Рефераты. Туризм и его роль в экономическом развитии Казахстана

Исходя из этого, у туристической фирмы возникают ситуации компенсации понесенных расходов, доход от которых в бухгалтерском учете необходимо отражать обособленно от дохода по реализации услуг.

Неотъемлемым приложением к договору фирмы с клиентом при продаже тура является туристическая путевка.

Туристическая путевка - это документ, подтверждающий факт передачи турпродукта.

Туристическая путевка является письменным акцептом оферты туроператора и турагента на продажу турпродукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.

Для туристической фирмы туристическая путевка является готовой продукцией, себестоимость которой складывается из расходов, понесенных на оплату услуг, включенных в туристическую путевку.

Типичными затратами, составляющими себестоимость готовой продукции - туристической путевки - для туристических фирм являются расходы по оплате стоимости проезда, мест проживания, питания, проведения экскурсий и т.п.

При этом расходы по выездному туризму связаны с оплатой услуг, предоставляемых иностранными туристическими фирмами или непосредственно компаниями, оказывающими такие услуги.

Принципиальным вопросом сделки с иностранной турфирмой являются условия расчетов за туристов. При их обсуждении необходимо согласовать следующие детали: форму или способ платежей, сроки платежей, основание платежей. Фирма может также поставить вопрос о санкциях за просрочку платежей.

Для расчетов с иностранными турфирмами чаще всего используются банковские переводы. Для выполнения переводов за границу туроператору необходимо иметь валютный счет в банке, имеющем корреспондентские связи с зарубежными банками.

Доход от реализации у туроператоров определяется на основании стоимости реализации туристических путевок по ценам, указанным в договоре на оказание туристических услуг.

Самый простой метод определения цены реализации - их установление путем добавления к себестоимости туристических путевок определенных наценок, характеризующих затраты, налоги и нормы прибыли на пути движения турпродукта от производителя к потребителю.

Ценообразование включает не только установление цены, но и способ оплаты, виды скидок, политику изменения цен, определение цен на дополнительные услуги.

В связи с тем, что в туризме сезонные колебания спроса очень существенны, цены также меняют с учетом времени - в зависимости от сезона.

Доходом турагента является сумма комиссионного вознаграждения, полученного от реализации турпродукта, сформированного туроператором.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 212 Налогового кодекса оборот, совершаемый за пределами РК, не является облагаемым оборотом по НДС. Место реализации услуг по организации деятельности в сфере туризма определяется пп. 4 п. 2 ст. 215 Налогового кодекса, в соответствии с которым место реализации по услугам в сфере туризма определяется там, где находится место предпринимательской или любой другой деятельности покупателя этой услуги, т. е. туриста.

Таким образом, не подлежат обложению НДС услуги туроператоров и турагентов по въездному туризму туристам, являющимся гражданами иностранного государства или постоянно проживающим за пределами РК. Оказание таких услуг рассматривается как услуги, реализованные за пределами РК.

Услуги туроператоров и турагентов по выездному туризму туристам, являющимся гражданами РК и лицам, постоянно проживающим на ее территории, рассматриваются как услуги, реализованные на территории РК, и подлежат обложению НДС.

Эффективность производства туристических услуг оценивается прибылью, получаемой компанией. При этом прибыль должна обеспечить тот уровень рентабельности турпродукта, при котором турфирма сможет выжить в существующих условиях конкуренции на рынке турпродуктов.

Оценка прибыли как финансового результата деятельности может быть произведена по типичной схеме отчета о доходах и расходах:

выручка от реализации путевок минус себестоимость реализованных услуг минус расходы периода (заработная плата персонала, налоги на фонд оплаты труда, реклама, оплата консультаций специалистов, канцпринадлежности, услуги телекоммуникаций, почтовые расходы и т.п.).

 

2. Влияние туризма на экономику Казахстана


В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных туристов. Их сегодня можно встретить повсюду – в Париже, Лондоне, Риме, Нью-Йорке, Москве и других городах мира.

Сегодня туристская индустрия охватила не только Европу, которая является традиционным туристским центром, но и страны Америки, Африки, Азии и Австралии.

Туристская индустрия - это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса.

В более широком плане туристскую индустрию можно определить как межотраслевой комплекс, включающий: а) пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб; б) различные специализированные туристские предприятия и предприятия отраслей, не имеющих ярко выраженного туристского характера (в частности, транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной промышленности, капитального и дорожного строительства, местной промышленности по изготовлению сувениров, пищевой промышленности, многих отраслей сельского хозяйства и т. д.); в) широкую сферу услуг, которыми пользуется турист. Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая является основой развития организованного туризма.

К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. п.

В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов.

В целом туристская индустрия опирается на базу природных ресурсов. Такая база должна быть аттрактивной для отдыхающих, предпочтительно обладающей нетронутой природой. Природные территории должны быть: а) соответствующих размеров для избежания перенаполнения туристами и б) защищены от различных рисков, таких, как загрязнение, отравление растениями, наличие опасных животных, насекомых. Развитие туризма должно проходить в местностях, свободных от стихийных бедствий (наводнения, засуха, оползни, землетрясения).

Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий, однако их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие.

Туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей около 10 % валового дохода. О высоких темпах роста доходности туризма свидетельствуют следующие данные: если в 1950 г. поступления от мирового туризма составляли 2,1 млрд долл. США, то в 1998 г. - уже 444,7 млрд долл. США. Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение, так как:

-                   увеличивает местный доход;

-                   создает новые рабочие места;

-                   развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг;

-                   развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах;

-                   активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры;

-                   обеспечивает рост уровня жизни местного населения;

-                   увеличивает валютные поступления.

Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.

Интенсивный и стабильный рост международных туристских прибытий, представленный свидетельствует о том, что с тех пор, как туризм начал развиваться, он стал доступен широким массам.

Статистические данные Агентства Республики Казахстан по туризму и спорту, по состоянию на 01.01.2007 убеждают в постоянном увеличении туристической активности (рисунок 1).


Рисунок 1 – Количество обслуженных туристов в Республике Казахстан за 2001-2006 годы

Из графика, представленного на рисунке 1, видно, что среднегодовое увеличение туристической активности колеблется в пределах 28% в год. Так за период с 2001 года по 2006 год количество обслуженных туристов увеличилось с 154,5 тысяч человек почти в 2 раза и составило 310 тысяч человек.

Благоприятные тенденции в отечественной экономике, а также государственная поддержка отрасли, связанная с реализацией программы кластерного развития, позволяют предположить, что тенденция роста общего количества туристов сохранится.

В соответствии с данными, представленными на рисунке 2 можно сделать выводы относительно поступательной и устойчивой тенденции увеличения объема выполненных работ и оказанных туристских слуг в Республике Казахстан за период с 2002 по 2006 годы.


Рисунок 2 - Объем выполненных работ и услуг в туристической индустрии Республики Казахстан, тыс. тенге


Приведенные данные свидетельствуют о положительной динамике объемов выполненных работ и услуг в туристкой отрасли республики. Так, по состоянию на 2002 год объем выполненных работ составлял 946239 тысяч тенге, в 2003 году тот же показатель изменился в сторону увеличения и составил 1112520, в 2004 году наблюдался рост в пределах 1976543 тысяч тенге, в 2005 году – 3208760, а в 2006 году – 3861401 тыс. тенге.

Таким образом, за период с 2002 по 2006 год среднегодовая динамика изменения объема выполненных работ и услуг в туристкой отрасли Казахстана составляет 25%.

Экономическое влияние туризма на экономику страны проявляется через показатели денежных потоков, направленных из страны и в страну, которые генерируются туристским экспортом и импортом. Большая часть доходов от экспорта туристских услуг поступает от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Туристский импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма. Разница между доходом страны от экспорта туристских услуг и стоимостью импорта туристских услуг представляет туристский платежный баланс, который может быть отрицательным (дефицит) и положительным.

Если сопоставить показатели туристской индустрии за 2006-й и предыдущие годы, то налицо положительная динамика. Туристическая отрасль развивается, и цифры тому свидетельство: в 2005−м, по данным Казахстанской туристской ассоциации (КТА), доходы компаний туриндустрии составили 30,5 млрд. тенге, а в 2006−м – уже 44,72 млрд.тенге (увеличился на 44,3%), налоговые поступления – 6,5 и 7 млрд. тенге соответственно.

Количество действующих туристских фирм увеличилось на 9%, сейчас их в Казахстане чуть менее тысячи – 921. На 17,6% возросло количество гостиниц и других мест размещения туристов.

По данным Казахстанской туристской ассоциации (КТА), в 2006 году Казахстан посетили 5,2 млн. туристов, тогда как в 2005 году этот показатель составлял 4,3 млн. Причем наиболее распространенным видом въездного туризма является деловой туризм, на него приходится 82–84% от общего турпотока, остальные 16–18% – на экологический и спортивный. Хотя имеющийся у страны потенциал позволяет сделать ставку на развитие именно этих направлений.

Таким образом, о поступательном и устойчивом развитии казахстанского туризма свидетельствуют темпы роста объемов въездного и внутреннего туризма.

 

Список использованной литературы


1.                 Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999

2.                 Гостиничный и туристический бизнес. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1998

3.                 Квартальное В. А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5-ти т. - М.: Финансы и статистика, 1998

4.                 Кватальнов В. А., Романов А. А. Международный туризм: политика развития: Учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 1998

5.                 Козырев В. М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1998

6.                 Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. М.: Финансы и статистика, 1999

7.                 Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов / Сост. Н. И. Волошин. - М.: Финансы и статистика, 1998

8.                 Официальный сайт Министерства РК По туризму и спорту http://www.mts.gov.kz/


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.