Рефераты. Роль занятий физической культурой в профилактике острых респираторных заболеваний

Чтобы научится правильно дышать, нужно уметь управлять дыхательными мышцами, развивать их, укреплять. Существует три типа дыхания: грудное, брюшное, смешанное.[18c.140]. При грудном дыхании во время вдоха грудная клетка расширяется в переднем, заднем и боковых направлениях; при выдохе – рёбра опускаются, объём грудной клетки уменьшается. При брюшном дыхании вдох осуществляется за счет сокращения и опускания диафрагмы. Таким образом, объем грудной клетки увеличивается сверху вниз, а выдох осуществляется за счет поднимания диафрагмы и уменьшение объёма грудной клетки. При выдохе выпячивается передняя стенка живота, при выдохе она втягивается. При смешанном типе дыхания вдох и выдох происходит при увеличении и уменьшении объёма грудной клетки во всех направлениях - вперед- назад, в стороны и сверху вниз. Этот тип дыхания наиболее естественнее. Он бывает у детей и взрослых в повседневной жизни и при выполнении, но без специального обучения он не достаточно полон. Грудной и брюшной типы дыхания рекомендуются для укрепления, тренировки дыхательных мышц, и развитие подвижности.

Дыхательная гимнастика – это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры[22c461].

Существует много систем дыхательной гимнастики. Это дыхательные упражнения йогов, созданные много веков назад, и парадоксальная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой. Это система дыхания К.П. Бутейко, и также многие системы дыхательной гимнастики, созданные на западе и востоке.

Общие положения, которые признают все специалисты по дыханию, за исключением создателей парадоксальных систем, следующие:[22c.461]

1.     дыхание должно быть ритмичным, равномерным;

2.     дыхание должно быть глубоким;

3.     дышать желательно через нос, хотя при беге или других физических нагрузках большой интенсивностью можно дышать одновременно через нос и полуоткрытый рот;

4.     ритм дыхания должен находиться в соответствии с ритмом выполнения физических упражнений;

5.     темп дыхания зависит то степени подготовленности занимающего и то темпа, в котором выполняется физическое упражнение;

6.     ходьба, бег, плавание сами по себе являются превосходными дыхательными упражнениями;

7.     при выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за своей осанкой: голову держать прямо, плечи развести назад, подтянуть живот;

8.     чем больше возраст занимающегося физическими упражнениями, тем больше следует избегать длительных задержек дыхания и настуживания.

Дыхательные упражнения имеют три главных назначения. [22c.462]

1.              Улучшать дыхание во время выполнения упражнений: провентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную задолженность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе.

2.              Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать его на высоком уровне его работоспособность.

3.              Выработать умение всегда дышать правильно, оказывая тем самым постоянное массирующее воздействие на внутренние органы.

Предложенный в1974 году Стрельниковой А.Н. способ лечения, болезней связанных с потерей голоса, стал применяться при лечении острых респираторных заболеваний. Обычно на занятиях лечебной физкультурой вдох совпадает с такими положениями тела или движения, при которых создаются более выгодные анатомические движения для расширения грудной клетки и опускания диафрагмы, а выдох – с положением или движениями, облегчающими с падение грудной клетки и подъемом диафрагмы[23c230].

Однако такое сочетание способствуют углубленному дыханию, усилению не равномерности вентиляции. Этих недостатков лишено так называемое парадоксальное дыхание, при котором положение тела и движения препятствуют осуществлению вдоха и в тоже время способствуют укреплению дыхательной мускулатуры без лишнего повышения вентиляции. В процессе выполнения упражнений автор предлагает:[23c.235]

1.соредоточить внимание только на вдохе и строго следить за одновременным выполнением вдоха и движением вдоха и движением руками и туловищем;

2. вдох должен быть обязательно шумным, коротким, активным - как бы принюхиваясь, чем пахнет;

3. вдох должен быть не глубоким;

4 на выдохе губы не сжимать, не фиксировать внимание на выдохе.

Правила выполнения упражнений:

1.думать только о вдохе; следить за согласованием вдоха и движения, за ритмом дыхания - вдох каждую секунду.

2. вдыхать и выдыхать следует столько воздуха, сколько получается само собой; не выталкивать воздух и не задерживать его, не думать о выдохе.

3. вдох и движения должны быть ритмичными и легкими.

Для согласования движений и вдоха рекомендуется мысленно считать: «раз, два, три, четыре». Первое время следует ориентироваться на тиканье часов: Начинать следует с 8 вдохов подряд, затем пауза. Паузы между вдохами - от 1до 5 секунд. Комплекс упражнений по системе Стрельникой. [17c.235]

1 «ушки». Наклоны головы право влево; плечи не подвижны. Резкий вдох в конце каждого упражнения.

2. «Малый маятник». Наклоны головы вперёд назад. Короткий вдох в конце каждого движения.

3. «Обними себя за плечи». Сгибание рук перед грудью со сменой их положения: обнимая себя за плечи, правая рука сверху, левая внизу затем наоборот. При встречном движении рук сжимается верхняя часть легких и происходит быстрый, шумный вдох.

4. «Насос». Пружинящие наклоны туловища вперед. Мгновенный вдох в нижней точке. Слишком низко наклонятся, и выпрямляться до конца не обязательно.

5. «Присядь». Пружинящие приседания в выпаде вперед, опираясь руками о колено впереди стоящей ноги. Затем то же поменяв положение ног. Вдох – в нижней точке, в момент опоры руками о колено.

6. «Большой маятник». Наклон туловища вперед, руки внизу – вдох; обнять себя руками за плечи – выдох. Каждое упражнение выполняется сериями, по 8движений в каждой. Паузы между сериями 5-6 секунд. Между упражнениями 12 секунд. Комплекс выполняется 2раза в день.

Методика дыхательных упражнений, предложенная В.К. Дурымановым в 1976 году применяется при ряде заболеваний, в том числе и при бронхиальной астме. Первое упражнение, которое автор называет «ритмическим дыханием», заключается в следующем: спокойный вдох – пауза 3секунды при полном мышечном расслаблении; далее спокойный выдох без напряжения и снова пауза 3 секунды; затем спокойный, и естественный вдох[23c237]. Эти упражнения выполняются в положении лежа, сидя стоя, до полного освоения на фоне мышечного расслабления, можно выполнять в движении в ходьбе: выдох, далее 3 шага пауза затем довыдох на 3шага пауза и спокойный вдох. Второе упражнение, «дыхание уступами», заключается в следующем: 3-4 коротких выдоха подряд затем столько же коротких вдохов. Упражнения выполняются в покое, а также в ходьбе и беге. Механизм физиологического действия этого упражнения автор отождествляет с механизмом влияния на организм смеха и плача. Смех – это серия коротких, непрерывных выдохов, а плачь – это серия коротких вдохов. Такое дыхание приводит к усилению раздражению слизистой оболочки дыхательных путей проходящих через них воздухом, что способствует появлению кашля и облегчению удалению мокроты.

Дыхательная гимнастика К. П. Бутейко. При применении не глубокова дыхании в организме нормализуется кислотно-щелочное равновесие, улучшаются обменные процессы» [10,с.25]. В своей системе «Детка» Иванов сформулировал 12 основных правил заповедей, которые начинаются с обращения «детка»:

1. два раза в день купайтесь в холодной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайтесь где можно; в озере речке в ванной. Горячее купание заверши холодным.

2. перед купанием и после него, если это, возможно, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на одну две минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе здоровья .

3. Не употребляй алкоголя и не кури.

4. Старайся хоть раз в неделю обходиться без пищи и воды: с вечера пятницы до12 часов воскресения. Это твои заслуги и покой. Если тебе сложно, то держись хотя бы сутки.

5. В 12часов дня воскресения выйди на природу босиком – несколько раз подыши и помысли. Это праздник твоего дела.

6. Люби природу. Не плюй вокруг и не выплевывай из себя ни чего. Привыкни к этому: это твоё здоровье.

7. Победи в себе жадность, лень, самодовольствие, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрые мнения о них.

8. Помогай людям, чем можешь, особенно бедному, больному обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу мира!

9. Здоровайся со всеми везде и всюду особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь быть здоров - здоровайся со всеми.

10. Освободи голову от мыслей и болезней, смерти. Это твоя победа.

11. Мысли не отделяй от дела.

12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не звались и не возвышайся в этом [23,с.23].

Система Н. Амосова рекомендована для определения работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Такая система физкультурно-оздоровительной направленности как наиболее доступное и достаточно информативное задание- ходьба по лестнице. Для начала следует небыстро подняться на 4-й этаж, без остановок. Если после восхождения показатель пульса ниже 100ударов в минуту, то это отличный результат, ниже120-хороший, ниже140- посредственный, выше140- плохой. Следующей ступенью испытания после Сирии тренировок будет подъём на 6-й этаж. За 2 минуты. Если при этом пульс окажется выше 140, то нужно еще тренироваться [4,с.24].

При проведении лечебной физической культуры необходимо приучать детей к правильному ритму дыханию вначале дыхательные упражнения выполняются лежа, позднее можно переходить к динамическому способу дыханию [10,с.444].

Основная цель закаливания способствует совершенствованию механизмов терморегуляции, возрастанию активности скелетной мускулатуры, повышению иммунитета, а в результате – снижение заболеваемости. Ещё Гиппократ упоминал о целительной силе Холодовых закаливающих процедур и о вреде изнеженности, постоянного пребывания в тепле. Авиценна в «каноне врачебной науки» также подчеркивал необходимость в пользу купания в холодной воде. У многих народов тунгусов, цыган, якутов существовал обычай обтирать маленьких детей снегом, обливать холодной водой. На Руси издавна популярны обливание холодной водой, растирание снегом, купание в проруби после парилки. В 1841году вышла в свет книга русского врача М. Ламовского «полное сведение о пользовании холодной водой, где описано полное применение холодной воды при лечении болезней [21,с.25]. Воздушные ванны – это совместное влияние на организм температуры воздуха, влажности, ветра, рассеянного солнечного излучения. Закаливающее действие этих ванн тем сильнее, чем больше разница между температурой тела и воздухом. Воздушные ванны применяются в теплое время года при определенной температуре в зависимости от характера заболеваний и степени закаливания организма. Начинать следует с температуры +20С, при умеренной влажности без ветра, а затем постепенно уменьшать температуру. Продолжительность процедур от 5 до 15 минут. В дальнейшем время приема ванн увеличивается на 5-10 минут ежедневно и доходит до 1-2 часов.

При бронхоэктазах акцент делается на откашливание, дренаж в различных положениях тела. Плавание и игры рекомендуется для постановки правильного дыхания и тренировки дыхательной мускулатуры. Гимнастика проводится в положении лежа и сидя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.