АНО «КОЛЛЕДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА» г. ОМСК
НАЗЫВАЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
Контрольная работа по физической культуре
Средние века: развитие физической культуры и спорта в средневековых цивилизациях
Экономический факультет,
курс 1, группы зи БХ1-32
Выполнила: Краузина Наталья Сергеевна
Называевск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА (V-ХVІІ вв.)
ГЛАВА 2 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЕВРОПЕ, АЗИИ И НАРОДОВ АМЕРИКИ
2.1 Физическая культура в Европе в средние века
2.2 Историческое значение физической культуры средневековой Азии
2.3 Физическая культура народов Америки в период до европейской колонизации
ГЛАВА 3 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
История физической культуры и спорта – интересная и увлекательная наука. За время своего существования она накопила огромное количество материалов, наглядно показывающих поступательное развитие физической культуры и спорта от низших форм до современного их состояния. История прослеживает эволюцию возникновения и развития физической культуры и спорта с древнейших времён и до наших дней. История рассматривает физическую культуру и спорт как органическую часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовой и военной деятельности. На состояние и развитие физической культуры и спорта в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы кассовой борьбы, достижения науки, философии, эстетические, религиозные и другие взгляды людей в ту или иную общественно-экономическую формацию. В то же время физическая культура и спорт оказывают обратное влияние на многие стороны жизни общества: медицину, педагогику, науку, военное дело, искусство.
В истории общественного развития физической культуры и спорта всегда принадлежала важная роль в формировании физических и психических качеств человеческого рода. Они способствовали при умелом подходе воспитанию физической, умственной и психической гармонии человеческой личности.
Значительный вклад в изучение истории физической культуры и спорта внесли специалисты социалистических стран. Многие их труды обогатили мировую спортивную науку. Им принадлежат ведущие позиции в разработке многих важнейших исторических проблем физической культуры и спорта. Они ведут последовательную борьбу против той части буржуазной историографии, которая фальсифицирует и искажает суть исторического развития, разоблачают буржуазную идеологию в спорте.
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА (V-ХVІІ вв.)
Современная историческая наука использует термин «средние века» применительно к периоду общественного развития с конца V до ХVІІ века, когда в наиболее развитых районах мира определяющую роль играл феодализм, феодальный строй. С учётом главных тенденций развития физической культуры можно говорить о физической культуре раннего средневековья, иными словами, периода становления феодализма (V – Х вв.), физической расцвета средневековья, то есть периода развитого феодализма (ХІІ-ХV вв.), и о физической культуре периода заката феодализма (ХV-ХVІІ вв.). В последние два периода в Европе получает развитие физическая культура Возрождения (ХІІ – ХVІІвв.), явившаяся своеобразным предвестником буржуазного физического воспитания и спортивного движения.
В различных частях мира народы в разное время пришли к новым формам физической культуры, соответствующей их изменившемуся образу жизни и общественному строю. В таких странах, как Индия, Китай, Япония, где развитие шло постепенно, большую роль играли традиции. В этих странах не отказались от старых форм физической культуры, а изменили их.
Однако на территории бывшей Римской империи вследствие противоречий, обострившихся также в результате завоеваний варваров, преобразование рабовладельческой формации сопровождалось катастрофическими потрясениями. Хотя в восточной части империи сами варвары временно ассимилировались, существовавшие там наиболее характерные институты античной физической культуры вступили в противоречие с интересами правящего класса. Иное дело, что в Византии по мере усиления императорской власти были возобновлены некоторые зрелищные мероприятия, получившие новое содержание, в том числе атлетические соревнования и соревнования на колесницах, и, кроме того, наблюдалось сильное увлечение конным поло, заимствованным у персов.
Образовавшие позднее свои государства славяне и венгры создали свою феодальную физическую культуру в соответствии с их специфическими чертами. На преобразовании их физической культуры сказалось влияние народов, которые стояли уже на более высокой ступени феодальной формы физической подготовки. В это, естественно, решающую роль играли также экономические и политические связи. Так, на физической культуре русских княжеств сказывалось влияние Византии, а на физической культуре венгров и поляков – влияние немецкого рыцарского ордена.
Большое воздействие на ту часть физической культуры, которая относилась к боевой подготовке, оказали такие отсталые по своему общественному развитию завоеватели, как монголы – в Китае и в русских княжествах. В Венгрии также значительное влияние оказали монголы и половцы, а в позднее время – турки.
В конечном итоге различные общественные потребности, условия, местные обычаи и их взаимное влияние создали в средние века многообразие феодальных форм физической культуры. Однако в рамках такой кажущейся пестроты всё больше обособлялись в соответствии с характером общественного строя нормы игр и «спортивных» занятий по физическому воспитанию правящих классов и различных слоёв, связанных с ними вассальными и прочими отношениями, а также крестьян и городского населения. Физическая культура правящего класса достигла наивысшего уровня развития там, где помимо экономических ресурсов, необходимых для удержания власти, осуществление руководящей роли внутри государства требовало также больших физических способностей. Физическая культура крестьянства и городского населения складывалась в зависимости от соотношения сил в классовой борьбе.
Большую роль в создании феодальных реформ физической культуры сыграли различные мировые религии, а также возникшие в их рамках религиозные направления. Буддизм, христианство и ислам, тесно связанные с образованием феодальных государств, выбирали и использовали в своих интересах местные обычаи или же сами приспосабливались к ним.
Одновременно с распадом Западной Римской империи нарушилось развитое общественное разделение труда в античном мире, были уничтожены отношения, связанные с производством товаров и их обменом. Основой новых государственных образований, включавших в себя вторгшихся варваров и коренное население, стало натуральное хозяйство. Прежде классические области культуры постепенно отмирали, а традиции варваров в видоизменённой форме оказались приспособленными к новым общественным отношениям.
Теологическое учение средневековой христианской церкви, определявшее европейское просвещение, провозглашало презрение физических влечений и концентрировало внимание на загробном счастье. Следствием этого явилось то, что в педагогических учреждениях, действовавших под руководством христианской церкви, были отменены занятия физической культурой, оттеснено на задний план гигиеническое воспитание. Это учение отказалось от существовавших в примитивном обществе обрядов посвящения, связанных с возрастными категориями, предало забвению античные причины воспитания и в течение долгого времени не учитывало детский и переходный возраст. Оно рассматривало детей как маленьких взрослых, не осознавало роль детских подвижных игр, необходимых для развития личности, считало их источником греха, отвлекающего от размышлений. Ссылаясь на церковника Тертуллиана, это учение объявило физические упражнения и игры действиями дьявола.
Различным было отношение к физической культуре и отцов православной и католической церкви, разрабатывавших основополагающие церковные догматы. Отцы православной церкви в меньшей степени симпатизировали аскетизму. Об этом направлении свидетельствуют не только послания апостола Павла к коринфинянам, но и такие заявления, как, например, сделанные Еврапиусом 345-414гг.), который называл грязными собаками своих друзей, не отличавшихся опрятностью.
Буржуазные историографы спорта или преуменьшают, или мистифицируют физическую культуру азиатских народов. Они не признают того, что среди различных форм развития физической культуры, отличающихся от европейской, ее рациональная сущность выполняла роль общественного саморегулирования.
В Азии эпохи средних веков действительно не существовало культа достижений в нынешнем понимании этого слова. То, что в современном спорте происходит в рамках одного чемпионата, в ту пору выливалось в продолжительные ритуальные торжества. Но здесь речь идет не о том, что иным был ритм жизни, а о том, что нормы поведения арабов, китайцев, индейцев и японцев определялись жесткими рамками обычаев. Деятельность индивидуума и общества были взаимосвязаны значительно более тесно, чем в средневековой Европе. Вследствие этого даже успехи, достигнутые в состязаниях, связанных с физическими упражнениями, означали не славу одного человека, а прежде всего проявление высшей степени долга перед деревней, городом или племенем.
Если оставить в стороне мистифицированные течения, господствовавшие в Индии, рациональная сущность азиатской физической культуры легко поддается конкретному анализу. Державшаяся в секрете система физической подготовки, обеспечивавшая власть самураев, имела точно такую же общественную ценность, как и упражнения, применявшиеся в персидских «цитаделях», или же игры с преследованием у степных народов, имитировавшие похищения женщины или животного. В стрельбе из лука на полном скаку они состязались для того чтобы в аналогичной боевой обстановке уметь точно поразить цель. А в ходе состязаний с арканом или поясной борьбы учились тому, чтобы не только уметь заарканить животное, но и в случае необходимости твердой рукой стащить с седла спасающегося бегством противника.
Неизменной принадлежностью празднеств народов Центральной Азии по случаю победы, торжества или сезонных праздников считались конные игры. Предания и путевые записки повествуют о народных героях, одержавших победу на боевых жеребцах в турнирах по преследованию вооруженных поединках. Игры конного поло «цхен-бурти» и «човган», устраиваемые на дворах владык, были отображены в эпосах таких известных поэтов, как грузинский Шота Руставели и узбекский Алишер Навои. Физическая культура многочисленные эпиграфические памятники 9-14 веков в Узбекистане и Таджикистане упоминают конные салки «кизкуу» (догони девушку!), которые происходят из племенных традиций похищения невесты. Наиболее выразительную форму соревнований, символизирующих похищение животных, сохранила игра афганских пастухов «вузкехши». Общераспространенная охота с облавой считалась испытанием на ловкость и выдержку при военной подготовке. В кругах знати большой популярностью пользовалась также соколиная охота.
Тот факт, что в развитии физической культуры средневековой Азии не могли сформироваться основы современного с точки зрения европейского понимания этого слова спорта, связанного со стремлением к достижениям и рекордам, это объяснялось не особенностями психического склада» арабов, индийцев и китайцев, как это утверждают спортивные историографы, а социально-экономическими условиями, которые уже упоминались ранее. Потребовался чрезвычайно длительный период времени для того, чтобы простое натуральное крестьянское хозяйство стало производить товарную продукцию. В результате подавляющее большинство населения здесь в период между 14-19 столетиями и вследствие усиливающейся эксплуатации и ростовщичества обнищало значительно скорее, чем на западе в эпоху первоначального накопления капитала. Все новые и новые набеги кочевников, роскошь господствующих классов, а в более поздний период грабительская политика колонизаторов отбросили назад не только развитие экономической жизни, но и нормальный процесс развития физической культуры, который соответствовал бы более высокой ступени цивилизации.
Физической культуре народов Америки мы черпаем сведения из археологических находок, этнографических коллекций и из испанских хроник 16-18 веков. По мнению исследователей, во времена Колумба большая часть коренного населения Америки жила в социальных условиях первобытнообщинного строя. Только у племен, населявших западный берег южного полушария, а также у мексиканских и Центральноамериканских племен сложились своеобразные классовые отношения.
Уровень развития производительных сил здесь намного отставал от более развитых стран Европы и Азии. Животные в качестве тягловой силы или для верховой езды тут не использовались, не было и колесных повозок. Здесь не знали даже железа. Оружие изготовлялось из камня или из бронзы. Племена, промышлявшие охотой, кочевые и оседлые племена часто воевали между собой за более богатые территории, за долины рек, за соляные копи, из-за рабов и даже иногда из-за каучука, служившего исходным материалом для изготовления мячей. Для тренировки силы воли их воины применяли форсированные марши, бег, греблю, борьбу, силовые состязания, игры с мячом и вооруженные игры, а также методы еще более беспощадные, чем у спартанцев. Правом называться взрослым пользовался только тот, кто с честью выдерживал эти испытания. При отсутствии других средств передвижения среди различных видов физических испытаний значительное развитие получил бег. Для бегунов того времени (перуанцев, тарахумаров) характерна была не скорость бега, а в первую очередь выносливость и упорство бегуна, достигавшие необычных для средневековой Европы масштабов. Упражнения в самосозерцании представителей духовного сословия привели к возникновению системы оздоровительной гимнастики, подобной индийской.
В местах, населенных когда-то ольмеками, на берегах залива Гольф и в Ла Венте, учёные находят памятники, уже начиная с ХЙV столетия до н.э. изображающие ритуальные игры в мяч, типичные для физической культуры того времени. По мнению учёных, огромные каменные головы в окрестностях Ла Венты являются памятниками тем знатным ольмекам, которые были обезглавлены после выдающихся достижений, продемонстрированных ими в ходе игр.
В мире индейских религиозных представлений, базировавшихся на культе охоты и плодородия, игра оказалась необходимой. Мяч там можно было встретить среди средств, призванных воздействовать на природу точно так же, как в состязаниях и играх богов, олицетворявших силы природы. В Европе игра, вытеснённая из религиозных воспитательных учреждений, а также из сферы общественной жизни и деятельности, уже своим существованием означала нарушение порядка и церковных устоев, движение в свободной атмосфере, протест против заповеди средневекового католичества. Однако в Новом Свете она удовлетворяла официальные общественные потребности, была тесно связана с обрядами и новым летосчислением.
Общественная роль индейских игр в мяч различалась в зависимости от степени развитости различных племён. Проходившие с участием сотен людей игры в рокетт племён ирокезов, тольтеков, дакотов и маскогов, которые вели чрезвычайно дикий образ жизни, близко напоминали их военные действия. Эти игры в течение длительного времени решали вопрос об авторитете племён, с их помощью решались и спорные вопросы. Часто и переселенцы предлагали игру в мяч или фехтование на палках в качестве средства прекращения распрей и раздоров, несмотря на то, что у них функция игры была скорее связана с культом солнца и обрядом плодородия. Численность команд снизилась до семи человек, а условие игры стали более сложными.
Излагая историю физической культуры эпохи средних веков более широко, чем это делалось до сих пор в венгерской спортивной историографии, что весь этот период целиком не представлял и не мог представлять собою застоя в развитии физической культуры людей. Хотя были такие области (способы гребли, школьные физвоспитания, система регулярных соревнований), где результаты древних веков превзойти не удалось.
История физической культуры эпохи средних веков имела две наиболее заметные характерные черты. Одна из них заключалась в том, что наряду с господствующими классами народ продолжал развивать свою систему гимнастических упражнений и обычаи. Одно из самых мощных идеологических течений, сформировавшихся до сих пор в мировой истории, - христианство, а вместе с ним обладавшие неограниченной властью величайшие властители мира были вынуждены отступить перед торжеством физической культуры.
Другая характерная черта заключалась в том, что, несмотря на относительно ограниченные рамки физической культуры, элементы движения приобрели такие своеобразные стилизованные формы, которые, освободившись от элементов ритуального характера, составили основу развития современного европейского спорта.
Во второй половине средних веков были созданы также условия для возрождения школьного физвоспитания. Большинство гимнастических упражнений освободилось от той первичной роли, которую они играли в военной подготовке. Например, фехтование существовало не только как средство обезвреживания противника, но и как зрелище, во время которого демонстрировались приёмы, олицетворявшие победу над противником. Не случайно из учебников фехтования постепенно исчезало изображение пронзённого тела и истекающей крови. Города всё более приспосабливали состязания по борьбе, метанию, соревнования наездников и игры в мяч к своему облику и подчиняли их правилам. Они открывали простор для развития личности и тем самым для зарождения в спорте нового течения, базирующегося на достижении высоких результатов.
Однако физическая культура в своём развитии должна была пройти очень длинный, полный неожиданных спадов и трудностей путь от развлекательного времяпрепровождения в эпоху Ренессанса до организованного и сознательного участия в соревнованиях, от простейших подвижных игр до целенаправленных командных состязаний и институированного физического воспитания. Таким образом, главные течения эпохи Реформации отчасти способствовали дальнейшей «гуманизации» физической культуры, однако они не были созвучны генеральному направлению её развития. Наиболее видные представители реформизма признавали роль физической культуры, которую она играла в борьбе против «инертности», в области военной подготовки, её оздоровительную роль. Однако у большинства из них физкультура ассоциировалась с лишённой всякого смысла, сопровождавшейся распутством охотой, маниакальным стремлением к дуэлям, с толпой, гонящейся за мячом и вытаптывающей посевы, и потому они выступали против неё. Как занятия, побуждающие к разврату, были запрещены футбол, плавания и даже ванные, располагавшие к истоме.
С развитием физической культуры в более длительной перспективе они были связаны постольку, поскольку в значительной мере способствовали ликвидации монашеских заведений, исповедовавших идею об истязании тела, а с другой стороны, способствовали созданию системы физического воспитания в школах и обоснованию теории физического воспитания в буржуазном понимании этого слова.
Одной из главных причин возникновения общественных игр явилась потребность в подготовленных воинах, демонстрация превосходства военной и аристократической знати в области военно-физической подготовки. Эта потребность вызывалась тем, что в древнегреческом обществе отдельные племена вели беспрерывные войны за обладание лучшими землями, а также ради военной добычи. С развитием рабовладельческих отношений происходят перемены в культурной жизни Греции. В это время появляются многие для областей Греции верования о «бессмертных» богах, главные из которых будто бы обитали на горе Олимп. Так возникли мифы и легенды о Зевсе, Геракле, Гермесе и других божествах. Но общественные игры появились задолго до того, как стали складываться мифы и легенды о языческих божествах. В течение многих лет древние агоны проводились и там, где впоследствии стали организовываться состязания, получившие название Олимпийских.
Физической культура средних веков, несмотря на все трудности и сложности развития, означала определённое движение вперёд по сравнению с рабовладельческим обществом. Это было обусловлено в первую очередь тем, что в условиях средневековья народные массы начинают принимать активное участие в развитии физических упражнений и игр, создавая нередко свои самобытные системы физического воспитания. Опыт, накопленный в развитии игр и физических упражнений на протяжении средних веков, оказал существенное влияние на становление и формирование современных видов спорта в последующие столетия. А гуманизм и реформация эпохи Возрождения определили в дальнейшем пути буржуазной системы воспитания и её составной части – физического воспитания. Оно, физическое воспитание, занимает своё место в школах и других учебных заведениях, возникают теории, обосновывающие его значение в подготовке подрастающего поколения.
1. Коменский Я.А. Физическая культура. Фрагменты и избранные документы, 2002г., 61-77с.
2. Кун. Л. Всеобщая история физического воспитания и спорта, Будапешт, Шторт, 2002г, 63-64с.
3. Кун. Л. Всеобщая история физической культуры и спорта: Редактор Кудрин А.Н. Перевод с венгерского-2003г. 399-400с.
4. Лукин А.Т., История физической культуры и спорта /Полное собрание сочинений/. Издательство «Мадьяр Геликон», 2004г., 250с.
5. Столбов В.В. История физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 2003г., 19-21с.