На Международном инвестиционном форуме «Сочи-2007» Краснодарский край представил 1200 инвестиционных проектов на общую сумму 12 млрд. евро.
Экспозиция края заняла более 3,5 тысяч квадратных метров и включила в себя 65 макетов самых масштабных проектов, которые край предлагает реализовать на своей территории. Она стала самой крупной и самой популярной среди региональных выставочных экспозиций форума – павильон Краснодарского края посетило более 9 тысяч участников «Сочи-2007».
Государственные инвестиции в олимпийскую программу, в создание туристско-рекреационных и игровой зоны на территории Краснодарского края вызвали настоящий бум частных инвестиций.
Кроме этих инвестиционных контрактов подписан протокол о намерениях с компаниями «М-Индустрия» (Россия, Санкт-Петербург) и Allied Business Consultants (ОАЭ, Абу-Даби) о строительстве ландшафтно-рекреационного комплекса «Остров Федерация» в акватории Сочи. Объем инвестиций в этот уникальный по масштабам и сложности проект до 2013 года может составить 6 млрд. евро.
Государственно-частное партнерство, инвестиции в инфраструктуру и Олимпиаду 2014 года стали главными темами обсуждения на форуме. А перечень соглашений, подписанных Краснодарским краем за три дня работы «Сочи-2007» свидетельствует о том, что наибольший интерес частные инвесторы проявляют с олимпийской стройке в Сочи и к реконструкции Краснодара, а также к курортному, транспортному, промышленному и агропромышленному комплексу самого южного региона России.
Серьезный интерес проявили инвесторы к транспортному комплексу региона.
1.3 Инфраструктурные ресурсы
Коммуникации.
Городской транспорт представлен автобусами, маршрутными такси, такси. Альтернативное направление – прокат / аренда автомобилей.
В советское время существовал также внутригородской воздушный транспорт (связывавший вертолётными линиями Международный аэропорт «Сочи» с вертодромами в Красной Поляне и Аибге), а также проектировался, но не был реализован троллейбус.
В связи с вытянутостью территории города городские пассажирские перевозки производятся также электропоездами.
Своеобразным немассовым городским транспортом являются также два фуникулёра (у санаториев имени Ворошилова и Орджоникидзе) и три канатные дороги (у Дендропарка, санатория «Заря» и в Красной Поляне).
Благодаря проведению Зимней Олимпиады-2014 в городе будет сооружено лёгкое метро, т.е. система лёгкого метрополитена, которая будет сооружена в главном курортном городе России к 2013–2014. Сочинское лёгкое метро должно стать третьим лёгким метро в России (после Бутовской линии лёгкого метро в Москве и «Надземного экспресса» в Санкт-Петербурге), а также 11-тым метро в России и 21-вым в СНГ.).
Также для развития всего курортно-рекреационного комплекса Сочи имеет большое значение Сочинский морской порт.
На территории региона находятся такие энергетические объекты как Сочинская тепловая электростанция, которая служит образцом энергетики страны, по своим технико-экономическим показателям и уровню защиты окружающей среды она не имеет себе равных в России и Краснополянская гидроэлектростанция, оборудованная по последнему слову техники, высокоэкологичная. Новые электросетевые объекты – Подстанция Поселковая и линия электропередачи Псоу-Поселковая открывают новые возможности и для региональной генерации.
Индустрия туризма. В современных условиях фактическая рекреационно-туристская емкость г. Сочи ограничивается не природно-ресурсным потенциалом, а совокупностью накопленных материальных ресурсов региона. В первую очередь к их числу относятся предприятия рекреационно-туристской сферы, непосредственно обслуживающие отдыхающих. В Сочи приводимая в статистических отчетах классификация мест размещения непостоянна. В агрегированном виде можно выделить четыре основные группы коллективных мест размещения:
1. Гостиницы. Здесь следует отметить, что до 1992 г. в этой группе выделялись гостиницы «Интуриста», которые существенно отличались по набору услуг и в г. Сочи могли бы быть отнесены скорее к пансионатам отдыха. В настоящее время гостиницы учитываются одной строкой.
2. Санатории и пансионаты (кратко санатории), к которым отнесены санатории и пансионаты с лечением, пансионаты отдыха и дома отдыха.
3. Турбазы, куда включены турбазы, туркомплексы, кемпинги и базы отдыха.
4. Прочие коллективные места размещения (прочие учреждения туризма), к числу которых относятся различные временные места размещения, такие, как летние лагеря, а также специфические базы размещения.
В рекреационно-туристской сфере г. Сочи по данным Городского управления высока доля учреждений с государственной федеральной формой собственности, особенно для санаториев и пансионатов с лечением. Кроме того, значительное количество здравниц принадлежит профсоюзам. Это ставит сферу рекреации и туризма в существенную зависимость от внешнего финансирования.
2. Состояние, проблемы развития туризма в городе Сочи
Исходя из распределения мест по учреждениям отдыха по районам, можно сделать вывод о специализации районов города. Центральный и Хостинский районы в большей степени ориентированы на санаторно-курортные услуги, а Адлерский и Лазаревский – на услуги туризма. Такая специализация обусловила соотношение круглогодичных мест и мест максимального развертывания по районам. В Центральном районе оно составляет 0,94, в Хостинском – 0,92, в Адлерском – 0,75 и в Лазаревском – 0,58. Таким образом, природно-ресурсный потенциал Адлерского и Лазаревского районов используется в меньшей степени, чем Центрального и Хостинского. В Лазаревском районе в холодное время года закрывается почти половина всех мест размещения. Это связано с уровнем освоения лечебных ресурсов, развитием инфраструктуры, учреждений культуры, торговли, общественного питания и других материальных ресурсов. К сказанному следует добавить, что 58% всех занятых в учреждениях туризма и рекреации сосредоточено в Центральном и Хостинском районах.
Более полное использование потенциала Лазаревского района, имеющего наибольшую протяженность пляжной полосы, требует создания на его территории всех необходимых компонентов рекреационно-туристской инфраструктуры, а, следовательно, значительных капиталовложений. Прежде чем будут привлечены частные инвестиции непосредственно в сферу рекреации и туризма, необходим значительный объем капитальных вложений в создание инженерной инфраструктуры, в первую очередь дорог, систем водоснабжения и канализации, очистных сооружений. Такие объекты, как правило, создаются за счет бюджетов разных уровней. Однако, бюджетные возможности г. Сочи весьма ограничены, при этом очень велика зависимость городского бюджета от дотаций из федерального бюджета.
Наиболее перспективным направлением повышения рекреационно-туристского потенциала Сочинского субрегиона выступает создание сети малых частных предприятий, как мест размещения – гостиниц, пансионатов, так и мест отдыха и спортивно-оздоровительных учреждений.
Следует особо подчеркнуть, что природная составляющая рекреационно-туристского потенциала находится под постоянным антропогенным воздействием, поскольку каждая из рекреационных технологий помимо собственно рекреационного продукта производит определенное количество загрязнителей, способных разрушать природный объект. Негативные последствия выражаются также в безвозвратном потреблении природных ресурсов. Следовательно, сохранение рекреационно-туристского потенциала требует обязательного наличия в регионе механизмов по воспроизводству элементов природной среды, являющихся источниками рекреации. Помимо природной среды в состав компонентов рекреационно-туристского потенциала входят и элементы основного капитала.
В городе Сочи, протяженность которого, как уже отмечалось, составляет 145 км, все берегозащитные сооружения, линии электропередач, железная дорога – это объекты федеральной собственности. Затраты на поддержание этих объектов в нормальном состоянии невозможно покрыть из местного бюджета. В то же время используемые для рекреационных целей природные комплексы города настолько зависят от состояния этих объектов, что практически составляют с ними единое целое. Это относится, в частности, к пляжам, равновесное состояние которых было нарушено при строительстве железной дороги и автодорог, морского порта и других объектов, выемки гальки для строительных целей. Нормативными документами запрещена эксплуатация пляжей при его ширине менее 20 м и категория ему не присваивается. В то же время в Центральном районе г. Сочи многие пляжи имеют ширину всего 5–10 м, в Адлерском и ряде мест Лазаревского района есть места береговой линии вообще без пляжной зоны.
Для Сочи в настоящий момент наиболее актуальным является вопрос об использовании пляжей, поскольку абсолютное большинство приезжающих в Сочи в теплый период указывают на морскую рекреацию как главную цель поездки.
Таким образом, количество посетителей пляжей фактически определяет количество отдыхающих в сезон. В большинстве европейских стран береговая полоса шириной от 50 до 100 метров находится исключительно в общественной собственности и не может быть передана никому в монопольное владение. Таким образом, обеспечивается полная и равная доступность к пляжу как источнику рекреации. Размещение на пляже каких-либо постоянных объектов запрещено, а услуги по прокату пляжного инвентаря не могут сопровождаться взиманием платы за вход на пляж. Иначе говоря, доступ к прибрежной полосе не может быть закрытым ни для кого. Данный принцип ни в коей мере не отвергает рыночных отношений в рекреационном природопользовании, поскольку конкурентная борьба должна вестись не относительно рекреационных ресурсов, а относительно спроса на рекреационно-туристский продукт.
Таким образом, важнейшими принципами эффективного использования рекреационного потенциала являются:
– отнесение ключевых источников рекреации и аттрактивных объектов данной местности исключительно к общественной собственности без права передачи их в чье-либо монопольное владение или пользование;
– предоставление свободного доступа потребителей к любым источникам рекреации;
– равный доступ всех производителей рекреационно-туристского продукта к ресурсам, необходимым для производства рекреационно-туристского продукта, на конкурентной основе.
Выполнение данных принципов позволяет, во-первых, максимизировать поток туристов в данную местность, поскольку он будет ограничиваться предельной емкостью самого рекреационного ресурса либо существующей сферой услуг, если она недостаточно развита. Во-вторых, существенно увеличивается спрос, и возрастают цены на местные ресурсы, необходимые для производства рекреационно-туристского продукта, в том числе и на землю. Именно такой подход к использованию рекреационно-туристских ресурсов представляется наиболее рациональным. При существующем же положении вещей наиболее ценные участки пляжей находятся на закрытых территориях, что ведет к весьма неполному их использованию и ограничению контроля со стороны местных органов. В этой ситуации экономический эффект от использования рекреационных ресурсов заметно снижается. Взимание ренты со всех туристских предприятий для воспроизводства рекреационного потенциала в данном случае также не вполне оправданно, поскольку часть этого потенциала используется монопольно, следовательно, монополизируются и рентные платежи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5