Рефераты. Телегония - наука о необходимости сохранения девственности

Далее рисуются весьма образные картины того, чем грозит телегония девушкам, потерявшим девственность до брака, хотя бы и не забеременевшим. Для примера еще одна цитата: «Известно, что даже через несколько лет после внебрачных связей с заезжими гастролерами на международных фестивалях, спортивных олимпиадах наши русские девушки стали рожать от белых генетически здоровых своих мужей — детей "ни в мать, ни в отца, а в черного и дебильного молодца". Причиной появления этих "молодцов" была генетическая мутация хромосомной цепочки».

Откуда же черпали все эти диковинные сведения авторы брошюры? Единственный приведенный ими источник информации — книга Феликса Ледантека «Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты»: «Изложенная выше информация о первых шагах засекреченной теперь науки взята нами из 24 главы этой книги, которая так и озаглавлена "Телегония, или Влияние первого самца"».

Давайте тоже обратимся к первоисточнику, тем более, что единственный экземпляр этой книги, изданной в России в 1899 г., есть в фондах Российской Государственной Библиотеки.

Но начнем с некоторого уточнения. Прежде всего, фамилия автора пишется иначе, чем у авторов брошюры, а именно Ле-Дантек (через дефис). Да и название книги тоже звучит по-другому: не «Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты», а «Индивидуальная эволюция, наследственность и неодарвинисты». Странные «описки», причем не у кого-то одного, а у всех ссылающихся. Поэтому возникают сомнения в том, что авторы брошюры держали в руках эту работу Ле-Дантека. Или это, может быть, новое (не вполне забытое старое) веяние — не читал, но обсуждаю?

Однако 24 глава под названием «Телегония, или влияние первого самца» в книге, действительно, существует. Но прежде не могу не уделить внимания самому автору — Феликсу Ле-Дантеку.

В фондах РГБ есть еще несколько его книг, но нам интересны две: одна называется «Атеизм», а другая — «Существует ли бог?» (слово «бог» написано с маленькой буквы). Обе эти работы — весьма пространная и откровенная исповедь атеиста. Однако, будучи изданы на русском языке в 20-е годы XX века, они так и остались с неразрезанными страницами (мне пришлось разрезать их самой!). Вот показательная цитата из книги Ле-Дантека «Атеизм»: «Я родился атеистом... Я не нахожу в себе следов идеи бога, хотя я воспитывался точно также, как другие бретонские ребята, подобно им учил катехизис... Но я ни на одну минуту не верил в существование бесконечного проницательного Судии, наказующего и награждающего каждого по заслугам, как и сейчас не верю в абсолютную ответственность».


Если же говорить в целом, то книга «Существует ли бог?» — это подробный, обстоятельный разбор всех доказательств существования Бога (метафизических, нравственных, исторических и пр.), а также энергичная попытка их «разоблачения». Ле-Дантек пишет, что если и можно рассуждать о Боге, то «лишь как о простом смертном человеке». А завершает он свою «исповедь атеиста» такой недвусмысленной фразой: «Если бог и умрет, в природе все равно ничего не изменится» (с.49).

А что представляет собой Ле-Дантек - ученый? Это вполне респектабельная фигура: биолог, профессор Сорбонны, дарвинист, снискавший у современников скандальную славу «главного атеиста Франции». Очень сомнительный союзник для представителей церкви в деле воспитания христианской нравственности. Конечно, в науке главным критерием является не отношение к религии, а научная компетентность и достоверность исследований. Посмотрим, чем же «обогатил» науку Феликс Ле-Дантек, исследуя явление телегонии.


Надо отметить, что книга Ле-Дантека издана в 1899 году, т.е. за год до переоткрытия законов генетики, больше известных как законы Менделя. Таким образом, научный материал, которым он оперирует, находится вне контекста генетики — науки о законах наследственности и изменчивости признаков. Поэтому даже беглого знакомства с содержанием книги достаточно, чтобы понять, что за 100 лет она безнадежно устарела. Так что искать каких-то научных откровений в этой книге не следует. Но 24 глава, хоть и невелика (всего 4 страницы), но в своем роде весьма любопытна.


«Глава XXIV. Телегония, или влияние первого самца» (с.244). Начнем чтение: «Между заводчиками существует довольно распространенное мнение, что первая случка (*) может иметь влияние на последующие, в том смысле, что потомство от этих последних кое-что заимствует от первого отца: Спенсер рассказывает, что по словам профессора Флинта и по сделанным в Америке наблюдениям, белая женщина, оплодотворенная негром, может иметь впоследствии, выйдя замуж за белого, детей с некоторыми особенностями, несомненно обличающими негритянскую породу» (с. 244-245).


На что в приведенном отрывке следует обратить особое внимание? Ле-Дантек не занимался лично исследованием телегонии, он лишь собрал некоторые материалы. Однако данные, им приводимые, не могут иметь научной ценности. Ну что это такое: «Спенсер рассказывает, что по словам профессора Флинта... »? Это напоминает больше «сарафанное радио»: «Одна женщина сказала... » А далее может следовать самый невероятный рассказ. Поди, проверь, было или нет.


Ниже идет ничуть не более убедительный рассказ, приведенный Ле-Дантеком со слов Ч.Дарвина: «... о случае со свиньей некоего г. Джильса, всегда приносившей от боровов одной с ней породы поросят белых с черным, похожих на нее и на всю породу». Когда же ее однажды накрыл кабан, то она опоросилась помесью. Потом ее опять спустили с боровом ее же породы, и она произвела поросят, между которыми попадались одноцветные каштановой шерсти... » (с. 245). По той же причине, что и выше, научная ценность и этого сообщения весьма сомнительна. Ведь поросята с необычной окраской шерсти не были исследованы в скрещиваниях, как того требует генетический анализ. Ничего не сообщается о других пометах той же свиноматки. Следует также добавить, что у кабанов детеныши бывают не «одноцветные каштана вой шерсти», а полосатые. Поэтому влияние кабана на появление поросят с необычным фенотипом — тоже бездоказательна.


Однако хочу обратить внимание на чрезвычайно важную сноску (*), которую делает Ле-Дантек в самом начале этой главы. Он пишет: «Надобно, чтобы случка сопровождалась оплодотворением; поэтому неприемлема никакая теория, объясняющая телегонию влиянием на самку сперматозоидов первой случки, оставшейся бесплодной» (с. 244). Итак, это замечание, по сути, перечеркивает все рассуждения священников — авторов брошюры. Ведь они настаивают на том, что любой половой контакт, даже не закончившийся беременностью, все равно приведет впоследствии к рождению женщиной детей не от ее мужа, а от первого мужчины — того самого «заезжего молодца». Однако такого утверждения  Ле-Дантека нет! Наоборот, он категоричен в своем мнении: половой контакт только тогда может оказать некоторое влияние на последующее потомство, зачатое от другого партнера, если первый контакт закончился беременностью.


Это утверждение Ле-Дантек пытается обосновать теоретически. Его аргументы сводятся к явлению так называемого «наследования благоприобретенного признака». Ле-Дантек полагает, что плод, пребывая в утробе матери, оказывает влияние на ее другие яйцеклетки, находящиеся в яичниках, которые из-за этого приобретают некоторые черты отца. Впоследствии эти яйцеклетки, оплодотворенные сперматозоидами другого мужчины, могут нести черты первого, что отчасти отразится на ребенке.

Надо отметить, что подобных взаимодействий ни современная генетика, ни современная эмбриология не знают. Если они и существуют, то их изучение — дело будущего. Пока же такими данными наука не располагает.


Но вернемся к XXIV главе, чтобы узнать подлинную историю скрещивания лошадей с зебрами. Ле-Дантек пишет: «Самый знаменитый случай был с кобылой графа Мортона. Эта рыжая кобыла, имевшая 7/8 арабской крови и 1/8 английской, была накрыта в 1815 г. кваггой (род зебры), и принесла помесь. Будучи случена потом с жеребцом одной с ней породы, она принесла в 1817 и 1818 годах двух жеребят» (с. 244). Однако далее он сообщает, что граф Мортон продал эту кобылу хозяину жеребца сэру Тару Усслею. В его конюшне кобыла и принесла этих жеребят, которых граф Мортон видел лишь однажды, «когда одному был год, а другому два». По словам Мортона, они были похожи на кваггу, «... как если бы у них была 1/16 крови этого животного». «Они были гнедые, помечены как квагга, рассеянными темными пятнами с черными полосами вдоль хребта, на плечах и на задней части ног. Жесткая и торчащая грива также напоминала кваггу», — так описывал их Мортон (с. 244).


На этом история кобылы графа Мортона не закончилась: «Слученная вновь в 1823 г., эта кобыла еще раз принесла жеребенка, напоминавшего первого отца». По словам Мортона, сходство с кваггой было слабым. Ле-Дантек комментирует, что полосы у лошадей бывают вследствие атавизма, но все-таки он считает, что «ввиду факта повторения признаков три раза кряду, довольно трудно думать, что мы имеем дело со случайностью или даже с атавизмом» (с. 244). Поэтому наилучшее объяснение — телегония.


Но книга Ле-Дантека — не единственная, где упоминается о телегонии. В «Энциклопедическом словаре» Ф. Брокгауза и И. Эфрона этому «феномену» посвящена большая статья (том 64, с. 777), в которой сообщается следующее: «Телегония, или сходство детей не со своим отцом, а с отцом более раннего приплода. ... Дарвин со слов Мортона (1821), а недавно Эварт (1896) сообщают о двух случаях. Эварт сообщает, что жеребенок, родившийся от жеребца и кобылы, слученной ранее этого с полосатой дикой лошадью, и имевшей от этой случки потомство, имел следы полосатости на крупе и почках. Однако полосатость на ногах и плечах встречается иногда у лошадей, независимо от влияния всякой примеси и служит доказательством происхождения лошади от полосатых предков... »


Итак, авторы «Словаря» упоминают тот же случай, что и Ле-Дантек Однако объяснение этого феномена Брокгауз и Эфрон дают традиционное — атавизм. Но далее появляется новая чрезвычайно важная информация: «Вейсман сообщает о многолетних наблюдениях Ланга над собаками, а затем Белль (1896) производил опыты над собаками и голубями, о оба пришли по отношению к телегонии к отрицательным результатам».


Относительно собак, сошлюсь на данные современного московского кинолога высшей категории, заводчицы доберманов И. А. Сивцовой. Это кинолог с тридцатилетним стажем, вырастившая добермана — чемпиона мира в своей породе. Проведя десятки скрещиваний, она собрала внушительную статистику, ведет многолетний учет своих питомцев и со всей ответственностью утверждает, что все ссылки на собаководом, которым, якобы, это явление давным-давно и хорошо известно, не соответствуют действительности. Явление телегонии собак не встречается.


Брокгауз и Эфрон все же пытаются найти какое-либо научное объяснение телегонии, оговариваясь, «если это явление имеет место... ». Вот их версия: «Наиболее вероятным может быть предположение, что живчики первого отца сохранились где-нибудь в женских половых частях и оплодотворили яйцо лишь при повторной случке. При чрезвычайной живучести живчиков это предположение не является особенно странным, но все же как самый факт телегонии, так и эта гипотеза нуждаются в подтверждении. Во всяком случае мы не имеем никакого права говорить о влиянии воспоминания о прежнем отце или впечатлении, произведенном его образом на мать. Такие воздействия на плод влияния не оказывают».


Относительно «чрезвычайной живучести живчиков», ceйчас эмбриология располагает вполне надежными, многократно проверенными данными. Если говорить о человеке, то жизнеспособность сперматозоидов в половых путях женщины сохраняется не более 72 часов. Далее наступает их гибель. Дело в том, что эти клетки узко специализированы на выполнение одной задачи — пройти через половые пути до яйцеклетки и оплодотворить ее. Сперматозоиды не имеют систем для длительного поддержания своей жизнеспособности. Поэтому тот вариант объяснения телегонии, который, как гипотезу, нуждающуюся в дополнительной проверке, предлагают Брокгауз и Эфрон, теперь не проходит.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.