Рефераты. Теоретико-методологическая концепция преобразования процесса подготовки специалистов по физической культуре

Теоретико-методологическая концепция преобразования процесса подготовки специалистов по физической культуре

Теоретико-методологическая концепция преобразования процесса подготовки специалистов по физической культуре в системе среднего профессионального образования

Кандидат педагогических наук, доцент С.М. Ахметов, Ейский педагогический колледж, Ейск

Формирование личности - приоритетная цель подготовки специалистов в области физической культуры [6, 12, 17]. Поэтому все средства, методы и формы обучения должны быть подчинены этой цели и ориентированы на ее достижение.

В системе непрерывного педагогического образования наблюдается тенденция гуманитаризации подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту, которая проявляется не только во включении в учебные планы дополнительных гуманитарных наук, но и в усилении общей ориентации всех дисциплин на общечеловеческие ценности [13].

Интенсификация учебного процесса на основе активизации студентов и улучшения управления их познавательной деятельностью представляет собой один из способов решения проблемы повышения эффективности и качества подготовки специалистов [4, 21].

Среднее профессиональное образование (СПО) является качественно определенным уровнем системы непрерывного образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества [3, 15].

В условиях расслоения общества, снижения территориальной мобильности малообеспеченных слоев населения возрастает его социальная значимость.

Современный этап развития СПО характеризуется интеллектуализацией и гуманизацией учебно-воспитательного процесса, расширением профиля подготовки и повышением профессиональной мобильности специалистов.

Особенностями процесса развития образовательных систем в современном мире являются [16]: рост общего уровня образованности населения; становление системы непрерывного образования; увеличение сроков обучения; учет мотивов и потребностей отдельного учащегося, студента и общества в целом; максимальное развитие способностей детей и подростков, независимо от социально-экономического и общественного статуса их семьи, пола, национальности; личностно ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные особенности учащихся и студентов.

Вместе с тем функционирование и развитие СПО сопряжено с наличием серьезных проблем, обусловленных как внешними условиями, так и внутренними особенностями современного этапа деятельности образовательной системы:

- отсутствием нового поколения учебников и учебных пособий, приводящим к ухудшению обеспечения учебного процесса, тормозящим введение новых технологий и методов обучения;

- изменением содержания подготовки специалистов и его качественного преобразования с учетом перехода на систему опережающего обучения и воспитания;

- отсутствием условий для комплексного, гармоничного развития личности и реализации ее творческого потенциала;

- требованием формирования у специалистов профессиональных и личностных качеств, способностей к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и к приобретению новых знаний, не обеспеченным современной системой СПО;

- недостаточной разработкой технологии применения методов активного обучения, современных технических средств и научной организации педагогического контроля уровня подготовленности студентов;

- недостаточной ориентацией методологии формирования содержания СПО на реализацию личностно-деятельностного подхода;

- отсутствием учета необходимости развития мотивационно-потребностной сферы, сочетания личностных интересов и профессиональных возможностей, противоречащим принципу гуманизации процесса подготовки профессиональных кадров со средним специальным образованием;

- резкому росту числа студентов ССУЗов из малообеспеченных семей, что при сохранении этой тенденции может перевести сферу СПО в разряд социально неблагополучных.

В связи с вышеизложенным назрела необходимость коренного преобразования процесса подготовки специалистов по физической культуре в системе среднего профессионального образования: как ученые, так и практические работники подчеркивают, что степень реализации имеющихся научных, учебных и методических разработок в системе СПО не соответствует современным требованиям [19].

В результате анализа научно-методической литературы, предварительных эмпирических исследований и сравнительных педагогических экспериментов выделено четыре основных принципа концепции - приоритета личности студента, непрерывности образования, интенсификации учебного процесса, учета вида профессиональной деятельности. При этом важнейшее научно-прикладное значение имеют организационно-методические требования к их реализации.

I. ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА. Методологический анализ развития личности заключается не столько в вычленении социальных условий, дифференцированных по степени их воздействия на развитие личности, сколько в выявлении способов воздействия этих условий на личность [1].

Исследуя реальный процесс формирования личности, педагоги должны рассматривать его с точки зрения обеспеченной обществом возможности ее развития. Говоря об обучении и образовании как конкретном способе социализации человека, зачастую не учитывают того, что механизм социализации, будучи специально направлен на личность, тем не менее опосредуется ею самой. Вместе с тем адаптация студентов к обучению в колледже подразумевает процесс, обратный индивидуализации и самоопределению личности. Однако необходимо иметь в виду, что адаптируется не психика, а целостная личность, приспособление которой к новым условиям осуществляется соответственно ее направленности, интересам.

К реализации данного принципа предъявляют следующие организационно-методические требования.

1. Учет мотивов и потребностей при освоении специальности . Формирование потребностей, необходимых для всестороннего развития личности и прогресса всего общества, выступает важной задачей социальной жизни [9]. Если потребности и интересы составляют глубинные механизмы человеческого поведения, то обучение и воспитание, естественно, и должно быть направлено на их формирование.

Мотив относится к потребности, побуждающей индивида к деятельности, цель - к предмету, на который деятельность направлена [28].

Рассматривая проблему мотивов и потребностей к обучению, необходимо отметить, что решение этих вопросов декларируется во всех программах обучения и воспитания в ССУЗах, а также инструкциях и положениях, регламентирующих их деятельность. Вместе с тем практически ни в одном из перечисленных документов не даны рекомендации по методике практического формирования мотивационно-потребностной сферы студентов.

2. Учет физического и психического развития студентов . В процессе подготовки специалистов со средним профессиональным образованием нельзя не учитывать того, что в данном возрастном периоде (15 -19 лет) продолжается формирование организма учащихся [5].

Исследования педагогов, физиологов, антропологов и психологов свидетельствуют о существовании ускоренного и замедленного развития (сенситивности) в этом возрастном диапазоне различных свойств психических процессов и физических качеств, что делает его учет необходимым требованием при организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования [2, 7, 8, 15].

3. Гуманизация и гуманитаризация учебного процесса . Прежде всего отметим, что для сферы образования характерны устойчивость, консерватизм во многом благодаря учительству, в современных условиях исполняющему не столько свой профессиональный долг, сколько образовательную, просветительную миссию. Однако, даже находясь в условиях кризиса, эта система обнаруживает тенденции собственного развития. К таким тенденциям относятся: гуманизация, гуманитаризация, личностная обращенность и информатизация образования [24].

Гуманитаризация образования предполагает значительное увеличение времени, отводимого учебным планом как на традиционные, так и на относительно новые для ССУЗов дисциплины гуманитарного цикла. Иными словами, гуманизация образования развертывается в логике учебного процесса. Но ограничиваться этим экстенсивным способом нельзя, т.к. стиль отношений "преподаватель-студент" в этом случае не подвергается радикальному обновлению. Требуется увеличение интенсивности экстенсивного способа гуманитаризации образования. Это прежде всего гуманистический стиль отношений в ССУЗе, гуманитаризация образовательной среды в нем.

4. Личностно ориентированный подход в обучении. Выпускник колледжа (училища), сформировавшийся в условиях личностно ориентированного обучения, должен знать индивидуально-психологические особенности и умственные способности каждого ребенка, содержание инновационных технологий развития и осуществлять выбор конкретной методической системы для обеспечения успешного обучения и воспитания детей.

5. Развитие творческого потенциала. В системе среднего профессиональ ного образования представлены широкие возможности для развития творческого потенциала личности, начиная с использования в рамках учебных дисциплин таких форм, которые стимулируют творческий поиск и развивают творческое воображение (дискуссии, мозговые атаки, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, разыгрывание ролей, игровое проектирование, научно-практические конференции), и заканчивая подготовкой курсовой и дипломной работ [4, 21].

Ежегодно творческим экзаменом для студентов выпускных курсов являются конкурсы педагогического мастерства, которые позволяют судить о степени подготовленности будущих учителей к самостоятельной работе [3].

6. Комплексное формирование личности. Необходимо отметить, что через развитие физических качеств и освоение двигательных умений физическая культура позволяет удовлетворять такие социально значимые потребности, как стремление к общению, наиболее полному самовыражению, выражению положительных эмоций, развитию психических процессов, формированию личностных качеств и др. В этой связи важно подчеркнуть, что процесс телесного и духовного развития в данном случае выступает как единая социально значимая деятельность, которая наиболее ярко в силу своей специфики проявляется у студентов отделения "Физическая культура". Учебная деятельность в ССУЗах должна выполнять уникальную задачу комплексного развития всех аспектов целостной личности студента (физического, психологического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая его к включению во все усложняющуюся систему социальных отношений. Вместе с тем данное положение остается на уровне декларации, представленной в программах обучения.

II. ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. Среднее педагогическое образование развивается в системе непрерывного педагогического образования, отражающего идею преемственности различных звеньев подготовки педагогов: все большее распространение получает опыт совместной разработки сопряженных учебных планов в системе "лицей-колледж-вуз"; определение единых методологических подходов к организации образовательного процесса; проведение совместных исследований; организация стажировок и других форм повышения квалификации преподавательских кадров.

В концепции региональной политики в области образования на Кубани [14] отмечается приоритетная поддержка проектов, направленных на становление и развитие непрерывного образования.

Ниже представлены некоторые организационно -методические требования, которые должны способствовать реализации данного принципа в системе подготовки специалистов по физической культуре со средним специальным образованием:

1. Преемственность учебного процесса в системе "лицей-колледж-вуз".

Одной из магистральных линий преобразования в системе народного образования стала интеграция [19, 27, 29]. Объединение отдельных образовательных структур - это не просто укрупнение по принципу суммирования, а организация качественно новых систем. Опыт объединения должен быть связан с созданием научно-методического комплекса "лицей-колледж-вуз".

Ведущая цель создания комплекса - это реализация концепции многоступенчатой подготовки специалистов, которая в отличие от многоуровневой не предполагает бакалавриата как некоторого незавершенного образования. Многоступенчатость должна обеспечивать гибкий переход от среднеспециального к высшему звену системы профессионального образования.

2. Развитие среднего педагогического образования в системе непрерывного педагогического образования. Место и роль образовательного учреждения среднего профессионального образования значительно изменились. В настоящее время функция подготовки специалистов стала далеко не единственной функцией учреждения среднего профессионального образования, в первую очередь это относится к педагогическому колледжу. На основе анализа деятельности лучших колледжей России выстраивается модель педагогического колледжа, которая может служить определенным ориентиром и дополняться с учетом требования времени и особенностей региональной социокультурной ситуации.

3. Опережающее обучение и воспитание. На наш взгляд, задачам подготовки специалиста по физической культуре соответствует такая теория, которая учитывает опережающую роль обучения и воспитания в становлении личности и ориентирована на поиск тех психолого -педагогических средств, с помощью которых можно оказать существенное влияние как на психическое развитие учащихся, так и на развитие их специальных личностных качеств и педагогических способностей, необходимых для профессиональной деятельности. В повседневной жизни эти проблемы порой принимают форму вопроса: можно ли посредством обучения и воспитания сформировать у студентов те или иные психические свойства и педагогические способности, которых до этого у них не было?

4. Системный подход в организации учебно-воспитательного процесса. Противоречия, возникающие между моделями деятельности, личности и подготовки специалиста по физической культуре в системе среднего профессионального образования, могут быть в значительной степени разрешены в целенаправленном учебном, научном и воспитательном процессах, организованных как единая педагогическая система. Применительно к процессу подготовки специалиста в колледже речь идет о том, чтобы его выпускник сочетал глубокую подготовку по всему комплексу теоретических и прикладных дисциплин с умением находить принципиально новые решения проблем науки и профессиональной деятельности, хорошо ориентироваться в растущем потоке научно-технической и общественно-политической информации, стал достойным членом общества.

5. Периодическая коррекция и обновление учебного процесса. Модели деятельности и личности специалиста являются ядром квалификационных характеристик и служат целевым заданием для модели подготовки специалиста, определяющей задачи и содержание профессиональной подготовки и характеристику качеств личности. При этом нельзя забывать, что непрерывность развития и постоянное совершенствование социальных процессов в обществе неизбежно отражаются на изменяющихся требованиях к профессиональной деятельности специалиста и к его качествам. Поэтому модель деятельности специалиста, его личностных качеств и педагогических способностей - это изменяющиеся структуры, и их стабильность во многом определяется обоснованностью заложенных в них прогностических идей, отражающих как тенденции социального развития, так и направления педагогического научного поиска.

III. ПРИНЦИП ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Значительные изменения, произошедшие в стране за последнее время, появление новых требований к уровню подготовленности специалистов в условиях рыночных отношений, сокращение количества рабочих мест для неквалифицированных работников и возрастающая конкуренция среди лиц, предлагающих свои услуги на рынке труда, диктуют необходимость переосмысления традиционных подходов к обучению студентов в средних специальных учебных заведениях.

Вместе с тем такие же требования остаются при условии достаточно ограниченного времени обучения в педагогических колледжах, что предопределяет необходимость интенсификации различных форм и видов учебной деятельности студентов.

С учетом изложенного приведем организационно -методические требования, способствующие реализации принципа интенсификации учебного процесса.

1. Совершенствование форм и методов обучения. В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений совершенствования подготовки и повышения квалификации педагогических кадров является такое, в котором используются методы активного обучения [4, 21, 23].

2. Применение технических средств обучения. Целесообразность использования технических средств обучения (ТСО) на теоретических и практических занятиях не вызывает сомнения [20, 22, 26]. Однако необходимо отметить, что преподаватели либо мало используют ТСО, либо не используют их совсем.

Вместе с тем низкий уровень функционирования отделов ТСО в колледжах и училищах мешает решению многих организационно-методических проблем, стоящих перед учебно-воспитательным процессом.

3. Научная организация педагогического контроля за уровнем подготовленности студентов. Существенное место в решении задач подготовки специалистов по физической культуре среднего профессионального образования должно отводиться эффективной научной организации педагогического контроля, которая в целом виде пока еще не сложилась, несмотря на то что отдельные элементы такой системы существуют уже давно. Нынешнее состояние контроля представляет собой эклектическое соединение старого с новым, субъективного с объективным, ручного труда с компьютером и другой электронной техникой. Многое некритически заимствовано из отставшей в своем развитии средней школы: довольно грубая пятибалльная шкала отметок, емкие по времени и затратам труда устные опросы, проверки письменных контрольных работ.

4. Осуществление межпредметных связей. Отражение мира посредством синтеза специальных наук позволяет более конкретно и обстоятельно охарактеризовать структуру будущей профессиональной деятельности, повысить уровень сформированности мировоззрения студентов и преодолеть противоречия между внутренней структурой учебных дисциплин, обилием обособленно стоящих фактов и необходимостью освоения студентами единства научной картины мира. В связи с этим, как отмечают В. Воронцов [10] и Е.А. Горбунова [11], осуществление межпредметных связей является одним из аспектов общей проблемы совершенствования методов обучения, что побуждает к взаимодействию преподавателей различных предметов.

IV. ПРИНЦИП УЧЕТА ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Моделирование профессионального вида деятельности и прогнозирование педагогических способностей в процессе обучения студентов - необходимые условия подготовки специалиста по физической культуре в системе среднего профессионального образования.

В качестве наиболее важных организационно -методических требований, позволяющих реализовать вышеизложенный принцип, можно выделить следующие:

1. Формирование личностных качеств и профессиональных способностей. Основное условие успеха в работе преподавателя - его специальные способности [25].

Важным моментом в профессиональной ориентации учащихся школьного возраста на специальность "физическая культура" является их начальная профессиональная подготовка через лицейские классы, выпускники которых выгодно отличаются от школьников обычных классов.

2. Подготовка конкурентоспособного специалиста. Профессиональная мобильность выпускника педагогического колледжа предполагает его готовность к работе в условиях расширяющегося рынка образовательных услуг и образовательных запросов личности, вариативности образовательных программ, технологий, а также видов и типов образовательных учреждений. Условиями развития профессиональной мобильности выпускника являются государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, и в первую очередь повышенного уровня подготовки, а также организация учебного процесса в рамках личностно ориентированной парадигмы и развивающих технологий.

3. Освоение технологий сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей и подростков. В настоящее время в России сложилась дифференцированная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, возникли и получили распространение их инновационные модели, появились разнообразные интеграционные формы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных образовательных учреждениях, развивается сеть психолого-медико -педагогических консультаций, диагностических и реабилитационных центров, логопедических пунктов.

Введение в классификатор среднего профессионального образования новых направлений подготовки, связанных со специальным образованием, позволяет педагогическим колледжам готовить воспитателей и педагогов для этой системы коррекционно-развивающего образования.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 333 с.

2. Аганянц Е.К. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью: Учеб. пос. Краснодар, 1991. - 104 с.

3. Анисимов П.Ф., Сосонко П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования. Казань, 2001. - 256 с.

4. Баландин В.А., Чернышенко Ю.К., Локтев С.А. и др. Метод активного обучения "Анализ конкретных ситуаций". Классификации и основы применения: Учеб. пос. Ростов-на-Дону, 1997. - 153 с.

5. Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь). - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 41 с.

6. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 23-25.

7. Басов М.Я. Проблемы развития человека //Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. для студентов /Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994, с. 8-17.

8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. для студентов / Сост. Л.М. Семенюк /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1997, с. 87-98.

9. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. докт. дис. М., 1990. - 54 с.

10. Воронцов В. Используя межпредметные связи (на уроках физической культуры) // Физическая культура в школе. 1991, № 11, с. 35.

11. Горбунова Е.А. Межпредметные связи в системе формирования физической культуры школьников: Автореф. канд. дис. М., 1992. - 24 с.

12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

13. Змеев С.И. Основные проблемы организации зарубежных систем подготовки физкультурных кадров в свете перестройки советской высшей школы //Актуальные проблемы организации подготовки физкультурных кадров за рубежом: Сборник научных трудов. - Малаховка: МОГИФК, 1989, с. 5-9.

14. Концепция развития образования на Кубани. Постановление главы администрации Краснодарского края Н.Д. Егорова. Краснодар, 1993. - 13 с.

15. Костюк Г.С. Принципы развития в психологии // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. для студентов / Сост. Л.М. Семенюк /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994, с. 19-22.

16. Кузин В.В., Кутепов М.Е. Многоуровневая подготовка спортивных кадров за рубежом. - М.: ФОН, 1999. - 246 с.

17. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦИФК, 1992. - 120 с.

18. Лях В.И. Развитие и совершенствование координационных способностей школьников от 7 до 17 лет в процессе физического воспитания // Физиологические особенности организма школьника и физическое воспитание: Сб. науч. тр. Свердловского пединститута. Свердловск, 1988, с. 81-87.

19. Маслов В.И., Зволинская Н.Н., Корнилов В.М. Непрерывное образование: подходы к сущности / Труды ученых ГЦОЛИФКа: Ежегодник. - М.: ГЦОЛИФК, 1993, с.102-117.

20. Михнищев А.Г. Методические рекомендации по применению технических средств обучения в учебном процессе. - Киев: ВПШ при ЦК Компартии Украины, 1987. - 76 с.

21. Неверкович С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. докт. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1988. - 31 с.

22. Ожогин В.Я. Технические средства в учебном процессе. Информационные свойства и эргономические особенности применения. - Киев: Высшая школа , 1984. - 184 с.

23. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение / Учеб.. - М.: ИПО Профиздат, 1991. - 191 с.

24. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 240 с.

25. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения: Книга для учителей школ, преподавателей ссузов и вузов. - М.: Флинта, 1998. - 368 с.

26. Технические устройства обучения: Справочник / Под ред. В.Н.Попова. - Киев: Высшая школа, 1985. - 304 с.

27. Усманов С., Синагатулин И., Баянова Л. Взаимодействие школы, педколледжа и вуза: Бирская модель // Народное образование, 1999, № 1-2, с. 132-135.

28. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. для студ. / Сост. Л.М. Семенюк /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994, с. 163-168.

29. Шкодкина Н.Н. Колледж как системообразующий элемент в системе непрерывного образования малого города // Среднее профессиональное образование. 2001, № 7, с. 46-47.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru





2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.