Рефераты. Рынок туристических услуг

Т. Кук стал организовывать путешествия для посещения выставок, знакомства с достопримечательностями других стран.

Томаса Кука называли "Наполеоном экскурсий". Его туристская фирма в 1860 г. открыла свои филиалы в Италии (Неаполь и Палермо) и туристические агентства в Брюсселе, Кельне, Париже, Вене, Каире. В местах, посещаемых туристами, существовала четкая система предоставления услуг через частных лиц. Сотрудничество с ними осуществлялось по правилам рыночной конкуренции: при сдаче в наем помещений, распространении путеводителей, рекламных материалов и печатных изданий; продаже сувениров, лекарств; предоставлении услуг переводчиков и проводников.

Т. Кук активно использовал расширившиеся возможности морского и речного транспорта - организовал перевозку туристов из Англии в США и в обратном направлении. С 1869 г. агентство Кука занималось организацией туристских круизов по Нилу. Туристский бизнес, организованный Т. Куком в Египте, был выгоден не только ему, но и принес значительные доходы Египту, способствовал развитию экономики страны.

Во второй половине XIX в. в Европе туристским бизнесом занимались также агентства Bennet (Норвегия, с 1850 г.), Stangen (Германия, с 1863 г.), Lubin (Франция, с 1874 г.), Lissone (Голландия, с 1876 г.). Однако компания "Томас Кук и сын" далеко опережала все другие фирмы. Своими успехами она обязана новым идеям и методам туристского обслуживания, инициативам, сопряженным с риском, но приносящим пользу клиентам. К новациям можно отнести продажу стандартного пакета услуг, включающих билет на проезд по железной дороге (водным путям), введение дорожных чеков и др. С 1878 г. в компании создается специальный департамент, который занимается продвижением и массовой продажей "чеков Кука" путешественникам.

Другим примером инновационной деятельности является работа туристской фирмы, уже более 100 лет работающей на рынке Италии и ныне известной как Chiari Sommariva s.p.a. Свою деятельность фирма начинала с открытия в 1878 г. в центре Милана туристского агентства, которое осуществляло поездки в дилижансе на местные озера и путешествия по ним. В 1899 г. владельцем фирмы стал Д. Соммарива, разработавший конкретный план организации туристского бизнеса.

Наряду с групповыми поездками агентство стало организовывать путешествия для индивидуальных туристов. Д. Соммарива придумал и внедрил гостиничный талон (coupons d'hotel), который выдавался клиенту после оплаты поездки и гарантировал размещение в гостинице и предоставление завтрака. Стали практиковаться поездки "forfait" по заранее установленной и оплаченной цене за все заказанные услуги.

В России еще в 1777 г. Вениамин Генш в приложениях к газете "Московские ведомости" представил "План предпринимаемого путешествия в чужие края" - первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы. План предусматривал организацию поездки группы молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских университетов, а затем путешествие в Швейцарию, Италию и Францию для ознакомления с искусством этих стран и фабричным делом. Условия путешествия оговаривались специальным контрактом.

В апреле 1885 г. была издана книга под названием "Первое в России предприятие для общественных путешествий во все страны света Леопольда Липсона". Она начиналась с утверждения: "Путешествие обществами в сущности не составляет ничего нового, так как все вообще постоянные средства сообщения, как-то: почта, железные дороги, общественные кареты, существуют благодаря общественной предприимчивости. Нижеозначенная контора, однако же, учреждает нечто новое специально для России". Причиной, побудившей Липсона организовать это предприятие, были достаточно известные "выгоды, представляемые различными заграничными конторами для общественных путешествий", которые не использовались в России. К сожалению, сведений о деятельности конторы Л. Липсона в архивах пока не найдено.

Предпринимательской деятельностью в России занималось и Общество велосипедистов-туристов (ОВТ), основанное в 1895 г. Оно заключало договора с владельцами гостиниц, которые давали возможность членам общества останавливаться в них на льготных условиях. К 1900 г. на территории России было учреждено 14 комитетов ОВТ, открылись представительства в 135 городах как в России, так и за границей (Брюссель, Вена, Женева, Лондон, Милан, Мюнхен, Париж и др.). Были заключены 12 договоров с заграничными туристскими обществами Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США. В 1901 г. на базе ОВТ было создано единое Российское общество туристов (РОТ).

1890-1917 гг. - период предпринимательства в сфере туризма в России. Он характеризовался созданием мелких и средних коммерческих предприятий. Началось формирование инфраструктуры туристского бизнеса - гостиницы, кафе, специализированные магазины, экскурсионные бюро. Туризм был элитным, имел в основном экскурсионно-познавательный и рекреационный характер. В Крыму и на Кавказе сформировались курорты, где сосредоточились рекреационные виды туризма. К 1913 г. в России работало 60 санаториев на 3 тыс. мест. Популярностью пользовались круизные поездки. В 1913 г. в них участвовало около 10 млн человек. Анализ предпринимательской деятельности в области туризма показывает, что ее развитие непосредственно связано с технологическими укладами. Туризм стал развиваться после появления железной дороги в Англии, затем появились пароходы, которые стимулировали практику морских путешествий. Развитие автомобильной промышленности способствовало перемещению людей на автомобилях с познавательными целями. Затем появились самолеты, сначала небольшие, а затем вмещающие несколько сот пассажиров. Предприимчивые люди стали организовывать специальные рейсы для перевозки только туристов - чартерные рейсы. Сейчас человечество накануне организации космических туристских экспедиций.


1.2 Понятие, структура и динамика торговли услугами


1.2.1 Понятие мировой торговли услугами.

Международная торговля услугами - обычно понимается как торговля услугами между резидентами и нерезидентами стран, участников мировой торговли. В 2002 в «Справочнике по статистике международной торговли услугами» даётся следующие определение: совокупность торговли услугами резидентов и нерезидентов различных стран, включая сюда торговлю услугами иностранных компаний за рубежом и торговлю услугами физических лиц, находящихся в других странах.

Согласно проекту ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» международной торговлей услугами является оказание услуг. В этот спектр входит производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка услуг, следующими способами:

1) с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства.

Услуга, предоставленная при эксплуатации или с использованием морского судна, зарегистрированного на территории Российской Федерации, иностранному заказчику услуг, рассматривается как услуга, предоставленная с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;

2) с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации.

Услуга, предоставленная при эксплуатации или с использованием морского судна, зарегистрированного за границей, российскому заказчику услуг, рассматривается как услуга, предоставленная с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;

3) на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;

4) на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;

5) российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или лиц, уполномоченных действовать от его имени, на территории иностранного государства;

6) иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или иностранных лиц, уполномоченных действовать от его имени на территории Российской Федерации;

7) российским исполнителем услуг посредством коммерческого присутствия на территории иностранного государства;

8) иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.

По мнению специалистов, основная особенность международной торговли услугами – это то, что она основана на непосредственном контакте между производителями и потребителями (в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества). Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому международная торговля услугами требует:

- присутствия за рубежом их непосредственных производителей

- присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг.

В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.

На международную торговлю услугами влияет торговля товарами, и следовательно тесно взаимосвязана с ней. Это можно проследить на следующем примере: для поставки товаров сырья на внешний рынок вначале необходимо проанализировать рынок, воспользоваться услугами добывающей и транспортной компаний, и позаботиться об их послепродажным обслуживанием. Особенно важна роль услуг в торговле наукоемкими товарами, потому что для них необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых и консультационных услуг.

Международная торговля услугами также тесно связана с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она неотделима от транспортных, банковских и информационных услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.

В вещественном понимании этого слова торговля услугами также широко развита, как и международная торговля товарами.

Международная торговля услугами имеет свою специфику:

- неосязаемость,

- невидимость,

- неразрывность производства и потребления,

- неоднородность и изменчивость качества,

- неспособность услуг к хранению.

Следовательно, иногда торговлю услугами называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например, коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Понятие «услуги» состоит из нескольких десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. По классификатору ООН в число услуг входят 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

1. Деловые услуги — 46 отраслевых видов услуг.

2. Услуги связи — 25 видов.

3. Строительные и инжиниринговые услуги — 5 видов.

4. Дистрибьюторские услуги — 5 видов.

5. Общеобразовательные услуги — 5 видов.

6. Услуги по защите окружающей среды — 4 вида.

7. Финансовые услуги, включая страхование, — 17 видов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.