Рефераты. Спорт как специфический вид человеческой деятельности

Спорт как специфический вид человеческой деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА ФИЛОСОФСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

РЕФЕРАТ

СПОРТ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Составил

Проверил

Малаховка, 1998

-2-

Оглавление


Введение....................................................3
Глава 1. Некоторые общие проблемы анализа физической активности....................................................4
Глава 2. Применение общих принципов в анализе частных вопросов теории спорта.................................................7

Спорт как вид деятельности................................7

Структура и принципы спортивной деятельности..............9

Гносеологические аспекты высших достижений...............11

Коммерционализация и профессионализация спорта...........13

Самореализация в спорте..................................14

Спорт как профессия: противоречие с изначальным смыслом..15
Выводы.......................................................18
Литература...................................................19


.

-3-


Введение


Философский подход к различным вопросам спортивной деятельности имеет огромное значение для их систематизации и разработки общих концепций, применимых в любом виде спорта. Однако в ХХ веке такое обоснование зачастую рассматривалось и рассматривается как
"излишество", помеха на пути к быстрейшему внедрению в практику нового вида. Тем не менее, плодотворность общего, философского подхода к физическому совершенствованию демонстрируют, например, боевые искусства [1, с. 25-37].

Для любого вида человеческой деятельности характерно наличие некоторой системы принципов, в наиболее общем виде задающих способы взаимодействия человека с окружающей действительностью и самим собой. Следовательно, выражение этих принципов в явном виде позволяет целенаправлено регулировать деятельность. Данную задачу можно рассматривать как одну из областей науки о познании - методологии, составляющей часть философии.

В настоящем реферате сделана попытка анализа сущности спорта с позиций методологии. Рассмотрены сущность, принципы и цели спорта как явления человеческой деятельности.

Работа выполнена в рамках подготовки кандидатской диссертации по теме " " на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

- 4 -

Глава 1.


Некоторые общие проблемы анализа физической активности


Как отмечает Н.Н. Визитей [2, с. 6], при анализе физической активности человека возникает проблема, не характерная для исследования других явлений природы. Дело в том, что исследователь не может игнорировать наличие связи между предметом и собой. Предмет изучения задан как объективно (тело человека), так и субъективно (тело исследователя). Это явление представляет собой случай, когда полностью применима идея Гегеля об отсутствии
"чисто внешнего", абсолютно объективного для индивида, обладающего сознанием [3].

На самом деле, в таких науках, как физика, можно в первом приближении абстрагироваться от связей между исследователем и объектом, однако при более детальном анализе оказывается, что сам процесс наблюдения, например, за частицами микромира вносит искажения в их поведение. Степень искажения поддается лишь грубой оценке с использованием методов теории вероятности.

В науках о человеке отрыв субъекта от объекта превращает получаемые данные в набор случайных параметров, ничего не говорящих о характеристике объекта как целого, поскольку тогда вместо человека будет рассматриваться лишь совокупность его функций. А так как, согласно известному философскому парадоксу,
"целое всегда больше суммы частей", следует рассматривать именно объект в целом [4, c. 15].

- 5 -

Указанная проблема достаточно сложна из-за многокомпонентности объекта, вследствие чего возникает опасность односторонности. По мнению Н.Н. Визитея, даже в наиболее общих работах авторы преимущественно обсуждают лишь один компонент телесности, отводя другим подчиненную роль.

Исследователи выделяют три основных составляющих человеческой активности: физическую (двигательную), эстетическую и нравственную [4]. Из них в теории физической культуры рассматривается прежде всего двигательный аспект. Эстетический и нравственный компоненты являются предметами психологии спорта.
Теория физической культуры берет на себя решение наиболее общих, философских проблем, однако рассмотрение их с точки зрения примата двигательной активности приводит к возникновению весьма неполных концепций.

Необходимо заметить, что рассмотрение физической культуры в общефилософском аспекте - явление весьма древнее. Системы боевых искусств Востока развивались в тесной связи с мировоззренческими системами, включающими философию, религию и психологию [1, c.
25, 55]. Наиболее эффективные школы боя разрабатывались в монастырях дзэн (чань), а также даосами. Ни дзэн, ни даосизм нельзя назвать отвлеченно-философскими системами, поскольку для них характерна непосредственная приложимость основных принципов в повседневной жизни [10, c.22]. С другой стороны, в них имеются весьма упорядоченные представления о структуре мироздания, хотя изложение этих представлений в Дзэн достаточно своеобразно.

- 6 -

Однако рассмотрение физической активности и физической культуры в рамках упрощенного, грубо материалистического подхода некоторое время доминировало в зародившейся на рубеже столетий теории физической культуры. По сути, физкультурно-спортивная деятельность трактовалась как чисто двигательная, а остальные составляющие считались производными.

В настоящее время наблюдается тенденция возврата к целостному восприятию физической культуры как явления, взаимосвязанного с другими областями человеческой деятельности. Резкое отграничение ее от культурной традиции, характерное для ранних периодов, сменилось системным подходом, охватывающим все грани совершенствования человека.
Тем не менее, использование системного подхода в анализе спорта достаточно часто наталкивается на попытки
"объективизированного" рассмотрения человеческой телесности как
"данного извне" феномена. Следовательно, сам спортсмен и его организм представляются как средство достижения результата.
Интуитивно ясно, какие последствия влечет за собой такой подход, однако раскрытие его методологической ущербности требует детального анализа спорта как специфического вида деятельности.

- 7 -


Глава 2. Применение общих принципов в анализе частных вопросов теории спорта

Спорт как вид деятельности

Общепринятого определения понятия "спорт" в современной литературе мы не обнаружили. Практически каждая работа, посвященная фундаментальным проблемам спортивной деятельности, содержит свое определение, подчеркивающее те или иные стороны этой деятельности. Например, в Толковом словаре спортивных терминов в статье "Спорт" говорится: "Спорт. Составная часть физической культуры; средство и метод физического воспитания человека; соревновательная деятельность и подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью". В [7] имеется шесть различных определений спорта, в том числе: "Игровое состояние или другое приятное времяпрепровождение, требующее некоторого мастерства и определенной физической подготовки" (Всемирный энциклопедический словарь); "совокупность взглядов, мероприятий, средств и деятельности, направленной на достижение высоких результатов в соревнованиях" (Немецкий лексикон, 1976); "система организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по различным комплексам физических упражнений" (Большая советская энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1976). Авторы словаря останавливаются на следующем определении: "Спорт есть специфический вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявление предельных возможностей человека".

- 8 -

Евстафьев [8, с. 34] определяет спорт как "специфический вид деятельности, специально организованный и сознательно управляемый процесс, направленный на всестороннее физическое и духовное развитие людей, подготовку их к труду и защите Родины, а также формирование у наиболее талантливой молодежи высокого спортивного мастерства и достижение ею наивысших результатов в его различных видах на состязаниях".

По нашему мнению, все приведенные определения страдают некоторой ограниченностью. Наиболее полным является определение, данное в словаре спортивных терминов, но оно не имеет целостности, то есть содержит в себе несвязанное описание отдельных сторон явления. Между тем спорт как явление не есть простая сумма целей и задач, стоящих перед его участниками.

Определение из Немецкого лексикона сводит спорт лишь к соревновательной деятельности, игнорируя его воспитательную функцию (упоминаемую в других источниках). Аналогичным недостатком страдает фраза из Советской энциклопедии, в которой совершенно упускается из вида конечная цель тренировочной и соревновательной деятельности. Сведение спорта к "игровому времяпрепровождению" становится нелепым, если принимать во внимание напряженность работы спортсменов, особенно на соревнованиях. Спорт, как подчеркивают многие авторы, характеризуется именно стремлением к максимальным достижениям.

- 9 -

Определение Евстафьева в достаточной степени емко, если не принимать во внимание некоторый идеологический оттенок. Однако каждая его часть требует уточнений, которые превращают, казалось бы, четко построенную фразу в громоздкую и трудно воспринимаемую конструкцию. Кроме того, цели и задачи спорта представляются автором слишком утилитарно: упор делается на подчинение спорта требованиям производства и быта. Таким образом, спорт как бы сводится к прикладной физической подготовке и лишается большей части функций [6]

Мы предлагаем следующее определение спорта:
"Спорт есть специально организованная деятельность, направленная на всестороннее и гармоничное развитие физических и психических качеств в процессе тренировок и соревнований, целью которых является достижение максимального результата".

Структура и принципы спортивной деятельности

Основные особенности спорта как вида деятельности вытекают из единства в нем объективного и субъективного. Как можно вывести из приведенного выше определения, основополагающим принципом спорта должно быть достижение максимальных результатов способами, не противоречащими гуманистическим идеалам человечества. Выявление таких результатов происходит в процессе соревнований, представляющих собой неантагонистическое противоборство, явное
(поединок) или неявное (выполнение определенных упражнений по установленным правилам). Отсутствие антагонизма, то есть

- 10 -

принципиальное отторжение возможности потери жизни, социального статуса или средств к существованию вследствие проигрыша, по мнению многих исследователей, изначально отделило спорт от разнообразных способов ведения конкурентной борьбы, придало ему
"гуманный" характер. С другой стороны, имеет место постоянное преодоление участником спортивной деятельности внутренних ограничений, вплоть до превышения генетически заданных "барьеров" роста различных качеств и/или последствий несчастного случая
(болезнь, травма).

Спортивная деятельность, как и любая другая, характеризуется мотивацией. В [7] дается следующее определение мотивации:
"Побудительное состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата".
Как отмечают авторы, мотивация базируется на потребностях спортсмена, а следовательно, напрямую отражает его систему ценностей.
Аналогично, каждый участник данного вида деятельности, каждый член системы, предназначенной для ее осуществления, реализует в ней свои цели. Образуется иерархия ценностей, основу которой закладывают организаторы системы. В современном спорте образцом таковой можно считать олимпийское движение [5].
Олимпийская хартия именует олимпизм "жизненной философией, возвышающей и объединяющей в сбалансированное целое достоинства

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.