Рефераты. Сравнительная характеристика эффективности различных комплексов АФК у больных бронхиальной астмой и хроническим бронхитом

Основными задачами лечебной физической культуры при бронхите бронхиальной астме являются:

·                   восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга,

·                   погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

·                   уменьшение спазмов бронхов и бронхиол;

·                   улучшение вентиляции лёгких;

·                   активизация трофических процессов в тканях;

·                   противодействие развитию эмфиземы лёгких;

·                   обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

·                   обучение удлинённому выдоху. [9; 84]

Курс лечебной физической культуры в стационаре делится на три периода: щадящий, функциональный и тренировочный. Щадящий и функциональный периоды протекает в стационаре, тренировочный – в условиях поликлиники или санатория. [4; 147].

Щадящий период служит для ознакомления с состоянием больного, его> функциональными возможностями.

В функциональном периоде занятия проводятся в исходных положениях сидя, стоя с опорой о стул, стоя. Формы занятий следующие [7; 65–70]:

·                   гигиеническая гимнастика – комплекс физических упражнений, оказывающий общеукрепляющее воздействие на организм;

·                   лечебная гимнастика – комплекс физических упражнений, назначаемых больному с лечебно-профилактическими целями. Комплексы составляются не только из специальный упражнений применительно к данному заболеванию, но и обязательно из упражнений, оказывающих общее воздействие на организм. В зависимости от заболевания, содержание комплексов лечебной гимнастики и методика их проведения различны;

·                   игры как форма лечебной физкультуры характеризуются ярко выраженным интересом к действиям: наличие интереса вынуждает играющего производить движения и действия, от которых он обычно отказывается, мотивируя нежеланием или болезненностью. Наиболее широко в практике лечебной работы с детьми применяются игры;

·                   спортивные развлечения – прогулки пешком, верхом, на лыжах, на велосипеде и другие (применяемые главным образом в домах отдыха и санаториях) должны быть строго дозированы в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности, метеорологических и других условий, в которых они проводятся.


2.2 Комплексы упражнений АФК при заболеваниях бронхиальной астмой и хроническим бронхитом


Физические упражнения при хроническом бронхите и бронхиальной астме используются с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции лёгких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания.

Гриненко М.Ф. [5; 26–28] предлагает следующий комплекс упражнений. При выполнении данного комплекса выдох должен быть продолжительнее вдоха. В упражнениях с произношением звуков выдох составляет 5–7 сек. в первые дни занятий и до 10–20 сек. – в дальнейшем. Противопоказаны натуживания, задержка дыхания на вдохе. Вдох не должен быть чрезмерным, максимальным, напряжённым. Все упражнения надо стремиться делать спокойно, по возможности расслабляя мышцы после каждого их сокращения. В занятиях АФК используются специальные упражнения:

·                   дыхательные упражнения с удлинённым выдохом;

·                   дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных звуков, способствующие рефлекторному уменьшение спазмов бронхов и бронхиол;

·                   упражнения на расслабление мышц пояса верхних конечностей; диафрагмальное дыхание;

·                   упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, способствующие улучшению выдоха.

Таким образом, Гриненко М.Ф. в предлагаемом комплексе сочетает физические упражнение со звуковыми.

Лазарев М.Л. [8; 96–97] большую значимость придаёт дыхательной музыкотерапии в системе реабилитации больных бронхитом и бронхиальной астмой. В его системе дыхательная музыкотерапия занимает центральное место. Он обосновывает это тем, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:

1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки.

2. Физиологический фактор способен изменять различные функции организма – такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая. Это особенно важно при бронхолёгочных заболеваниях.

3. Психологический фактор способен значительно менять психическое состояние ребёнка.

Основной задачей дыхательной музыкотерапии является дозированный эмоционально – дыхательный тренинг. «Дыхательное удовольствие» является чрезвычайно значимым в процессе оздоровления дыхательной функции. Кроме этого, дыхательная гимнастика тренирует совершенно конкретные дыхательные качества – силу дыхательных мышц, объёмную скорость дыхания, жизненную ёмкость лёгких и т.д.

Цикл занятий дыхательной музыкотерапии решает следующие задачи:

– отработка певческого дыхания;

– нормализация ритма дыхания:

– освоение дыхательных вибраций;

– постепенная выработка дыхательной выносливости;

– увеличение силы дыхательных мышц;

– создание баланса между дыханием и движением;

– повышение эмоционального тонуса.

Каждая из задач решается с учётом данных медико-педагогической диагностики. Например, объём занятий по отработке певческого дыхания определяется показателями жизненной ёмкости лёгких, нормализация ритма дыхания зависит от показателей числа дыханий в минуту, длины выдоха и способности организма находиться в состоянии гипоксии.

Кроме того, занятия дыхательной музыкотерапией необходимо сочетать с психопластикой, дыхательной гимнастикой и кинезиопластикой. По мнению автора данной методики, сочетание различных видов занятий позволяет сбалансировать энергию, правильно распределить нагрузку на различные системы организма ребёнка.

А.Н. Стрельникова в своей дыхательной гимнастике исходит из того, чтобы тренировать активно только вдох. Объясняет она это тем, что вдох – первое, следовательно, независимое действие, выдох – второе, следовательно, зависимое от вдоха. Если одновременно со вдохом сделать движение внешних мышц, сжимающих грудную клетку, внутренняя мускулатура, мускулатура органов движения будет вынуждена мешать воздуху расходиться, сопротивляться ему и развиваться за счёт этой нагрузки. Поэтому вдох тренируется строго одновременно с движениями, сжимающими грудную клетку.

Все дыхательные упражнения в её гимнастике идут на дыхательных движениях, сжимающих верхушки лёгких, чтобы воздух, войдя внутрь, не мог исказить форму лёгких, и чтобы человек, делающий упражнения, мог тренировками восстановить её, если она искажена и активизировать мускулатуру оснований органов дыхания.

Все движения необходимо делать ритмично. Ритм правильных вдохов налаживает ритмичность газообмена всего организма, и подчиняясь ему, рано или поздно восстанавливаются разорванные болезнью связи и утраченные из-за неё функции.

В комплекс гимнастики входят такие упражнения, как:

– движение – вдох «руки». Тренируют плечевой пояс, т.е. мускулатуру, окружающую органы дыхания сверху, и автоматически восстанавливает или активизирует подвижность бронхов;

– движение – вдох «наклон назад». Доводит до предела активность плечевого пояса и налаживает координацию движений от брюшного пресса до плечевого пояса во время вдохов, включая в работу очень активно грудные и рёберные мышцы; – движение – вдох «присядь». Сокращает мускулатуру брюшного пресса и таза. Это мешает диафрагме опуститься во время вдоха, следовательно, на самом дне органов дыхания организуется сопротивление воздуха. Но так как руки делают встречные движения, воздух не может подняться в узкие верхушки лёгких и исказить их: там тоже организовано сопротивление ему.

Следовательно, мускулатура органов дыхания сопротивляется воздуху на всём своём протяжении. Все упражнения надо делать энергично, но легко.


2.3 Сравнительная характеристика эффективности различных комплексов упражнений при заболеваниях органов дыхания


Нами была проанализирована эффективность комплексов упражнений М.Ф. Гриненко и М.Л. Лазарева. Эти комплексы были выбраны с учётом возраста исследуемых (детей 8–10 лет). Комплекс упражнений А Н. Стрельниковой рассчитан на больных более старшего возраста.

Оздоровительный комплекс М.Ф. Гриненко [5; 27–28] представлен следующими упражнениями:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться – вдох; вернуться в исходное положение – выдох. 4–6 раз.

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох. Поочерёдно. 3–6 раз.

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу – выдох; вернуться в исходное положение – вдох. То же с наклоном в другую сторону. 4–6 раз.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны – вдох; руки скрестно на рёбра, вставая и наклоняясь вперед, – выдох. 4–8 раз.

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться – вдох; вернуться в исходное положение – удлиненный выдох через рот, ' произнести звук «жжж». 4–6 раз.

6. Ходьба обычная -1–2 минуты. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе – 1–2 минуты. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха – 30 – 60 сек.

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, – вдох; наклонить голову вперёд, прямые руки соединить внизу перед собой – удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у». 3–5 раз.

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на неё) – вдох; вернуться в исходное положение – выдох; то же в другую сторону. 3–4 – раза.

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх – вдох; вернуться в исходное положение – выдох; то же в другую сторону. 3–4 – раза.

10. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Руки вверх – вдох; наклон вперёд – выдох. 5–10 раз.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.