При максимальной скорости плавания утомление развивается главным образом в центрах и в двигательной периферии, причем очень быстро — в течение немногих десятков секунд. Вместе с тем, такое утомление, хотя и резкое, острое, но, тем не менее, переносится организмом сравнительно легко и во время последующего отдыха проходит довольно быстро. Поэтому для детского организма подобная форма утомления не представляет большой опасности. Этим объясняется, почему дети в своих играх и в обыденной двигательной деятельности охотно применяют кратковременные, но требующие максимальной частоты, движения. Понятно, что такие короткие периоды скоростных напряжений могут даваться лишь на фоне еще не утомленного другими формами работы организма. После каждого периода утомления, вызванного кратковременным скоростным напряжением, должен даваться отдых для полного восстановления сил обучающегося. Вторая форма утомления развивается при скоростях плавания несколько меньших, чем максимальная скорость, при субмаксимальной скорости.
К субмаксимальным относят такие скорости движения, которые могут поддерживаться не менее 20— 30 сек. и не более 3— 5 мин. В плавании к субмаксимальным скоростям относятся соревновательные дистанции 100— 400 м. Характер развивающегося утомления в мышцах и нервных центрах похож на тот, который был описан по поводу максимальной скорости. Но, так как скорость здесь ниже максимальной, то, понятно, что расход энергетических веществ в мышцах и накопление неокисленных продуктов их распада более медленный. Степень возбуждения двигательных нервных центров несколько меньше, и поэтому запредельное торможение здесь наступает позднее. Однако при субмаксимальной скорости плавания возникают еще новые дополнительные факторы утомления, которых могло бы не быть при максимальной скорости. Молочная кислота, накапливающаяся в мышцах, успевает поступить в кровь. Поэтому кислотность крови довольно сильно повышается. Кроме того, в крови происходит реакция молочной кислоты с бикарбонатами крови, в результате чего вытесняется углекислота. Мышцы при субмаксимальной мощности жадно поглощают кислород, но снабжение кислородом не успевает за его потреблением. Организм испытывает некоторое кислородное голодание. Надо также отметить, что при субмаксимальной мощности обнаруживается поступление воды из крови в мышцы, отчего мышцы набухают, а кровь несколько густеет. В результате всего этого кровь пловца довольно резко изменяет свой химический состав. К этим изменениям особенно чувствительны нервные клетки, работоспособность которых полностью сохраняется лишь при неизменном составе омывающей их крови, В изменении состава крови следует усматривать важный фактор утомления при субмаксимальной скорости плавания.
В отличие от максимальной скорости плавания, где почти не происходило потребление кислорода и где не требовалось значительного усиления дыхания и кровообращения, при субмаксимальной скорости происходит резкое возрастание потребления кислорода и резкое усиление дыхания и кровообращения. Правда, даже те предельные величины в работе органов дыхания и сердечнососудистой системы, которые регистрируются при субмаксимальной скорости плавания, все же недостаточны, чтобы полностью удовлетворить потребности организма в кислороде. Поэтому неизбежно возникает большой «кислородный долг». Уже после финиша продолжается бурное потребление кислорода, идущего на окисление недоокисленных во время самой работы соединений. Ясно, что чем больше возможности органов дыхания и кровообращения, тем более высоким может быть уровень потребления кислорода, и поэтому более высока может быть скорость плавания. Недостаточное развитие органов дыхания и кровообращения может привести к более раннему наступлению утомления. Поэтому так важно хорошее развитие этих органов у юных пловцов.
Для того чтобы плыть дольше чем 3—5 мин., нужно еще больше снизить скорость. Скорость плавания, которая ниже субмаксимальной и может обеспечивать непрерывное плавание не менее 3—5 мин., но не более 30— 50 мин., носит название большой скорости (например, скорость плавания на дистанции 800—1500 м). Факторы утомления здесь близки к факторам утомления при субмаксимальной скорости, однако имеются некоторые различия. Дело в том, что потребление кислорода не только достигает через несколько минут после старта своей максимальной величины, но и должно удерживаться на этом уровне на протяжении всей дистанции. Это значит, что функции дыхания и кровообращения не только должны максимально усилиться, но и относительно длительно работать на пределе. Исследования показали, что у подростков в течение короткого времени возможно очень большое усиление деятельности органов дыхания и кровообращения. Вместе с тем, вскоре после достижения своего предела интенсивность работы этих органов может начать снижаться. У молодого организма может не хватить выносливости для того, чтобы обеспечивать длительную работу дыхания и кровообращения на пределе.
Есть еще одна разновидность скорости, которая носит название умеренной. Это — те скорости плавания, которые могут поддерживаться в течение часа или даже нескольких часов. Хотя дети в дальних заплывах не участвуют, тем не менее, они постоянно выполняют работу умеренной мощности на тренировках.
У умеренных скоростей плавания есть одна важная особенность, отличающая их от всех других скоростей: большой, субмаксимальной и максимальной. При этих перечисленных скоростях в мышцах преобладают процессы бескислородного распада энергетических веществ над процессами, связанными с потреблением кислорода. Поэтому всегда происходит накопление неокисленных продуктов этого распада и образование кислородного долга. Лишь при умеренной скорости окислительные процессы в точности успевают за процессами бескислородного распада. Органы дыхания и кровообращения поставляют мышцам ровно то количество кислорода, которое необходимо для полного окисления образующихся химических соединений. Поэтому накопление неокисленных продуктов распада здесь не происходит. Равным образом не возникает и кислородной задолженности. Это является одной из причин, почему с умеренной скоростью плавания можно плавать так долго.
Понятно, что очень длительное плавание с умеренной скоростью требует большой выносливости работы разных органов, и в особенности сердца. Нельзя забывать, что хоть эти скорости и называются умеренными, но на самом деле они весьма значительны и требуют усиления функции дыхания и кровообращения почти до предельных величин. Поэтому нагрузка на сердце здесь очень велика и для молодого организма марафонские заплывы — вещь непосильная.
На тренировках часто пользуются умеренными скоростями для развития выносливости. В какой-то мере выносливость, приобретаемая на умеренных скоростях, может сказаться на развитии выносливости в плавании с субмаксимальной и большой скоростью. Но, так как механизмы утомления при умеренной скорости в корне отличаются от механизмов утомления при плавании с большими скоростями, то и характер развиваемой при этом выносливости тоже оказывается отличным. Несомненно, что та выносливость, которая требуется для плавания с большими скоростями, может воспитываться только путем борьбы с утомлением, соответствующим этим скоростям. Более того, большее значение в тренировке выносливости при плавании с большой скоростью может иметь субмаксимальная скорость плавания, нежели умеренная. Хотя продолжительность первой меньше, чем второй, но изменения в организме она вызывает более глубокие и требует соответственно более сильных приспособительных процессов.
Утомление, развившееся к концу дистанции, естественно, не проходит сразу. После каждого заплыва, сопровождавшегося значительным утомлением, требуется отдых.
Продолжительность отдыха зависит от ряда факторов, среди которых основное значение имеет длина дистанции, а, следовательно, и продолжительность плавания. Чем больше дистанция, преодолеваемая с соревновательной скоростью, тем глубже явления утомления и тем больше нужно времени для последующего отдыха. Во время отдыха постепенно проходит утомление, и работоспособность пловца вновь возрастает. Она, однако, не просто возвращается до того уровня, на котором была до старта, а в какой-то момент отдыха оказывается еще более возросшей. Именно это время повышенной работоспособности особенно благоприятно для повторного проплывания дистанции. Возросшая работоспособность позволит улучшить результат. Если же в период возросшей работоспособности работа не была произведена, то работоспособность вновь постепенно снижается, возвращаясь к прежнему исходному уровню.
Нельзя, однако, чтобы повторная максимальная работа приходилась на начальный период отдыха, когда еще выражены явления утомления. Систематическое повторение работы в этот период сниженной работоспособности опасно, в особенности для молодого организма. В этом случае новое утомление накладывается на старое и возникает переутомление. Поэтому при обучении и в особенности тренировке в плавании детей и подростков надо особенно внимательно следить за тем, чтобы периоды отдыха между утомительными проплывами с соревновательной скоростью были достаточно велики. Следует всячески избегать опасности переутомления юных пловцов.
Во всех случаях обучения и тренировки юных спортсменов надо учитывать их возраст. В настоящее время имеются довольно четкие сведения о том, как с возрастом изменяются основные двигательные качества детей.
Мышечная сила у детей увеличивается с возрастом вплоть до достижения старшего возраста. Это связано в первую очередь с увеличением размеров мышц. Из физиологии известно, что сила мышц пропорциональна их поперечному сечению. По мере того как ребенок растет, его мышцы становятся соответственно длиннее и толще. Сила же не связана с длиной мышц, а связана только с их толщиной. Бывает, что в подростковом периоде, когда происходит особенно сильное «вытягивание» тела в длину, рост мышц в толщину не успевает за их ростом в длину. Это, однако, не означает, что мышцы не становятся толще или что они становятся тоньше, чем были в более ранних возрастных периодах. Это только означает, что увеличение толщины мышц происходит меньше, чем увеличение их длины. В этот период специальные упражнения на силу, имеющие целью увеличение мышечного поперечника, дают сравнительно небольшой результат. Зато, когда начинает задерживаться прирост тела в длину, мышцы могут теперь хорошо развиваться и в поперечном направлении. В этот период, связанный обычно с возмужалостью, особенно увеличивается мышечная сила.
Сила мышц проявляется главным образом в величине развиваемого ими напряжения. Последнее же зависит от величины преодолеваемого внешнего сопротивления. По этой причине движения рук в воде вызывают, конечно, большее напряжение, чем движение рук в воздухе. Поэтому для передвижения в воде мышцы должны развивать соответствующее напряжение и обладать нужной силой. Надо, впрочем, учитывать, что величина сопротивления при плавании зависит от сечений тела. В детском и подростковом возрасте поперечники туловища, естественно, малы, и поэтому мало сопротивление его при продвижении в воде.
Скорость движения зависит от преодолеваемого сопротивления. Чем больше сопротивление, тем меньше скорость. Поэтому о максимальной скорости движения судят, предлагая совершать это движение при минимальном сопротивлении. Исследования детей разных возрастов показали, что быстрота отдельных движений и максимальная частота их при малом сопротивлении с возрастом увеличивается. Однако здесь обнаружилось существенное различие между возрастными изменениями силы и быстроты. Дети младшего школьного возраста обладают не только малой силой, но и малой быстротой движений.
При плавании движения никогда не могут совершаться с максимальной быстротой по той причине, что приходится преодолевать внешнее сопротивление воды. Вместе с тем быстрота движений здесь значительна. Если выразить силу и быстроту, развиваемые при плавании относительно максимальной силы и максимальной быстроты, то окажется, что относительная величина силы при плавании сравнительно невелика, а относительная величина быстроты большая. Развитие ловкости изучено еще мало. Ловкость проявляется главным образом в способности управлять своими движениями в пространстве и во времени. Для этого необходимо хорошо ощущать свои движения и анализировать их перемещения в пространстве и во времени. Эта способность зависит главным образом от развития двигательного анализатора. Исследования уровня развития двигательного анализатора, и в частности способности оценивать свои движения в пространстве и во времени, производились у детей школьного возраста. Эти исследования показали, что хорошо выраженное развитие двигательного анализатора происходит примерно к восьми годам, т. е. при переходе от дошкольного к школьному возрасту. Выносливость также постепенно увеличивается с возрастом. Как уже указывалось, выносливость имеет свои качественные особенности в связи с качественными особенностями утомления при разных скоростях плавания.
Исследования показывают, что при лабораторных испытаниях выносливость при максимальной скорости движения может быть хорошо развита у детей среднего школьного возраста. Она может неплохо проявлять себя даже в младшем школьном возрасте. Распространено мнение о том, что горизонтальное положение тела при плавании создает облегчение работе сердца. При вертикальном положении якобы труднее перекачивать кровь по большому кругу, нежели при горизонтальном положении. Это мнение не совсем верное, потому что для передвижения жидкости в замкнутой системе сосудов не имеет значения, какое положение в пространстве занимает эта система. Вертикальное положение тела создает лишь затруднение в кровотоке при слабой работе «мышечного насоса», когда под тяжестью крови сосуды нижних конечностей несколько набухают. Надо, впрочем, заметить, что общая объемная скорость кровотока при этом сохраняется такой же, как и при горизонтальном положении. Преимущества горизонтального положения тела при плавании заключаются главным образом в отсутствии необходимости при движениях преодолевать собственный вес тела. Именно это преодоление представляет основную нагрузку при беге.
Заключение
Плавание — один из труднейших видов олимпийской программы. Сегодня для достижения выдающегося результата требуется максимальное напряжение физических и духовных сил, высокое мастерство, самозабвенные тренировки на протяжении многих лет.
Развитие двигательных способностей человека начинается с его рождения. Условия жизни, объем, разнообразие и характер движений в первые годы имеют большое значение для создания предпосылок спортивных достижений. В этом смысле дошкольную жизнь ребенка можно считать предварительным этапом физической подготовки. И речь здесь идет не только о раннем обучении плаванию. Для будущего пловца желательно, чтобы он уже в возрасте 5 — 6 лет научился дышать и передвигаться в воде любым способом. Но еще важнее для физического развития ребенка освоение многообразных по форме, структуре, темпу и ритму движений на суше.
Сейчас более целесообразно перейти к массовому обучению детей плаванию в раннем возрасте с последующим отбором талантливых к спортивному плаванию ребят.
В ДЮСШ путь юного пловца складывается из начальной спортивной подготовки в группах начального обучения и учебных группах, углубленной спортивной подготовки в учебно-тренировочных группах и, наконец, достижения мастерства в группах спортивного совершенствования.
Страницы: 1, 2, 3