Рефераты. Тенденции развития современного туристского рынка

В-третьих, значительно сократилась поддержка курортно-туристской сферы государством, которое не только в первые годы реформ, но и последующие годы не сформировало конструктивной идеи реформирования этой отрасли.

В-четвёртых, реальные доходы основной части населения страны резко снизились, соответственно снизился и платёжеспособный спрос на рекреационные услуги. Одновременно с этим были повышены цены на услуги транспорта, возросла стоимость путёвок в действующих курортах. Для многих российских граждан лечебно-рекреационный туризм стал недоступен.

В-пятых. Не были определены основные источники финансирования инвестиций в индустрию туризма. В результате, существующие методы финансирования и сложившаяся инвестиционная политика в сфере туризма во многом не соответствуют изменившимся условиям.

В табл. 3.1 приведены статистические данные, характеризующие количественные и качественные перемены, произошедшие в курортно-туристской сфере за годы реформ.

Всё это в совокупности привело к тому, что система массового отечественного туризма была разрушена, а между экономической функцией туризма (туризм как отрасль бизнеса) и социальной (туризм как сфера сохранения и развития человеческого потенциала) наметилось и продолжает углубляться противоречие. В условиях, когда, с одной стороны, идут процессы сокращения бюджетного финансирования, приватизации санаторно-курортных организаций, «сброса» предприятиями своей социальной сферы, минимизации роли профсоюзов в организации отдыха населения и т.п., а, с другой, нерешённость проблем минимума оплаты труда, низкий уровень оплаты труда бюджетников, отсутствие должной индексации доходов и, как следствие, ограниченный доступ к туризму основной части населения, указанное противоречие имеет только однонаправленную тенденцию – к обострению.


Таблица 3.1. Основные показатели деятельности санаторно-курортных организаций и организаций отдыха (на конец года)


1990

1995

2000

2002

2004

Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха – всего

7431

5810

4876

4709

4579

в них мест, тыс.

обслужено лиц, тыс. человек

1299

13348

853 8832

754 8873

754 9035

796 9711

Из общего числа средств размещения:

санатории и пансионаты с лечением


1227

1193

1192

1279

1319

в них мест, тыс.

307

264

288

326

341

из них детские санатории

632

584

528

553

579

в них мест, тыс.

84

74

82

107

112

санатории-профилактории

2256

1734

1196

1040

889

в них мест, тыс.

188

136

107

99

93

дома отдыха и пансионаты

542

394

394

352

364

в них мест, тыс.

172

103

90

64

92

базы отдыха и другие организации отдыха

2964

2098

1880

1853

1813

в них мест, тыс.

387

260

223

234

232

туристские базы

493

391

193

157

169

в них мест, тыс.

255

90

41

29

38



Такой динамики, которая наблюдалась за прошедшие 15 лет реформ, курортно-туристская сфера не знала за все годы своего развития. За все послевоенные годы вплоть до 1990 г. численность санаторно-курортных организаций и организаций отдыха, число мест в них, численность лечившихся и отдохнувших постоянно возрастали. В 2004 г. по многим абсолютным показателям страна вышла на уровень 1970 г. Таковы масштабы урона, который понесла санаторно-курортная сфера за годы реформирования экономики.

Пути решения экономических и социальных проблем развития туризма в России рассматриваются в диссертации с учётом современных общемировых тенденций в этой сфере. Являясь страной с рыночной экономикой, Россия может заимствовать всё прогрессивное и подтвердившее себя на практике. В связи с этим в работе рассматриваются не только мировые тенденции развития туризма в целом, но исследуется конкретный опыт достижения отдельными странами передовых позиций, выявляются наиболее фундаментальные концептуальные положения и факторы, обеспечившие успешное развитие туризма в этих странах.

К числу таких факторов, в частности, относятся: методы управления процессом формирования и развития туристского комплекса своей страны, сочетание централизованных и децентрализованных методов управления комплексом; формирование источников крупных инвестиций – государственных, частных, иностранных; участие государства в развитии туристской сферы; государственные меры экономического стимулирования успешного развития туризма (налоги, субвенции, кредиты, режим особых экономических зон), характер и масштабы развития социального туризма; система подготовки кадров специалистов для работы в этой отрасли и др.

Изучение международного опыта развития мирового туризма подтверждает вывод о том, что для достижения российскими курортами и туристскими центрами международного уровня, необходимо привлечение значительно больших отечественных и зарубежных инвестиций. Вложение средств в этот вид бизнеса должно стать выгодным для российских и зарубежных инвесторов. Это предполагает не только введение налоговых и таможенных льгот, но и разработку конкретного механизма государственных гарантий, обеспечивающих российским и иностранным инвесторам уверенность в защите их прав собственности, а также страхование инвестиционных рисков и др.




Заключение


Туристская поездка практически всегда содержит элементы нового и существенно отличающегося от привычной среды обитания, в том числе и то, что может представлять определенную опасность для путешествующего лица. Практика международного туризма показывает, что с увеличением количества путешествующих и расширением географии поездок резко возрастает необходимость более полного учета специфики поездок и соблюдения мер безопасности. Прежде всего это касается регионов со сложной социально-политической обстановкой. Фактически речь идет о риске таких поездок, вплоть до реальной угрозы жизни и здоровью туристов.

Прошло десять лет, как россияне стали практически свободно путешествовать по всему миру, а число посещаемых стран в 2001 г. перешагнуло за вторую сотню.

Тем не менее есть еще территории, куда туристы могут ездить лишь с большой осторожностью. Великий китайский мудрец Конфуций сказал: «В стране волнения – ее не посещай. В стране мятеж – оттуда уезжай». К сожалению, за две с половиной тысячи лет ничего не изменилось – это изречение актуально и сейчас в начале третьего тысячелетия. Количество стран, в которых сохраняется сложная политическая обстановка, происходят военные или прочие серьезные конфликты остается на прежнем уровне – ежегодно порядка 30 государств относятся к числу неблагоприятных для туризма. По анонсам новостей телевидения и других СМИ такие страны у многих на слуху. Но поскольку динамика изменений постоянная, а временами бывает достаточно неожиданная, правительственные структуры многих государств регулярно дают соответствующие указания и официальные рекомендации относительно поездок своих граждан по странам мира.

Например, Госдепартамент США дважды в год, проанализировав ситуацию в той или иной стране или регионе мира, делает заявления, в которых обычно присутствуют вежливые фразы типа «граждане США, планирующие побывать там-то и там-то должны знать, что данные регионы переживают этап глубоких политических и экономических изменений… Преступления против иностранных туристов – все усиливающаяся проблема… Лицам со слабым здоровьем настоятельно рекомендуем не ездить, в том числе из-за острейшей нехватки самых обычных медикаментов… Максимум осторожности нужно соблюдать при следовании поездом…».

Аналогичную работу проводит МИД Германии. С учетом традиционной немецкой аккуратности и скрупулезности там пошли дальше простых рекомендаций. Начиная с 1996 г., перед началом летних отпусков туристам советуют воздерживаться от поездок аж в 80 государств мира, если, конечно, они хотят вернуться «целыми и здоровыми». И почти по каждой стране приводятся конкретные сведения обо всем том, что может угрожать жизни, здоровью, безопасности и благосостоянию путешествующих людей. Прежде всего – это военные, этнические и прочие конфликты, разгул криминала, природные катастрофы, эпидемии, эпизоотии (типа ящура), коррупция и прочее. Некоторые страны Африки, Азии и Океании занесены в черный список – туда ездить запрещается – это Алжир, Афганистан, Ангола, Бурунди, Конго, бывший Заир, Ливия, Руанда, Сомали, и Судан, где постоянно присутствует угроза войны и главное – бандитизма.

Летом 2000 г. к составлению «черных» и «серых» списков «неприятных стран» подключилась Государственная Дума России, где создан подкомитет по защите прав российских граждан, находящихся за рубежом. Депутаты скрупулезно оценивают обстановку и, обсудив, озвучивают список стран, куда лучше россиянам не ездить. Кроме уже названных государств в «черном списке» числятся Гаити, Колумбия, Гвинея-Бисау, Сьерра-Леоне, Либерия, Нигерия, Центральноафриканская Республика, Коморские острова, Восточный Тимор, Джафна (Шри-Ланка), юг Филиппин, Соломоновы острова и Фиджи.

Будем надеяться, что рано или поздно Россия последует опыту Германии и государственные службы предложат турфирмам и туристам конкретные рекомендации по каждой из проблемных стран с подробным описанием того, чего же именно там следует опасаться туристу и как себя там следует вести.




Список использованной литературы


1.         Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 №12-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, №49, ст. 5491.

2.         Александрова А.Ю. Международный туризм. – М.: Аспект Пресс, 2002. С. 5.

3.         Антипина Е.Б., Терещенко А.А. К вопросу об унификации и стандартизации понятийного аппарата в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2004. №3. С. 5 – 8.

4.         Большой глоссарий терминов международного туризма / Под ред. М.В. Биржакова, В.И. Никифорова. СПб., 2002. С. 8, 11.

5.         Гаврильчак И.Н. Основные принципы организации и развития международного туризма. СПб., 2001. С. 4 – 5.

6.         Глумсков В. Слейся или умри // Эксперт Казахстан, 2007, №13. – 02.04.2007.

7.         Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. М., 2001. С. 190.

8.         Зыкин И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М., 1994. С. 17.

9.         Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М., 2003. С. 9.

10.    Народное хозяйство РСФСР в 1990 г.: Стат. ежегодник /Госкомстат. – М.: 1991. С. 285.

11.    Парций Я.Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». М., 1998. С. 3.

12.    Писаревский Е.Л., Губенко Н.Н. Законодательство в сфере туризма. Состояние и перспективы // Туризм: право и экономика. 2003. №1. С. 4.

13.    Российский союз туриндустрии. – М.: Статистика России, 2006. С. 29

14.    Свиридов К.С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2003. С. 12.

15.    Сирик Н.В. Договор оказания туристских услуг в гражданском праве России: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001. С. 11.

16.    Соколов И.А. Совершенствование управления туристскими предприятиями на основе логистизации потоковых процессов / Автореф. дисс. канд. эк. наук. М., 2007.

17.    Соколов И.А. Факторы, влияющие на управление турфирмами. Восемнадцатые Международные Плехановские чтения: (4–7 апреля 2005 г.): Тезисы докладов профессорско-преподавательского состава. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2005

18.    Соколов Ю.Н. Международный туризм и его правовое регулирование: Учеб. пособие. М., 1969. С. 3 – 34.

19.    Стригунова Д.П. Понятие международного туризма // Юрист, 2006, №6.

20.    Туризм в цифрах, 2005: Стат. сб. – М.: Статистика России, 2006

21.    Чененов Ю.А. Правовое регулирование туризма в СССР и России: историко-правовой аспект // Туризм: право и экономика. 2003. №3. С. 15 – 18.

22.    Народное хозяйство РСФСР в 1982 г.: Стат. ежегодник/ЦСУ РСФСР. – М.: Финансы и статистика, 1983. С. 207.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.