Рефераты. Туристический потенциал г. Чердыни

В художественном отношении больший интерес представляет ранний Рождественский храм. Невысокая трапезная и храм перекрыты сомкнутыми сводами и объединены приподнятой аркой. Их интерьеры украшены многими декоративными деталями. Привлекательность интерьерам Рождественского храма придает роспись. Все своды, арки, откосы окон, стены храма и трапезной расписал за четыре летних месяца 1869 года один из представителей потомственных иконописцев села Усолья Александр Иванович Мельников. В росписи храма прозвучала тема о втором пришествии. На стенах и сводах храма развернуто повествование евангельской истории о земных деяниях, смерти и воскресения Христа. Многофигурные композиции дополнены ярким растительным орнаментом. Церковь в селе Искор обладала интересным собранием колоколов. Самый крупный колокол весом 133 пуда 35 фунтов был отлит в 1859 году братьями Бакулевыми в городе Слободском Вятской губернии. Другой был изготовлен по заказу искорского баржестроителя Пешехонова в соликамской мастерской. Этот колокол украшали рельефные изображения Николая Чудотвоца, распятия и клеймы с надписями: "Города Соликамска мастер Василий Петелин", "Во славу Божию лит сей колокол Соликамской округи в село Искор к церкви Рождества Христова в 1805 году". Были в церкви и другие достопримечательности: печь с изразцами XVIII века, деревянная решетчатая дверь между крыльцом и папертью, деревянная скульптура, пятиярусный иконостас в основном храме и трехъярусный в приделе.

Часовня Спаса Нерукотворного - часовня «Убиенных родителей» (иначе Спаса Нерукотворного). (Дата постройки 1793г, восстановления 2007 г.). С особым почтением относились в Чердыни к 85 убиенным ратникам. Память об убиенных связана с событиями XVI века, когда Чердынь была форпостом Русского государства. Защита города от набега ногайских татар в 1547 году отражена в местном предании Битва проходила накануне Крещения у д.Кондратьева слобода, на льду р.Вишеры. (Очевидно чердынцы нанесли ногайцам существенный урон, поскольку сведений о том, что они двинулись далее на город, нет) Летом чердынские торговые люди на своих каюках плыли мимо места битвы, в Петров день. Они увидели, что у берега стоит льдина с убитыми воинами. Погрузили тела на каюки, привезли в Чердынь и похоронили в общей могиле. На следующий день на могильном холме появилась доска с 85 именами. С нее имена записали в Синодик церкви». В XVIII веке имена отлили на чугунной плите (хранится в краеведческом музее), а воинов написали на иконе (хранится в Иоанно-Богословском монастыре). Во второй половине 17 века над могилой была построена деревянная часовня, в 1793 – каменная, из кирпича, освященная во имя Спаса Нерукотворного. Убиенные ратники особо поминались в праздник Крещения и в Семик.  В 1933 году часовня была разрушена, на ее месте поставлен деревянный обелиск, в 1997 году воздвигнут крест, в настоящее время часовня восстановлена.

Часовня Параскевы Пятницы, стоит на месте древнего городища, столицы одного из Великопермских княжеств — городка Искор. Вот что написано о древнем Искоре в книге «Туризм в Пермской области»: «В Перми Великой городку Искор отводилось важное стратегическое значение — он прикрывал верхнекамские земли со стороны Печоры и Вычегды. Городок выглядел настоящей крепостью: он занимал площадку высокой горы с неприступными скалистыми стенами, путь на которую по единственному пологому склону прикрывали пять насыпных валов». Доподлинно известно, что во время знаменитого похода князя Федора Пестрого на Пермь Великую Искор был против московитов и был взят ими самым первым. Среди жителей сегодняшнего Искора также существует предание о царе Коре, который бесстрашно сражался с татарами.  Недалеко от исторического Искора посреди поля растут две рощицы. Местные их называют «русским и татарским островком». По легенде на этих местах похоронены воины с обеих сторон, павшие во время битвы. Вот только какая именно это была битва (то ли искорцев с князем Пестрым, то ли царя Коры с татарами), сегодня мы вряд ли уже узнаем. Как говорят старожилы, в «русском островке» стояла часовня с чугунной плитой, где были написаны имена всех убиенных. Ежегодно в Семик жители Искора приходили сюда крестным ходом и совершали панихиду по убиенным.

Никольская церковь

Люди, увидевшие эту церковь первыми, долго не могли поверить, что она строилась человеческими руками. Её и назвали явленной за то, что никто не видел, как она возводилась. Очевидно, под впечатлением необыкновенной красоты возникла легенда, которая рассказывает, что Никольская церковь строилась мастерами, «неизвестно кем нанятыми, неизвестно откуда пришедшими», но присланными будто бы родственниками Годунова. К этому народная фантазия прибавила, что церковь возводилась без лесов и подъемных механизмов. И то, что делалось днем, за ночь уходило в землю (по другой версии, возводили церковь будто бы не на глазах у жителей, а глубокими ночами), поэтому каждый раз кладка велась от уровня земли. Когда же работы были закончены и поставлены главы с крестами, церковь «вышла» на поверхность и, как корабль, поплыла над морем тайги.Лучший образец архитектуры барокко на Урале. Расположена на холме в центре пос. Ныроб рядом с зимней Богоявленской церковью. В храмовый комплекс входила и колокольня, утраченная в 1934 г. Никольская церковь - бесстолпный пятиглавый храм. Традиционная планировка и конструкции: трапезная, основной храм и алтарная апсида на одной оси (план кораблем). Объемно-пространственная композиция: монументальный куб в центре увенчан пятиглавием, с востока примыкает пятигранная апсида, с запада - квадратная в плане трапезная. Все здание украшено каменной резьбой: наличники с причудливыми завитками, богатые многорядные карнизы с декоративными кронштейнами-модульонами, ажурные полукружия закомар украшают фасады двусветного четверика. Углы выделены одинарными и сдвоенными трехчетвертными колоннами. На свободных от «узорочья» плоскостях стен расположены восьмиугольные ниши с росписью.  Барабаны пятиглавия отмечены изящной аркатурой. Центральный барабан - световой с четырьмя узкими проемами, угловые барабаны - глухие.

Реставрация 1950-х гг. вернула главам лемеховое покрытие (автор реставрации архитектор Г. Л. Кацко). Все помещения перекрыты сводами, стянутыми железными связями: в алтаре - граненый полусомкнутый свод, в трапезной - коробковый с торцевым лотком и глубокими распалубками над окнами.  Стены храма были покрыты росписью по традиционной тематике - страдания Христа и сюжеты из Апокалипсиса, выполненные в 1722 -1725 гг. живописцем Михаилом Казариновым. Среди библейских сюжетов в верхнем ярусе юж. стороны куба выделялось изображение святого Христофора с собачьей головой, с мечом в левой руке и крестом в правой (Христофор считался покровителем охотников).  В стенах обнаружены голосники, улучшающие акустику храма. На внутренних плоскостях свода выложены деревянные пятиконечные кресты с голгофами, утопленные в ниши, выполненные по форме крестов.

Часовня 85 убиенных

В ранней истории было одно событие, которое до сих пор вспоминают в этих местах. Это был бой 85 защитников Кондратьевой слободы (около устья Вишеры) с многократно превосходившим по численности отрядом ногайских татар, шедших на Чердынь. Все русские воины погибли в том сражении, и этот с виду незначительный эпизод забылся бы в веках, если бы не чудеса, которые по легенде стали происходить после этого. Плывущие на лодках вниз по реке чердынцы нашли на льдине тела убитых, из окон построенной памятной часовни иногда струился свет и т.п. Так или иначе, 85 защитников Перми Великой были чуть ли не канонизированы, доска с их именами и икона с 85 одноименными с ними святыми были помещены в часовню. В советское время часовня была разрушена, а на ее месте была поставлена небольшая стела. В XXI веке часовня была воссоздана на старом месте по старым чертежам и обмерам.

3.3 Музеи Чердыни как экскурсионные объекты

Музей истории веры

Расположен в здании Успенской церкви, построенной в 1784 году. Открыт 28 августа 2000 года, в день Успения Пресвятой Богородицы.

Идея создания в Чердыни музея истории веры, посвященного истории Русской православной церкви, возникла у сотрудников Чердынского краеведческого музея им. А.С.Пушкина и была поддержана главой местного самоуправления Чердынского района С.Ф.Миллером и научной общественностью Прикамья.

Экспозиции музея, которые называются «Храмы земли Чердынской», расположены на двух этажах. Первое, что сразу обращает взор посетителей – это роспись на тему «Страшного суда», выполненная на стене при входе в трапезную. После революции фреска была закрашена плотным слоем масляной краски, но вдруг, как рассказывают сотрудники музея, обнажилась сама 11 сентября 2001 года.

Все росписи стен и сводов выполнены мастером Сафоновым, поставщиком Императорского дворца. Вниманию гостей представлены облачения священнослужителей, священные сосуды, иконы, особо почитаемые на Руси и в Чердынском крае: Св.Николая Чудотворца, Св.Праведного Симеона Верхотульского, Св. Великомученицы Параскевы, Св. Преподобного Серафима Саровского и других.

В экспозиции демонстрируются уникальные Святые плащаницы, расшитые серебряными и золотыми нитями, мельчайшим бисером, серебряными нимбами с аметистом и горным хрусталем; иконы и храмовая утварь, а также пермская деревянная скульптура. По плану-чертежу А. В. Федосеева – восстановлен иконостас на втором этаже.

Краеведческий музей им. А.С.Пушкина в 1899 году основал Дмитрий Аристархович Удинцев (1862-1915) - председатель Чердынской уездной земской управы.

Собрание музея составляет более 110 тысяч единиц хранения и включает богатейшие коллекции: "Археология" (с уникальными предметами Пермского звериного стиля и восточного серебра VII-X веков), "Пермская деревянная скульптура", коллекции "Иконописи", "Нумизматика", "Этнография". Видное место принадлежит книжному собранию (XVI-XX веков), включающему уникальные экземпляры старопечатной рукописной книги, музей хранит исторические реликвии национального значения - оковы боярина М.Н. Романова (дяди первого царя из династии Романовых), воинские доспехи X-XV веков. Большой популярностью у туристов пользуется музей истории веры, находящийся в Успенской церкви.

3.4 Достопримечательности Чердыни


Не менее интересны по своему архитектурному ансамблю и по истории и другие храмы земли Чердынской.

Но не только храмами едиными, но и памятниками гражданского зодчества и выдающимися соотечественниками гордится старинный город. До наших дней благополучно сохранился купеческий особняк лесопромышленника Гусева. Усадьба была построена в годы расцвета дел купца (80-е годы XIX в).

Гаврила Петрович Гусев был характерным представителем Чердынского купечества, торговые операции которого главным образом касались перепродажи хлеба. Кроме этого, он торговал лесом и имел плотбище, где изготовлялись несамоходные суда.

После В.О. войны в здании разместился Чердынский райвоенкомат, который и по сей день располагается в данном особняке.

Очень красива по своей архитектуре и богато оформлена усадьба купца Алина (Большого) – 2-ая пол. XIX в.

В усадьбу входят: особняк, контора, пушной амбар, конюшня и ямщицкая.

В.Н.Алин – богатейший купец Чердыни, поставлявший на российский рынок пушнину и битую птицу. Носил звание поставщика двора Его Императорского Величества. Его годовой денежный оборот превышал 250 тыс. рублей, а состояние оценивалось в несколько миллионов рублей. После его смерти дело перешло в руки его племянника, который в 1919 году эмигрировал за границу.

В настоящее время здание усадьбы занимает детский дом. Необычен по своей архитектуре особняк, выстроенный одним из крупнейших чердынских купцов конца ХVIII–первой пол. ХIХ в. Спиридоном Углицких.

Он вел обширную торговлю с Печорой и Камой. Долгое время был бургомистром Чердыни и удостоился за заслуги в восстановлении Чердыни после пожара 1792 г. огромной по тем временам награды: его портрет находился в зале заседания городской Думы.

В настоящее время в здании находится детская библиотека. Чердынских купцов знали на Печоре, в Москве и Петербурге.

На купеческие пожертвования открывались детские приюты и богадельни для «призрения сирых и убогих». Свидетелями того являются прекрасно сохранившееся здание богадельни (кон. ХIХ в.), построенного по предложению Чердынского купца 1 гильдии Лунегова. В наше время в здании размещается детская школа искусств. Жертвовали торговые люди и на храмы, и на строительство городского водопровода, и на народное образование. До наших дней благополучно дожили : здание приходского училища (кон.Х1Х в.); здание реального училища (кон. ХIХ – нач. ХХ в.); здание ремесленного училища и т д. Богатую историю имеет каменный гостиный двор, возведенный в 1857 году. Вплоть до начала 1930-х годов здание использовалось по своему прямому назначению. Затем двор был приспособлен под кинотеатр.

В 1958 году проводились капитальные работы по переоборудованию здания в широкоэкранный кинотеатр, а проемы аркады были заложены кирпичом, но не повреждены.

В 1986–88 гг. в здании проводились реставрационные работы. В настоящее время в здании бывшего Гостиного двора находится Дом спорта.

Именно так выглядела Чердынь в ХIХ в., когда переживала период культурно-просветительского возрождения. На странице сайта только малая часть того, что вы можете увидеть, пройдя по улицам города. Мы уверены, что побывав в нашем городе хоть раз, у Вас навсегда останутся хорошие воспоминания о нем. С недавнего времени в чердынском районе стал действовать центр памяти М.Н. Романова и получил широкую популярность как среди местного населения, так и в области. Основной темой работы Центра и «Исторического театра» стали реальные трагические события, имевшие место в конце 16 начале 17 вв., распространение знаний об историческом наследии. На основе исторических фактов составляются сценарии для театрализованного действия «Исторического театра», что позволяет приобщить к духовному наследию не только специалистов, но и общественность, подрастающее поколение, население края, туристов. Работа в этом направлении ведется постоянно. Об этом свидетельствуют проводимые Центром областные и районные мероприятия. Благодаря театрализованным действиям профессиональных и самодеятельных артистов Вы сможете совершить увлекательное путешествие в 16 век.

В начале XX века на месте его могилы была возведена деревянная часовня (в советские времена снесенная). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. В 1913 году построена ограда (в основном сохранилась, уничтожена только царская символика). Нынешняя часовня, построенная в 2001 году, ничем не напоминает свою предшественницу.

3.5 Природа Чердыни

Сама природа будто говорит: Чердынь — феномен. Приезжая сюда, оказываешься в ином поясе — географическом, климатическом, историческом. Она отрезана от внешнего мира, с нее начинается мир иной.  Чердынь — город-музей. Как Париж или Зальцбург, ее надо осматривать в первую очередь снаружи, и лишь во вторую — заходить в музеи и храмы. А для того, чтобы понять и почувствовать, что Чердынь — воистину княгиня гор, надо взобраться на один из семи ее холмов — лучше всего, Вятский или Троицкий. Семь холмов — это не метафора. Как и положено истинной столице мира, Великая Чердынь расположилась на семи холмах, а нынешний заштатный городок, который свой городской статус сохраняет лишь в силу исторической привычки, эту черту столичности блюдет и подчеркивает. Каждый чердынец сообщит вам про семь холмов. Да и самому нетрудно убедиться, глядя на город с самого высокого их них — Вятского.

Панорама отсюда — потрясающая. Если вам повезет с видимостью и в воздухе не будет морозной дымки, откроется фантастический пейзаж истинного Урала. Прямо под ногами — Колва. Вполне ничего себе речка, недавно еще судоходная. Широченные песчаные отмели, излучины, небольшая дельта, где впадает в Колву Чердынка. Глядя на нее, вспоминаются слова профессора-историка Георгия Чагина, местного уроженца, который семь лет заведовал здешним музеем. Именно он сказал, что Чердынь находится «в устье Вечности».

На противоположном берегу — бескрайний лес, до самого Уральского хребта. В не столь давние времена левый берег Колвы входил в городскую черту. Здесь были выпасы, огороды, стояли отдельные домики. А в дни церковных праздников вся Чердынь после посещения храмов садилась в лодки и плыла на левый берег — там были гулянья.  Сейчас почти не видно на Колве лодок, разве что рыбачьи. А левый берег — живое олицетворение дикости, все ближе обступающей историческую столицу Перми Великой.

Доминанта здешнего пейзажа — гора Полюд, один из главных «героев» романа Алексея Иванова «Чердынь — княгиня гор». Местные жители сравнивают его силуэт с постаментом Медного всадника: действительно, похоже, но Полюд гораздо больше напоминает застывшую в движении волну — мечту серферов, с только-только начинающим заворачиваться внутрь краем. Если видимость хороша, то можно разглядеть скальные выходы на заросшей лесом горе, но вот украшение на вершине Полюда — это, увы, не сигнальный факел вогулов, а всего лишь телевизионный ретранслятор. Всем известна легенда о Полюде и Ветлане. Ветлан из Чердыни не разглядеть, но хорошо виден другой легендарный камень — Помяненный. И на его вершине — скальные останцы, будто гигантские скульптуры, высеченные из камня.

Заключение

Сегодня Чердынь является важным историко-культурным и туристическим центром Прикамья. В первую очередь это объяснимо тем, что этот город сумел донести до современников свое архитектурно-ландшафтное своеобразие и исторический колорит. Своим обликом и жизненным укладом Чердынь во многом напоминает города Русского Севера — Каргополь, Тотьму и Сольвычегодск, давно ставшие своеобразными заповедниками традиционной русской культуры. Неторопливые прогулки по городу, раскинувшемуся на семи холмах, расположенных на берегу притока реки Вишеры — Колвы, дают возможность ненадолго прикоснуться к жизни минувших столетий. В настоящее время в городе возрожден Иоанно-Богословский монастырь в котором сохранился уникальный иконостас XVIII века. Значительный интерес представляют экспозиции одного из старейших на Урале Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина и его недавно открывшегося филиала "Музея истории Веры". В данной работе подробно описана туристическая привлекательность Чердыни. Рассказано о многих исторических достопримечательностях. В этом городе сохранено немало реликвий, которые известные всему миру.

Список литературы

1. Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. — Пермь, 2004.

2. #"#">http://cherdyn.permonline.ru/index.cfm?page=1

4. Красик Дмитрий Святая к Родине любовь... // Звезда. — 2005. — 25 августа.

5. Курбатова Любовь Дань памяти защитникам земли Чердынской // Северная Звезда. — 2005. — 2 августа.

6. Тропинин Дмитрий Вспоминая героев минувших эпох // Деловое Прикамье. — 2005. — 2 сентября.

7. Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. — Пермь, 2004

 


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.