Рефераты. Туристский баланс Республики Беларусь: особенности формирования и методические проблемы его определения

Составлено по источнику [5]


1) По данным Госпогранкомитета Республики Беларусь. Без учета прибывших и выехавших на

постоянное место жительства.

Статистика туристских потоков, которая ведется и публикуется в Беларуси, не дает полного представления о туристских рынках Беларуси как дестинации. Как ранее отмечалось, данные Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь о въезде и выезде посетителей с целями туризма, частной и служебной поездки не учитывают туристского потока по направлению Беларусь—Россия, поскольку на границе с Российской Федерацией отсутствует пограничный контроль. По оценкам экспертов, международный поток туристов по данному направлению сопоставим с общим потоком туристов в южных направлениях.

Более детальная картина вырисовывается по организованному туризму, осуществляемому через туристские фирмы. Публикуемая статистика достаточна для анализа рынка туристской отрасли, но не подходит для исследования дестинаций. Последние посещаются не только туристами, пребывание которых организовано туристскими фирмами, но и неорганизованными туристами, причем современный туризм характеризуется опережающим ростом неорганизованных индивидуальных путешествий. Рынок дестинаций в большей мере отражает статистика обслуживания в коллективных средствах размещения, к которым тяготеют обе категории туристов. В публикуемых статистических материалах содержатся сведения о количестве обслуженных и размещенных лиц в гостиничном секторе. Однако важнейшим недостатком является отсутствие показателей, характеризующих объемы туристского обслуживания: количество реализованных туродней в туристской отрасли и количество ночлегов (ночевок) в гостиничном хозяйстве Беларуси.

В публикуемой белорусской статистике туризма нет обобщения данных по туристским регионам (туристским зонам или районам). Статистика туристских потоков в разрезе административных областей малопригодна для практического анализа, поскольку каждая область сама по себе не обладает таким свойством дестинации, как целостный турпродукт. Данный тезис подтверждают следующие примеры.

Мир и Несвиж входят в один туристский район, который представляет собой единую дестинацию. Но Несвиж находится в Минской области, а Мир — в Гродненской. Минск в статистике рассматривается вне Минской области, а Гомель и другие областные центры включены в общеобластную статистику, что не позволяет делать объективные сравнения Минской области с другими областями.

В административных областях можно выделить регионы, состоящие из нескольких районов, которые в туристском отношении слабо вписываются в областной турпродукт из-за периферийного положения. Житковичский район с национальным парком «Припятский» расположен на западе Гомельской области. Он формирует часть туристского продукта Центрального Полесья, где доминирует Пинск. Ошмянский, Сморгонский и Островецкий районы, относящиеся к Гродненской области, больше тяготеют к Минской области. Витебск, Орту и Могилев объективно легче связать в единый тур-продукт, чем Витебск, Полоцк, Браслав, из-за особенностей транспортных коммуникаций.

Для улучшения статистической информации о состоянии развития туризма в Беларуси необходимо в первую очередь публиковать, обобщать и анализировать данные о количестве и структуре ночлегов в средствах размещения. Для формирования практически полезного информационно-статистического массива целесообразно вести статистику туристских потоков и туристской индустрии по административным районам и туристским зонам, на которые разделена территория Беларуси.[3]

Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. В явном выигрыше находятся те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими основополагающими для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами. Среди них:

· близость к Западной Европе, Скандинавии - туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;

· соседство со странами Балтии, Россией, Украиной является серьезным ресурсом к развитию трансграничного туризма;

· древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость);

· богатый природный потенциал, включающий уникальные водно-болотные угодья, реликтовый лес - Беловежскую пущу и т.д.

В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные позитивные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.

По состоянию на 1 января 2008 года в республике насчитывается 312 средств размещения (гостиницы, мотели, кемпинги). Их единовременная вместимость превышает 26 тыс. мест. Количество работающих в данной сфере составляет около 9.1 тыс. человек.

Гостиницы находятся в различных формах собственности и ведомственных подчинениях, существенно разнятся по уровню и ценам. Число средств размещения, находящихся в частной собственности, составляет 78 единицу, или 25% от их общего числа. Тем не менее, в них было размещено 38% всех проживающих, а выручка от размещения превысила 45% от общего объема. Это связано с тем, что частные средства размещения находятся, в основном, в крупных городах, то есть там, где это приносит прибыль, в то время как государство вынуждено содержать множество гостиниц, расположенных в районных центрах. Кроме этого, следует признать и более высокий уровень сервиса и самих условий проживания, что и привлекает иностранных граждан.

Общая проблема, присущая подавляющему большинству гостиниц, состоит в отсутствии их классификации. Многие из них не имеют даже класса "однозвездочная".

Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно большого круга стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного числа представителей стран - России, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании, Латвии, США.

Питание жителей и гостей Республики Беларусь в настоящее время осуществляют свыше 3 тыс. объектов общественного питания, расположенных в общедоступной сети.

Учитывая важное географическое положение Беларуси, большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционируют свыше 400 кафе, ресторанов, баров.

Актуальным является и развитие сети организаций быстрого питания, позволяющих при относительно небольших материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с минимальными затратами времени на получение и прием пищи. В республике насчитывается 1,8 тыс. организаций быстрого питания.

Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские организации, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Число таких организаций в настоящее время невелико. Требуется проведение государственной политики по их поддержке и развитию.

Таким образом, в Республике Беларусь создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует больших затрат на ее обновление и совершенствование. Основные показатели деятельности туристических организаций за 2000-2008 годы (данные Министерства статистики) представлены в таблице 7.


Таблица 7 - Показатели деятельности туристических организаций [5].

Год

Число организаций, оказывающих туристские услуги

Численность работающих в сфере туризма, человек

Принято иностранных туристов, человек

Отправлено туристов за рубеж, человек

2000

415

4095

60224

1289034

2005

402

4004

90811

572398

2006

434

3072

89524

525430

2007

463

2346

105410

516796

2008

577

2721

91587

380349


Таким образом, за 2000-2008 годы количество иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, увеличилось на 31363 человека к уровню 2000 года, что соответствует 152 % роста; а количество граждан, выехавших за рубеж с туристскими целями, уменьшилось на 908685 человека к уровню 2000 года.

Платежный баланс Республики Беларусь по услугам и статье "поездки" в разрезе деловых и личных поездок представлен в таблице 8



Таблица 8 - Доля туристских услуг в экспорте-импорте услуг

Статьи платежного баланса

2000 год

2005год

2006 год

2007 год

2008 год

Экспорт

Поездки - всего, в том числе:

93,2

253,1

286,3

324,6

365,3

Деловые

28,1

75,9

85,9

107,8

112,2

Личные

65,1

177,1

200,1

216,8

253,1

Импорт

Поездки - всего, в том числе:

243,2

447,6

586,4

606

672,4

Деловые

103,7

64,2

100,6

114,2

117,3

Личные

139,5

383,4

485,8

491,8

555,1

Сальдо

Поездки, всего

-123

-194,5

-300,1

-281,4

-307,1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.