Рефераты. Роль физической и медицинской реабилитации в процессе восстановления

4. Отличие выздоровления от реабилитации


Выздоровление больного после перенесённого заболевания и его реабилитация- совсем не одно и то же, так как помимо восстановления здоровья пациента, необходимо восстановить ещё и его работоспособность (трудоспособность), социальный статус, то есть вернуть человека к полноценной жизни в семье, обществе, коллективе.[11] Реабилитация- многогранный процесс восстановления здоровья человека. Наряду с медицинской реабилитацией и в прямой связи с ней проводятся другие формы реабилитации: психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая. Физическая реабилитация- это составная часть медицинской и социально- трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.

Под психологической реабилитацией понимают воздействие врача на больного или инвалида с целью преодолеть в их сознании чувство безысходности, представление о бесполезности лечения, вселить веру в благополучный исход лечения, особенно при некоторых , хотя бы незначительных, сдвигах в течении болезни. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл восстановительного лечения.

Под педагогической реабилитацией понимают воспитательные меры в отношении больных, особенно больных детей. Эти меры направлены на то, чтобы ребёнок овладел необходимым умением и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребёнка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную учебно-трудовую ориентацию. И тут чрезвычайно велика роль родителей. В отношении взрослых предусматривается подготовка их к доступным видам деятельности, воспитание уверенности в том, что приобретённые знания окажутся полезными в последующем трудоустройстве. И в данном случае положительное влияние окружающих имеет неоценимое значение.[7]

Социально- экономическая реабилитация- комплекс мероприятий, включающий обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жильём вблизи места работы, поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами общества; материальное обеспечение больного или инвалида и его семьи путём выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т.п.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда (например, бесплатное обучение в специальных училищах органов социального обеспечения или обществ слепых и глухих), обеспечение индивидуальными техническими приспособлениями с целью облегчить пользование рабочим инструментом, приспособление рабочего места на прежнем предприятии к функциональным возможностям организма больного или инвалида, организацию специальных цехов и предприятий для инвалидов с облегчёнными условиями труда и сокращённым рабочим днём.

Бытовая реабилитация включает предоставление инвалиду необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице.

В течение всего периода восстановительного лечения больной или инвалид должен сознательно и ответственно относиться к своему здоровью, своим поведением помогать собственному организму и врачам справиться с недугом.[7]

Физическая реабилитация- составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов.[11]


5. Роль физической реабилитации в восстановлении


Физическая реабилитация имеет первостепенное значение в процессе восстановления. Её следует рассматривать как лечебно- педагогический и воспитательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта. Они дают положительный эффект, когда адекватны возможностям больного или инвалида. Многократно и систематически повторяющаяся физическая нагрузка постепенно вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки возможно повышение физической нагрузки. При этом совершенствуются двигательные навыки, развиваются и совершенствуются сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. В результате тренировки нормализуются механизмы регуляции, повышаются адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды, формируются и укрепляются новые двигательные навыки. Скелетные мышцы, которых более 400 [14] составляют активную часть аппарата движения человека. Хороший эффект оказывают ежедневные прогулки пешком. Делая только один шаг, человек приводит в движение около 300 мышц (108- на нижних конечностях, 144 на позвоночном столбе, 20 удерживающих в равновесии голову, а также некоторые мышцы верхних конечностей).[15] Гиподинамия- бич общества потребителей.[13] Двигательная активность, правильная осанка, формирование мышечного корсета, здоровый образ жизни позволяют сохранить молодость. Здоровый образ жизни предусматривает необходимый двигательный минимум. Только систематически занимаясь, можно рассчитывать на положительный эффект. Необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровень тренированности и рекомендации лечащего врача. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить человека от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья. Детям-инвалидам с раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаляться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Занимаясь силовыми упражнениями оптимальными по нагрузке, можно развить и поддерживать красивое телосложение и бодрость.[15]Ещё 15-20 лет назад силовые упражнения с гантелями для пожилых людей и инвалидов были противопоказаны. Сегодня их применение при соблюдении принципов дозирования нагрузки признаётся не только возможным, но и необходимым. Улучшается приспособляемость организма к реальным условиям жизни. В результате оздоровительной тренировки повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Происходит экономизация работы сердца в состоянии покоя и повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. По мере роста тренированности и снижения потребности миокарда в кислороде повышается уровень пороговой нагрузки, которую человек может выполнить без угрозы ишемии миокарда и приступа стенокардии. Происходит снижение тонуса симпатической нервной системы. В результате повышается устойчивость организма к стрессовым воздействиям. Под влиянием тренировки увеличивается уровень общей выносливости и физической работоспособности, которые являются показателями биологического возраста и жизнеспособности. Уменьшаются факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижается вес тела и жировая масса, содержание холестерина и триглицеридов в крови, снижается артериальное давление и частота сердечных сокращений. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза). Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Преодолеть многие заболевания трудно, но возможно.

Необходимо иметь в виду, что занятия физическими упражнениями способствуют укреплению здоровья, совершенствованию биологических механизмов защитно-приспособительных реакций, повышению неспецифической устойчивости к различным вредным влияниям окружающей среды, только при обязательном условии, что степень физической нагрузки на этих занятиях оптимальна для данного конкретного человека.[9] Только оптимальная степень физической нагрузки, соответствующая возможностям человека, её выполняющего, обеспечивает укрепление здоровья, физическое совершенствование, предупреждает возникновение ряда заболеваний и способствует увеличению продолжительности жизни. Физическая нагрузка меньше оптимальной не даёт нужного эффекта, выше оптимальной становится чрезмерной, а чрезмерная нагрузка вместо оздоровительного эффекта может стать причиной возникновения различных заболеваний и даже внезапной смерти от перенапряжения сердца.[4] Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить болезненные или возрастные изменения различных функций. Особенно полезны физический труд, физкультура на свежем воздухе, а особенно вредными для здоровья являются курение и злоупотребление спиртными напитками.

В физической реабилитации большое значение уделяется лечебной физкультуре (ЛФК). ЛФК – это применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целями. Широко используется при комплексном лечении в больницах, поликлиниках, санаториях. Правильное применение ЛФК ускоряет выздоровление, способствует восстановлению нарушенной трудоспособности и возвращению больных к труду.[15]


6. Из истории лечебной и оздоровительной физкультуры


Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.(Аристотель)

В глубине веков наши предки разработали комплексы физических упражнений, служащих благу человека. В медицинских университетах, созданных в Индии во 2 веке до н.э., изучали йогу, массажную терапию. В Китае предположительно в 2698 году до н.э. была написана книга «Кунфу», в которой впервые были систематизированы квалифицированные описания различных упражнений лечебной гимнастики. В 3 веке до н.э. даоистский врач Хуа-дэ, базируясь на наблюдениях за различными животными: медведями, обезьянами, птицами, тиграми и оленями, разработал систему расслабляющих и растягивающих упражнений, с помощью которых лечили многие болезни. Древнегреческим и древнеримским идеалом был красавец -атлет. Физические упражнения считались в Древней Греции и Риме важнейшими способами лечения многих заболеваний. Древнегреческий учённый-врачеватель Геродик (500 год до нашей эры), отец медицины Гиппократ утверждали, что происхождение большинства болезней заложены в погрешности питания и двигательной активности. В последствии Гиппократ писал: “Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь”.[12] Древнеримский врач Клавдий Гален рекомендовал больным не только гимнастические упражнения, но и греблю, верховую езду, охоту, собирание плодов и винограда, прогулки, массаж. Врач и философ Средней Азии Авиценна в «Каноне врачебной науки» широко пропагандировал физические упражнения как важный элемент лечения.[7] В 1 столетии до н.э. сформировались многочисленные элементы тибетской теории лечебной гимнастики. На основе физической культуры древнего и средневекового Китая, материалов скандинавской мифологии, китайской лечебной гимнастики, трудов Гутс-Мутса швед Пер Хенрик Линг(1776-1839) вывел концепцию о том, что физическое воспитание должно строиться на знаниях, подтверждённых анатомией и биологией. Швед Эллин Фалк(1872-1942) свой многолетний педагогический опыт суммировал в справочнике по физвоспитанию, он создал новые упражнения лечебной физкультуры. В США профессор медицины Д.Левис(1823-1886) убеждал граждан, что «в гимнастике в первую очередь нуждаются недостаточно ловкие со слабым телосложением дети.»[12] В 1904 году в Лондоне был издан «Справочник по вопросам физического воспитания», где говорилось, что физическое воспитание должно обеспечивать хорошее здоровье, исправлять наследственные или полученные под влиянием окружающих факторов физические недостатки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.