Рефераты. Роль туроператоров в структуре индустрии туризма

Закон об НДС, определяя правила для турагентов и туроператоров, в ст. 8 просто оперирует этими терминами, без каких-либо поправок или замечаний типа «лица, имеющие лицензию туроператора» или «лица, имеющие лицензию турагента». Ведь если бы законодатель хотел установить такое разделение, то он бы сделал специальные замечания по этому поводу, как, например, было в период действия «туристических» терминов и п. 4.11 ст. 4 Закона об НДС (с 31 марта 2005 года по 30 июня 2005 года).

Таким образом, есть все основания исходить не из номинального (согласно лицензии), а из фактического статуса лица, имеющего туроператорскую лицензию, то есть применять «туроператорские» либо «турагентские» правила в зависимости от того, кем в конкретной ситуации выступает туроператор.

Если основываться на такой позиции, то ответ на вопрос читателя будет положительным – в описанной ситуации есть основания для применения п. 8.4 ст. 8 Закона об НДС, то есть для начисления налоговых обязательств по НДС, исходя из комиссионного вознаграждения, выплачиваемого пансионатом.

Приведенные выше аргументы иллюстрируют буквальный подход к нормам Закона. Однако возможен и другой подход, базирующийся на аргументах «ПРОТИВ» такой позиции, в основу которого положена логика Закона об НДС.

Несмотря на то, что Закон об НДС не содержит «туристической» терминологии, в его ст. 8 четко прослеживается логика законодателя: в ней установлены два «набора» правил – для туроператоров и для турагентов. Более того, по тексту ст. 8 как взаимозаменяемые понятия используются термины «туристический продукт» и «туристическая услуга». Следовательно, каждый «набор» правил распространяется и на турпродукты, являющиеся совокупностью туруслуг, и на отдельные туруслуги. Тем самым законодатель хотел подчеркнуть, что применение «набора» правил не зависит от фактического содержания операции (то есть от того, какие функции – агентские или операторские – выполняет субъект туристической деятельности), а касается, прежде всего, официального статуса лица (агентского или операторского), выполняющего такую операцию.

Ведь субъект туристической деятельности, имеющий туроператорскую лицензию и продающий «чужую» туруслугу, по своей сути является посредни ком (агентом). В большинстве случаев туроператоры не являются теми лицами, которые непосредственно оказывают те туруслуги, которые они реализуют. Например, продавая такую туруслугу, как авиаперевозка, туроператор сам не является перевозчиком6. Или же, как в нашем случае, продавая туруслуги пансионата, туроператор не будет их непосредственным исполнителем. Поэтому независимо от характера операции туроператор должен использовать лишь свои «туроператорские» правила (п. 8.1, 8.2, 8.3 ст. 8 Закона об НДС):

– при выездном туризме начислять налоговые обязательства по НДС исходя из вознаграждения;

– при внутреннем и выездном туризме – исходя из полной стоимости услуг.

Таким образом, если опираться на логику Закона об НДС, то ответ на вопрос читателя будет отрицательным, и при реализации путевок в крымский пансионат для начисления НДС ему следует ориентироваться на общие нормы Закона об НДС, а точнее – на «посреднический» п. 4.7 (судя по вопросу).

Как видим, в обоих случаях доказательства строятся на одних и тех же нормах Закона об НДС. А значит, выбор, как всегда, за вами, уважаемые читатели. Но прежде чем его сделать, необходимо оценить экономическую целесообразность использования того или иного подхода. Для этого рассмотрим пример.

В течение отчетного периода8 туроператор по договору комиссии реализовал путевки в пансионат в Крыму на общую стоимость 60 тыс. грн., в том числе НДС. По условиям договора, денежные средства за реализованные путевки перечисляются пансионату после представления туроператором отчета комиссионера и акта предоставленных услуг, а комиссионное вознаграждение, составляющее 5% от объема реализации, удерживается из денежных средств, полученных от туристов.

Рассмотрим решение этой налоговой задачи в двух вариантах:

вариант 1 – реализация путевок и взаиморасчеты с пансионатом (представление отчета комиссионера, подписание акта) осуществляется в один отчетный период;

вариант 2 – реализация путевок и взаиморасчеты с пансионатом (представление отчета комиссионера, подписание акта) осуществляется в разные налоговые периоды.

Решение рассмотрим только для данных налогового учета, используя два подхода:

подход 1: туроператор применяет «агентский» п. 8.4 ст. 8 Закона об НДС;

подход 2: туроператор использует «посреднические» нормы Закона об НДС – п. 4.7 ст. 4.


Таблица. Налоговый учет по НДС у туроператора, выполняющего «агентские» функции (грн.)

№ п/п

Налоговое событие

Подход 1

(п. 8.4 Закона об НДС)

Подход 2

(п. 4.7 Закона об НДС)

Налоговые обязательства

Налоговый кредит

Налоговые обязательства

Налоговый кредит

1

Вариант 1

1.1

Дата получения денежных средств от туристов

500*

10000**

*Налоговые обязательства исчисляются по первому событию – получению денег от туристов, поскольку по условиям договора комиссионное вознаграждение удерживается из денежных средств, полученных от туристов. При этом налоговые обязательства определены исходя из вознаграждения: 60000 грн. х 5% х 1/6. **Согласно п. 4.7 Закона об НДС базой налогообложения является продажная стоимость поставленных туруслуг10, а налоговые обязательства определяются по дате первого события

1.2

Дата представления отчета комиссионера

1.3

Дата подписания акта предоставленных услуг (между пансионатом и туроператором)

1.4

Дата перечисления денежных средств пансионату

9500*

*Налоговый кредит возникает на дату перечисления денежных средств или предоставления комитенту других видов компенсаций стоимости реализованных туруслуг (п. 4.7 ст. 4 Закона об НДС). Налоговый кредит возникает исходя из суммы перечисленных денежных средств, за вычетом удержанного комиссионного вознаграждения: 9500 грн. = (60000 грн. – 60000 грн х 5%) х 1/6. При этом необходимое условие для отражения налогового кредита – наличие налоговой накладной, выписанной комитентом (пансионатом)

1.5

Итого налоговые обязательства за отчетный период

500

500

2

Вариант 2

Первый отчетный период

2.1

Дата получения денежных средств от туристов

500*

10000**

2.2

Итого налоговые обязательства за отчетный период

500

10000

*Начисление налоговых обязательств в данном случае зависит от способа выплаты комиссионного вознаграждения, поэтому см. примечание к строке 1.1. «**См. примечание к строке 1.1

Второй отчетный период

2.3

Дата представления отчета комиссионера

2.4

Дата подписания акта предоставленных услуг (между пансионатом и туроператором)

2.5

Дата перечисления денежных средств пансионату

9500*

*См. сноску к строке 1.4

2.6

Итого налоговые обязательства (кредит) за отчетный период

9500

2.7

Итого налоговые обязательства по результатам операции

500

500

(стр. 2.2 – стр. 2.6)


Как видим, налоговый результат при использовании обоих подходов одинаков: по итогам операции туроператор уплатит в бюджет сумму НДС, исчисленную исходя из суммы своего вознаграждения (см. стр. 1.5, 2.7). Тем не менее пути достижения этого результата различны. При использовании второго подхода налоговые обязательства и налоговый кредит возникают на полную сумму поставки. Однако для отражения налогового кредита необходимым условием является наличие налоговой накладной, которую может предоставить только плательщик НДС. В противном случае туроператор получит в своем учете «неперекрытые» налоговые обязательства на сумму 10 тыс. грн. К тому же, если первое и второе налоговое событие (получение и перечисление денег) происходят в разных налоговых периодах, при использовании второго подхода туроператор окажется в невыгодной ситуации после получения денежных средств от туриста, поскольку право на налоговый кредит возникнет у него только в следующем отчетном периоде. А вот «агентская» схема (см. «Подход 2» в табл.) лишен этих недостатков. К тому же, она позволяет туроператору «безболезненно» работать и с неплательщиками НДС.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.