Состояние и развитие регионального института туризма
Туризм выступает одним из крупнейших, высокодоходных, экологически чистых и динамично развивающихся социальных институтов современного мира. Во многих странах он превратился в одну из ведущих отраслей экономики, являясь надежным источником пополнения бюджета.
Важнейшей особенностью российского института туризма является резкое повышение требований потребителя туристских услуг, как к качеству, так и к ассортименту туристского продукта. Вместе с тем, социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном российском обществе: повышение благосостояния, качества жизни, мобильности населения, а также структурные изменения в потребительских и досуговых практиках в сочетании с процессами возрождения национальной самобытности позволяют говорить о формировании принципиально иной конфигурации российского туристического рынка. Одной из характерных особенностей которого является укрепление позиций и развитие туристического сектора в регионах путем создания комплексных целевых программ как способа стратегического планирования туристской отрасли.
Примером внедрения такого рода проекта выступает республиканская целевая программа "Развитие сферы туризма в Республике Татарстан (РТ) на 2008-2010 гг.", направленная на создание "современного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего права граждан на отдых, удовлетворение их потребностей в разнообразных и качественных туристических услугах". Можно справедливо утверждать, что через осуществление данной программы проявляется попытка государства в институционализации и легитимизации туристской сферы путем интеграции ее в социально-политическую систему общества и решения комплекса правовых, экономических и социокультурных задач.
С целью изучения особенностей состояния и проблем развития республиканского туристического сектора, автором статьи было проведено комплексное социологическое исследование осенью 2007 года. Цель исследования заключалась в анализе общественного мнения населения РТ и отдельных целевых групп (представители туриндустрии, рекламного и игорного бизнеса, приезжие) о современном состоянии сферы внутреннего туризма и перспективах его развития. Для исследования мнения населения РТ применялась квотная репрезентативная выборка, объемом 1600 единиц.
Кроме этого, было проведено 15 экспертных интервью с представителями управляющего и среднего звена крупнейших туристических компаний г. Казани; 12 экспертных интервью с представителями управляющего и среднего звена крупнейших рекламных компаний города; фокус группа с представителями игорного бизнеса республики; массовый опрос приезжих в г. Казань туристов (118 человек).
Исследование проводилось по заказу Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. Результаты исследования были включены в разработку программы "Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2008-2010 гг."
Лидерами массовых предпочтений в рейтинге привлекательных видов туризма как для населения республики, так и для гостей столицы являются традиционные виды проведения отпуска - санаторно-курортный, пляжно-экскурсионный, круизный. Такие "экзотические" туры, как охотничий и рыболовный, экологический в меньшей степени привлекают приезжих, нежели, чем самих татарстанцев. Устойчивость в установках населения на проведение отпуска в местах своего постоянного проживания объясняется как наличием богатого природно-рекреационного потенциала региона (63%), отсутствием материальной возможности отдыха за пределами республики (22%), физиологическими причинами ("возраст и здоровье не позволяют далеко уехать", 12%), отсутствием языкового барьера (12%), так и социально-психологическими мотивами - привычка, комфорт (2%).
Наблюдается определенная корреляция между данными, полученными в ходе опроса населения РТ и приезжими туристами относительно проблем, мешающих развитию туризма в регионе: плохая транспортная инфраструктура, нехватка гостиниц и гостиничных номеров эконом-класса, недостаток информации о привлекательных туристических зонах и объектах РТ, низкое качество услуг, отсутствие информационных щитов о городе. Несмотря на то, что набор узловых проблем туристической отрасли РТ имеет свою, республиканскую, особенность и варьируется в зависимости от региона, по такому показателю, как "неудовлетворительное сопровождение населения информацией в сфере туризма" имеет устойчивую преемственность с данными других исследований, проведенных в разных регионам РФ.
Основными рекомендациями по повышению эффективности развития республиканского института туризма и, в более общем виде, соответствия региональной туристической отрасли мировым стандартам гостеприимства могут выступать следующие:
(1) благоустройство инфраструктуры и основных мест туристского показа;
(2) строительство гостиниц эконом-класса, рассчитанных на привлечение и удержание основных потребителей туристических услуг: туристов со средним размером дохода;
(3) повышение информированности о туристическом продукте республики, как на внутреннем рынке, так и на мировой арене путем проведения систематических рекламно-информационных кампаний, создания обновленного Интернет-сайта и единого туристско-информационного центра;
(4) усиление ориентации туристических услуг республики на демонстрацию этноконфессионального колорита Татарстана;
(5) развитие новых направлений туризма (например, «туры выходного дня»). В отличие от других отраслей экономики, туризм ориентирован на долговременные выгоды, увеличение которых напрямую зависит от качества и содержания отношений между потребителями и производителями туристских услуг. В этом плане, важными являются профессиональная подготовка и повышение уровня экскурсоводов, гидов-переводчиков и другого обслуживающего персонала.
Конструирование имиджа территории с целью развития въездного туризма
Туризм является катализатором социально-экономического развития территории и крупным источником создания новых рабочих мест, способствует реализации культурных, образовательных и эстетических потребностей человека.
В результате туристской деятельности образуется бюджетный эффект - результат пополнения бюджетов различных уровней за счет налоговых поступлений.
Въездной туризм представляет собой путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в РФ.
Высокий эффект экономика региона получает от въездного туризма, поскольку помимо увеличения налоговых поступлений, удовлетворяются интересы местного населения, чей культурный уровень и занятость повышаются.
Одним из механизмов развития этой отрасли экономики является имидж территории.
Имидж можно определить как целенаправленно созданную или стихийно возникшую форму отражения объекта в сознании людей. Эта категория способна существенно повлиять на развитие территории. Регион может терпеть убытки и не окупать вложенных инвестиций в силу отсутствия позитивного образа во внешней среде.
Имидж территории – это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех особенностей территории, собственного опыта, слухов, представлений, влияющих на создание определенного образа.
Поскольку имидж есть категория управляемая, на него можно воздействовать, формировать и изменять для достижения цели. Целью формирования имиджа региона в сознании индивида является обеспечение узнавания при восприятии со стимулированием определенного отношения к нему.
Ведущую роль в формировании имиджа территории, помимо достопримечательностей, играют средства массовой информации, позиционирование региона во внешней среде, отзывы туристов, отношение местного населения к ним, наличие условий для организации комфортного пребывания. Помимо этого, на восприятие влияет целый ряд атрибутивных знаков – наименование, флаг, герб, девиз и гимн региона.
В целом деятельность по формированию и поддержанию имиджа туристского центра требует мобилизации значительных финансовых, организационных, интеллектуальных ресурсов заинтересованных субъектов туристического бизнеса и органов управления туристской отраслью. Эта деятельность должна носить системный характер и осуществляться на постоянной основе.
При построении имиджевой модели, прежде всего, необходимо определить цель, для которой требуется желаемый образ. Далее следует провести предварительный анализ по основным параметрам Я – Концепции, изучить существующий имидж территории, выявить негативные и позитивные компоненты, определить требуемый образ, складывающийся с учетом мнения потенциальных и фактических потребителей.
При создании концепции имиджа предварительно должна быть изучена потенциальная аудитория и разработаны технологические формы воздействия на нее. Имидж может быть различным для разных групп общественности. Поэтому работа по его созданию должна проводиться целенаправленно для каждой группы.
Далее должна быть создана модель с описанием мероприятий и рассмотрением долевых затрат.
На степень развития туризма влияют социально-психологические процессы. В этой связи следует постоянно анализировать динамику восприятия территории различными социальными категориями и вносить своевременные коррективы.
Заключение
В результате туристический образ города выходит за границы специально сконструированной сцены традиционных туристических объектов (центр, ключевые памятники, архитектурные строения и т.д.), а туристический потенциал города определяется уникальностью его повседневности. Таким образом, этническое гетто становится в один уровень с Эйфелевой башней, а нефункционирующие заводы советского периода вполне могут конкурировать с руинами античных городов. Как результат – смешение грани между туристическими и нетуристическими городами и реконструирование территории любой повседневности в соответствии с туристическими образцами. При этом также необходимо помнить о консьюмеристской составляющей туристического образа. Демонстративность туристического потребления требует уникальности, но скорее актуальной уникальности.
Список литературы
1. Богалдин-Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: туристические, гостинично - ресторанные и развлекательные комплексы: Уч. пособие. – М.: Издательство Москов. психолого - соц. института; Воронеж: НПО «Модэк», 2007.
2. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005.
3. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Уч. пособие, 2-е изд., перераб и доп. – Минск: Новое знание, 2008.
4. Кирюнин А.Е. Имидж региона как интериоризация культуры. – М.: Книжный дом «Университет», 2007.
5. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Уч. пособие. -М.: Аспект пресс,2006.
6. Тулисов Е.С. Взаимодействие органов власти и общественности в развитии въездного туризма //Туризм Уральского региона: проблемы, привлекательность, перспективы, технологии. Материалы международной научно-практической конференции под эгидой ЮНЕСКО. - Екатеринбург, 2007.
7. Бергер П., Лукман Т. (2005) Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: “Медиум”.
8. Середа Ю.В. (2006) Туризм в контексте глобализационных процессов: социологический аспект анализа // Методология, теория та практика социологического анализа современного общества: Сб. науч. р. – Х.
9. Осауленко А.П. Туризм как социальный институт// Автореф. дис. канд. с.н.- М., 2007.
Страницы: 1, 2