые кажутся ей непреодолимыми. Она чувствует себя слабой и беспомощной перед этим маленьким существом, имеющим несколько дней от роду, а рост и масса его еще больше усиливают впечатление хрупкости.

Однако достаточно получить несколько правильных советов, поверить в свои способности быть матерью – и необходимый уход за ребенком будет обеспечен.

·                   Новорожденного берут на руки нежно, держат в горизонтальном положении, положив его головку на согнутую в локте руку, или вертикально, поддерживая затылок ладонью. Держат ребенка крепко, но не сжимая, он должен чувствовать себя уютно. Мать сопровождает словами эти простые ежедневные движения.

Первое пеленание всегда особенное. Молодые родители еще не владеют этим навыком. А пеленают ребенка следующим образом. На ровной поверхности расстилают 3 пеленки на одном уровне: 1-ю фланелевую, 2-ю и 3-ю ситцевые, а 4-ю пеленку необходимо сложить вчетверо длинным прямоугольником для изготовления подгузника. Назначение подгузника – впитывать мочу. Поэтому они изготавливаются из гигроскопичного материала, легко впитывающего влагу, - марли, старой, много раз стиранной хлопчатобумажной ткани. В качестве подгузников могут служить и специальные бумажные жатые пеленки одноразового пользования. (Также используются «Памперс», «Либеро», «Хаггис» и др.) Педиатры считают полезным в первые месяцы широкое пеленание. Его цель – не давать смыкаться бедрам ребенка. Небольшое разведение бедер создает благоприятные условия для окончательного формирования тазобедренных суставов и является профилактикой врожденного вывиха бедер. Ребенка одевают в ситцевую распашонку разрезом назад, затем во фланелевую разрезом вперед, подворачивают край распашонок вверх на уровне пупочного кольца. 4-ю пеленку-подгузник проводят между ног ребенка, из 3-ей пеленки делают «штанишки» (для этого проводят верхний край 3-ей пеленки на уровне подмышечных впадин, чтобы ноги были открытыми выше уровня колен, нижний край проводят между ног, плотно прижимая ими подгузник к ягодицам ребенка и закрепляют вокруг туловища). Вторую пеленку закрепляют сверху, как 3-ю, нижний край прокладывают между стоп. 1-ой пеленкой фиксируют все предыдущие слои и закрепляют пеленание. Руки малыша остаются свободными.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.