Рефераты. Утренняя гимнастика в раннем возрасте

Зарядка, которая проводится сразу же после ночного сна, помогает «пробудить» ребенка, усилить деятельность всех орга­нов и систем и организованно начать день в дошкольном учреж­дении

В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического (формирование правильной осанки развитие физических качеств), умственного нрав­ственного, эстетического и трудового воспитания.


Построение утренней гимнастики.

Начинается она со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чере­довании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с различными положениями рук. В конце дети могут прочитать хором стихи, в которых подчеркивается значение утренней гим­настики, или спеть песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы).

Структура утренней гимнастики:

1.Вступительная часть

- построение

- 2-3 вида ходьбы

- 1 вид бега

- упражнение на внимание (носит имитационный характер)

Заканчивается вступительная часть обычной ходьбой  построением для выполнения ОРУ.

2.Основная часть. ОРУ.

- упражнение на дыхание и для мышц рук и плечевого пояса

- упражнение для мышц туловища

- для ног и туловища

- комбинированное

- прыжки с чередованием ходьбы

- упражнение на дыхание

3.Заключительная часть (ходьба, хороводы и т.д.)





Варианты проведения утренней гимнастики.

Традиционная с использованием общеразвивающих упражнений

Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений.

В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3-7 в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражне­ний: танцевально-ритмические, хороводные и подвижные игры. В конце ос­новной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).

В заключительной части проводится ходьба или малоподвижная игра.


Игрового характера

Могут быть включены 2—3 подвижные игры разной степени интенсивнос­ти или 5—7 обще-развивающих упражнений имитационного характера типа «сне­жинки кружатся», «бабочки летают». Можно создать целый сюжет из имитаци­онных движений.

С использованием полосы препятствий

Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередовать физкультурные пособия. Можно создавать различные полосы препятствий использованием разнообразных модулей.

С включением оздоровительных пробежек

Проводится обязательно на воздухе, небольшими подгруппами по 5—7 чело век. Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3—4 упражнений обще-развивающего воздействия. Затем делается пробежка со средне скоростью на расстояние 100—200-300 м (один два раза в чередовании с ход! бой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени год; В конце предлагаются дыхательные упражнения.

С использованием простейших тренажеров

Общеразвивающие упражнения с использованием простейших тренаж< ров (детский эспандер, гимнастический ролик и др.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля» и др.).

 

Подбор упражнений для утренней гимнастики.

 Для утренней гимнастики используются общеразвивающие, строевые упражнения и основные движения.

Общеразвивающие упражнения в наибольшей степени со­ответствуют оздоровительной направленности. Они подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на крупные (рук и плечевого пояса туловища и ног) и мелкие мышцы шеи, кисти, пальцев рук, стопы). Упражнения могут выполняться без предметов, предметами и на предметах, из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Не рекомендуется включать в утреннюю гимнастику упражнения одностороннего характера поднять вверх сначала одну руку, затем другую), небольшой амплитудой (полунаклоны, полуприседания), не оказывающие значительного физиологического влияния на организм, воздейст­вующие только на мелкие мышцы кисти, пальцев, стопы).

Основные движения (ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной систем.

Для  правильного размещения детей  применяются  строевые упражнения (построение в круг, в пары, друг за другом, подгруппами и всей группой с помощью воспитателя).


Составление комплексов утренней гимнастики.

Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных деть­ми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполня­ются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяс­нения и показ упражнений.

При составлении комплексов учитывается состояние здоровья детей, уровень их физического развития, физической подготов­ленности, время года, место проведения.

Один комплекс дети выполняют две недели. Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать у детей интерес к утрен­ней гимнастике, через несколько дней допускается усложнение упражнений, изменение темпа их выполнения, увеличение количест­ва повторений, замена образов, которым дети подражают, и др.

На год для каждой возрастной группы составляется пример­но 10—12 комплексов утренней гимнастики, в течение года они повторяются.


Методика проведения утренней гимнастики.

В процессе ут­ренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физи­ческую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Физическая нагрузка возрастает постепенно: достиг­нув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижа­ется к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утрен­ней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и пе­рестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности ут­ренней гимнастики: в первой младшей группе длительность ее составляет 4-5мин; во второй младшей — 5-6 мин

На утренней гимнастике используются знакомые детям уп­ражнения, поэтому психическая нагрузка (на внима­ние, память) почти всегда бывает умеренной.

Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнас­тике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, ис­пользуя различные приемы, музыкальное сопровождение. Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбу­ждать детей, потому что это может привести к усталости и сни­жению аппетита.

В начале года детей первой младшей группы перед выполне­нием упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врас­сыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну ше­ренгу.

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей млад­шего возраста строят в круг, врассыпную. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполне­ния общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать вни­мание на правильную осанку.

В начале утренней гимнастики часто дается ходьба на мес­те (обычная, с высоким подниманием колен). Это помогает орга­низовать детей, сосредоточить их внимание.

Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в сле­дующем сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 6—8 раз.

Полезно менять скорость ходьбы — от медленной до быстрой, от быстрой до медленной

Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими ука­заниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы.

При проведении ходьбы с высоким подниманием колен исполь­зуется имитация («лошадки», «цапли», «ходьба по глубокому снегу»).

Б е г на утренней гимнастике в младших группах сначала про­водится стайкой, врассыпную, а потом в колонне по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях.

Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. После же выполнения общеразвивающих упражнений бег проводится в более быстром темпе для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличи­вается: для младшего возраста она составляет 10—20 с, для ' среднего — 20—25 с, для старшего — 25—30 с, для детей 6 лет — 30—40 с (эти нормы могут быть изменены в зависимости от достояния здоровья, физического развития, физической подготов­ленности детей). Воспитатель следит, чтобы в помещении, на площадке с твердым грунтом дети бегали на носках, поднимая выше колени.

В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах  на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, по кругу и др.); перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики); впрыги­вание в обруч и выпрыгивание из него. Прыжки могут чередо­ваться с полуприседаниями, ходьбой (например, на 4—8 счетов — прыжки и на 4-8 счетов – полуприседания или ходьба); повторяются такие сочетания 3-4 раза. В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

В конце гимнастики, после бега в чередованиях с прыжками и ходьбой, могут выполняться упражнения для плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм.

Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности. Для детей первой младшей группы рекомендуется 3-4 упражнения; для второй младшей 4-5 и  т. д.

Упражнения могут выполняться в разном темпе, например: сначала  в среднем темпе, потом  в быстром, потом  в медленном. Это увеличивает физическую нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес к занятию.

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, на животе). Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночники неокрепший свод стопы, позволяют увеличить напряжение отдельных мышц. Поэтому на утренней гимнастике рекомендуется пользоваться стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений сидя.

Упражнения для рук  и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного узкая стойка ноги врозь.

Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте выполняются из положения узкая стойка ноги врозь, а в старшем – стойка ноги врозь, широкая сойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем – основная стойка.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.