Рефераты. Туристско-рекреационный потенциал Калужской области

3. Район г. Козельска. Выделение этой территории определяется как историческими па мятниками, так и духовным значением этих мест.д.ревний Козельск стал символом героического сопротивления русских нашествию войск Батыя. Символом духовного развития является знаменитый мужской монастырь Оптина Пустынь. Возрождается известный женский монастырь в Шамордино. Эти места связаны с жизнью и творчеством многих выдающихся русских писателей (Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, братьев Киреевских).

В Козельске, в соседнем с ним Перемышле и в окрестных селах сохранились интересные архитектурные памятники. Живописна природа этих мест, особенно в долинах Оки и Жиздры.

4. Таруса - Поленова. Эта территория объединяет два известных в историческом и культурном отношении района - малый город Тарусу и находящийся в Тульской области на другом берегу Оки дом-музей художника В.Д. Поленова. Вся территория как бы объединена долиной Оки и живописными природными участками вокруг названных мест. Эта уникальная историческая территория еще раз свидетельствует об особом социокультурном районировании, не совпадающем с административными границами, но объединяющем на основе сохранения наследия интересы соседних областей.


1.2.2 Объекты и памятники архитектуры и градостроения

Почти в каждом древнем городе есть хоть несколько памятников, ради которых люди едут иной раз многие сотни верст, замирая при мысли, что в гостинице не окажется мест. Есть такие памятники и в Калуге: палаты Коробовых, мост через овраг, гостиный двор, усадьба Золотарева. Но всего важнее - это она вся, весь ее облик, то непосредственное впечатление прекрасного старого города, которого никогда не заменят ни описания, ни картины, ни старые фотографии.

История Калуги сложилась так, что архитектура ее сравнительно молода, хотя сама она - древний город. Памятники XVII века сейчас можно пересчитать по пальцам. Облик Калуги определила архитектура конца XVIII - начала XIX века, когда Калуга стала богатейшим торговым городом, центром наместничества, а потом губернии.

Калуга - это город русского классицизма. Здесь работали первоклассные архитекторы: П.Р. Никитин - один из крупнейших русских градостроителей, потом И.Д. Ясныгин - ученик Баженова. В начале XIX века его сменил Н. Соколов. Каждый последующий архитектор глубоко вникал в работу предыдущего и продолжал его дело. Вероятно, поэтому Калуга и стала таким цельным городом.

Есть одна удивительная особенность в облике Калуги. В центре неё почти нет улиц, которые не заканчивались бы загородным видом.

Калуга - типичный город на большой реке. Связь старых городов с рекой определялась, конечно, не одними художественными замыслами: река была главной дорогой, поила и защищала. Калуга стоит так, как стоят усадьбы времен классицизма: в излучине реки, на возвышенном и обрывистом берегу. С этого берега, с площадки городского сада, видны дальние леса и Ока, которая, медленно извиваясь и блеща на солнце, скрывается за холмами.

Напротив города - деревушка с ласковым названием "Ромодановы дворики", посреди ее - небольшая церковь. Для Калуги эта церковь имеет первостепенное значение: она одна противостоит целому городу, и без этого привычного ориентира правый берег Оки стал бы безлюдным.

Калуга вообще очень похожа на Москву, ту Москву, которая ушла уже безвозвратно в прошлое. Это сходство отмечали современники еще в начале XIX века.

В облике Калуги много такого, что встречалось, чуть ли не в каждом из русских городов. Но во всей России нет, вероятно, второго такого памятника, как мост через Березуйский овраг (построен П. Никитиным в 1780 г). Римский виадук в центре России, фантазия Пиранези - вот что такое калужский мост.

Свой план, простой и ясный, в котором улицы, параллельные Оке, соединяются с древней радиально-кольцевой планировкой, Калуга получила в 1778 году. В этом плане нет ничего надуманного, он умело связан со сложным рельефом и в нем нашлось место и старым памятникам, и оврагу, и великолепному ансамблю центра.

Почти всех, кто видел Калугу в начале XIX века, поражало обилие в ней каменных домов. Богатая Калуга застраивалась быстро и к 1809-1810 годам, когда на смену прежним типовым проектам пришли новые, город был почти отстроен. Во второй половине прошлого века он обеднел, следовательно, его почти не испортили переделками.

От конца XVIII и начала XIX века здесь сохранились целые улицы и кварталы. Все сдержанное разнообразие таких улиц составляют рядовые дома, рядовые даже в собственном смысле слова, скромно стоящие в ряду других домов, столь же скромных. Но архитектурное воспитание этой поры таково, что лучший дом Калуги стоит в застройке с той же примерной скромностью. Об этом доме нельзя не рассказать. Это блистательная страница истории нашей архитектуры.

В России много старинных дворцов богаче дома Золотарева, но очень немногие дают, как этот, такое полное представление о культуре эпохи, которая взрастила Пушкина. Сколько раз сменились за минувшие полтораста лет и моды и вкусы, но вечная молодость этого дома не померкла. И не должна померкнуть.

Дом (точнее, городская усадьба) купца Золотарева стоит на замечательном, хотя и неприметном месте. Из его окон видны долина Оки, тихая Пушкинская улица (на нее выходят парадные комнаты), живописный овраг, корпуса присутственных мест, собор, церкви в зелени садов.

Эта усадьба (с 1922 г. в ней бессменно помещается Краеведческий музей) сохранила множество мелочей, нигде больше не уцелевших. Вероятно, нигде (кроме разве Ленинграда) нет уже больше старых фонарей у крылец, нигде нет булыжных мостовых с узором в крупную клетку.

Для своего времени (1806-1808) в доме нет ничего необычного: его формы типичны для архитектуры допожарной Москвы. Но как из одинаковых слов слагаются непохожие фразы, так из одних и тех же форм русского классицизма, к этому времени отточенных до совершенства, возникало бесконечное разнообразие.

Бесценные сокровища хранят интерьеры дома Золотаревых, полные барельефов и росписей. Это целый музей декоративного искусства. Здесь собраны почти все барельефы, встречающиеся в "маленьких дворцах" Москвы, уцелевших от пожара 1812 года: "Времена года", "Музыка", "Танец", античные мифы - и все это "в исполнении XVIII века".

Величие свершений советского народа запечатлено в ансамбле площади Победы, где горит Вечный огонь славы в честь калужан, погибших в суровые годы Великой Отечественной войны.

Редким памятником гражданского зодчества XVIII века являются Палаты

Коробовых. Хорошо сохранилось до нашего времени архитектурный ансамбль бывших Присутственных мест, возведённый в конце XVIII века, и Гостиный двор с аркадами.

В Калуге много черт провинциализма именно в том смысле, что она не копировала столицу. Природный ландшафт Калуги нивелировался только в самых необходимых случаях. Не устраивали никаких набережных. С удивительным тактом сохранили овраг, он и сейчас остался одним из самых милых мест в городе. Зеленые спуски к реке, неровности рельефа - все это кажется естественным, но за этим стоит глубокая осмысленность художественного облика города.

1.2.3 Характеристика досуговых учреждений

Музеи:

Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского

Первый в мире и России музей истории космонавтики. Самая полная коллекция по темам: развитие теории и истории космонавтики и ракетостроения; достижения России в области изучения космоса; творчество К.Э. Циолковского и пионеров ракетостроения и космонавтики; творчество А.Л. Чижевского. Ежегодно проводятся Научные Чтения К.Э. Циолковского, посвященные разработке наследия и развитию идей великого ученого, основоположника космонавтики. В состав ГМИК входят: в основном здании - музей истории космонавтики и планетарий, Дом-музей К.Э. Циолковского, Музей-квартира К.Э. Циолковского (г. Боровск Калужской области), Научно-мемориальный и культурный центр А.Л. Чижевского.

Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 года

Музей является одним из трех музеев - центров изучения, хранения и пропаганды памятников Отечественной войны 1812 г. В фондах хранятся уникальные экспонаты, книги, документы, свидетельствующие о событиях нач. XIX в. Подлинные экспонаты - русское и французское оружие, предметы экипировки и обмундирования, нумизматики, фалеристики, предметы военного быта, военная миниатюра, живопись и графика художников ХIX-XX вв. позволяют полнее представить ход войны и значение Малоярославецкого сражения, которое явилось началом бегства и гибели Великой армии Наполеона. Посетителей привлекает как экспозиция музея, так и памятники и памятные места, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г. Государственный музей маршала Советского Союза Г.К. Жукова

Музей основан в 1960 году, в период, когда маршал Жуков был в опале. Основой коллекции стали вещи, подаренные лично Жуковым Г.К.

Уникальная часть фонда: фонд вещей и печатных работ Г.К. Жукова; коллекция фотографий Г.К. Жукова, подарков ему и т.д.

Уникальный музейный комплекс, объединяющий архитектурно-скульптурную композицию "Родина маршала Жукова" в д. Стрелковка и государственный музей Г.К. Жукова в г. Жуков. Особый интерес посетителей вызывает знакомство с еще одним уникальным сооружением - диорамой "Штурм Берлина".

Музей истории города Обнинска

Музей открыт в 1965 г. на общественных началах. С 1967 г. - государственный музей краеведческого профиля. В 1992 г. музей получил новое здание, и с этого года длится процесс создания новой экспозиции. Открыто 4 зала исторической экспозиции, работает выставочный зал. Создается экспозиция по разделау "Обнинск - город науки". Посетители музея - люди, интересующиеся историей и современонстью, наукой и искусством.

Малоярославецкая городская картинная галерея

В 2000 г. картинная галерея переехала в другое здание в центре города. В галерее имеется три экспозиционных зала. В 1-м зале представлены картины, подаренные заслуженной художницей России Е.А. Чернявской в 1985 г и ставшие основой картинной галереи. Елизавета Александровна Чернявская (1904 г. р) - ученица П. Корина. В 1943 г. она окончила Венскую Академию художеств и получила звание художницы академической живописи.

Во 2-м зале - картины художников Куликовых, уроженцев г. Малоярославца. Куликов Афанасий Ефремович (1884-1949) - основатель советского лубка. Куликов Владимир Афанасьевич (1918 г. р). В экспозиции представлены портреты, пейзажи, натюрморты.

3-й зал галереи - сменный, предназначен для передвижных камерных выставок.

Боровский историко-архитектурный музей

Музей - самобытный центр культурной жизни Боровска, рассказывающий о культуре, быте, архитектурных и археологических памятниках.

В экспозиции музея Вы можете познакомиться с фресками Дионисия и белокаменными блоками из Пафнутьева - Боровского монастыря, историей преподобного Пафнутия Боровского и трагической судьбой боярыни Ф.П. Морозовой и княгини Е.П. Урусовой, пострадавших за правоверие во второй половине XVII в. и захороненных в г. Боровске.

Театры:

Калужский государственный драматический театр

По Указу императрицы Екатерины 11 в августе 1776 года Калужская провинция была преобразована в наместничество под управлением генерал-поручика М.Н. Кречетиникова, одного из блестящих царедворцев екатерининского времени. Кречетников был большим любителем театрального искусства. Наместник желал создать свой "малый провинциальный двор", и театр должен был быть украшением этого двора. В Калугу были направлены четыре актера из Петербурга: Василий Луков, Иван Ермолин, Николай Никитин и Егор Порываев. Из Москвы была приглашена одна актриса. К сожалению, ее имя не сохранило время. Остальных артистов "набрали на месте".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.