Рефераты. Услуги в сфере туризма

-        услуги производственного характера - оказываются экономическим структурам в связи с их производственными нуждами (в том числе охранные, ремонтные, банковские, деловые и др.);

-        торговые услуги (оптовые и розничные);

-        услуги жизнеобеспечения - связаны с обслуживанием граждан в рамках семейно-домашних связей, т.е. с обустройством жилища, ведением домашнего хозяйства, реализацией семейных потребностей, домашним отдыхом;

-        социальные услуги - нацелены на удовлетворение потребностей людей в тех товарах, качествах и функциях, которые необходимы им как субъектам общественных отношений: транспортные, финансовые, почтовые, рекреационные (поддержание здоровья, организация отдыха в общественно-массовых формах), образовательные, информационные и др.;

-        культурные услуги - связаны с оказанием услуг познавательно-научного, художественно-эстетического, развлекательного плана.

Такой вариант классификации типологических направлений сервисной деятельности выступает одним из наиболее распространенных в отечественной практике анализа сферы услуг. Часто речь идет о социальных и культурных услугах. Социокультурные услуги нацелены на удовлетворение потребностей, связанных с социальными, культурными и духовными запросами людей, поддержанием нормальной жизнедеятельности потребителя, повышение профессионального мастерства.

В российской практике классификации услуг распространено их деление на материальные и нематериальные. К материальным относятся услуги, требующие материальных ресурсов (сырье, полуфабрикаты, запчасти, продукты повседневного спроса и др.), которые позже люди используют, потребляют. Нематериальные услуги задействуют неосязаемые, духовные компоненты человеческой активности - знания, математический аппарат и статистику, художественные образы, духовные ценности. Данное деление остается условным, т.к. оба типа услуг невозможно реализовать без использования как материальных, так и духовных элементов обслуживания.

В отечественной науке существует модель классификации услуг по взаимосвязанным качествам:

1.                 По используемым предметам труда:

-        производственные,

-        информационные;

2.                 По степени капитальных вложений:

-        высококапиталоемкие,

-        низкокапиталоемкие;

3.                 По уровню материальных затрат:

-        материалоемкие,

-        низкоматериалоемкие;

4.                 По сложности технологии выполнения услуг:

-        сложнотехнологические,

-        простой технологии;

5.                 По квалификации персонала:

-        высокопрофессиональные,

-        достаточной квалификации;

6.                 По месту в инфраструктуре экономики:

-        производственные,

-        институциональные,

-        социальные (сфера услуг населению);

7.                 По степени осязаемости:

-        осязаемы,

-        неосязаемые;

8.                 По обязательности присутствия клиента:

-        присутствие клиента необходимо,

-        выполняемые в отсутствие клиента;

9.                 По уровням правового регулирования:

-        двухстороннее,

-        многостороннее,

10.            По степени правовой и нормативной регламентации:

-        высокой регламентации,

-        достаточной регламентации;

11.            По социальному статусу клиента (физических и юридических лиц):

-        элитные,

-        эксклюзивные,

-        высокого статуса (по евростандортам),

-        массовые;

12.            По месту в обществе:

-        производственные,

-        распределительные,

-        профессиональные,

-        потребительские,

-        общественные;

13.            По деловому назначению:

-        деловые,

-        организационные,

-        личные;

14.            По месту в сфере общественного производства:

-        в сфере производства,

-        в сфере обращения,

-        в розничной торговле,

-        в оптовой торговле;

15.            По организационным формам выполнения:

-        самостоятельными специализированными фирмами,

-        структурами в составе головных фирм,

-        специализированной сетью фирм,

-        индивидуальными исполнителями;

16.            По комплектности предоставляемых услуг:

-        полного комплекса (цикла),

-        отдельных видов услуг;

17.            По степени коммерциализации:

-        коммерческие полностью,

-        коммерческие частично,

-        некоммерческие;

18.            По степени организационно-технологической регламентации:

-        обязательные по регламенту (планово-предупредительные или планово-принудительные),

-        гарантийные,

-        дополнительные;

19.            По связи с процессом реализации (сбыта, продажи) продукции:

-        сопутствующие реализации,

-        послепродажные;

20.            По форме возмещения издержек на выполнение услуг:

-        платные (оплачиваемые клиентом, покупателем),

-        бесплатные (оплачиваемые изготовителем или включаемые в цену продукции);

21.            По месту предпринимательской деятельности:

-        организационные (менеджерские),

-        логистические,

-        маркетинговые.

Данная модель классификации услуг основана на согласованных между собой критериях. Эти критерии позволяют разбивать все услуги на основе связанных между собой содержательно-функциональных качеств и распределять их в разные группы. В данной классификации одна и та же услуга по разным качествам может быть занесена в разные группы. [1, с.76 - 83]

Разработка классификационных критериев и разбиение сервисной деятельности на группы требует много усилий со стороны специалистов разных стран. Обычно классификация в разных странах осуществляется на основе сложившихся традиций сбора государственной статистики или решения задач, встающих в конкретной ситуации перед обществом. В настоящее время еще не создана общепринятая классификационная схема анализа.


Глава 2. Характеристика и классификация туристских услуг


Туристская услуга - совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка. [4, c.173]

Туристская услуга - результат деятельности организации (туристского предприятия) или индивидуального предпринимателя по удовлетворению соответствующих потребностей туристов в организации и осуществлении тура и его отдельных составляющих. Работа турпредприятия может заключаться в организации как всего путешествия, так и отдельных видов услуг. [3, c.10]

Как и любая другая услуга, туристская услуга характеризуется следующими свойствами: неосязаемостью, неотделимостью от источника и объекта услуги, непостоянством качества, несохраняемостью и др.

Неосязаемость проявляется в том, что туристскую услугу нельзя попробовать на вкус, на ощупь, ее нельзя увидеть и услышать до момента ее непосредственного оказания. До того как турист прибыл на место отдыха, он имеет только описание маршрута и сопутствующие документы на его реализацию. Отдых и впечатление от него он получает только в момент нахождения на туристском объекте и в процессе взаимодействия с окружающей средой. Турагент не может продемонстрировать свой "товар" во время продажи, что составляет трудность его работы.

Однако нельзя утверждать, что, воспользовавшись услугой, турист в итоге имеет только оплаченный счет. На самом деле потребитель, отдохнувший и заряженный положительной энергией в результате отдыха, хранит в своей памяти воспоминания, которыми он может поделиться с другими.

Чтобы уменьшить неопределенность, порождаемую неосязаемостью туристских услуг, клиент, прежде чем обратиться за ними, ищет нечто осязаемое, хоть в какой-то мере свидетельствующее о качестве этих услуг. Туристскому агенту в данной ситуации необходимо наглядно проиллюстрировать красоты курортов и мест отдыха и туризма. Наиболее эффективно воздействует на потребителя просмотр красочных буклетов и видеоматериалов, на которых можно увидеть "продукт" и убедиться в реальности их качества.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.