Рефераты. Развитие ветеринарии в Древнем мире

В 551 г. (20 год царства Ануширавана) в Джондишапуре состоялся первый в истории международный конгресс, на котором присутствовали как ветеринарные, так и медицинские врачи (Хасан Таджбахил, 1993).


РАЗВИТИЕ ВЕТЕРИНАРИИ В МЕСОПОТАМИИ


Другим очагом развития ветеринарии в древности, о чем свидетельствуют многочисленные памятники культуры, были древние рабовладельческие государства Двуречья (долина рек Тигра и Ефрата, XX-XVII вв. до н.э.). Центральная часть Двуречья - Аккад и юг Шумер - во 2-1-м тысячелетии до н.э. образовали государство Вавилон, в 1-м тысячелетии до н.э. в северо-восточной части Месопотамии появилась Ассирия. В этих странах природные условия способствовали развитию скотоводства. Здесь разводили молочный и мясной скот. Коротконогих и длинноногих быков держали на подножном корме, подкармливая зерном. Рабочим скотом пользовались при орошении почвы, пахоте, молотьбе и перевозке грузов. Для нужд транспорта использовали ослов, иногда впрягали в плуг длинноногих антилоп. Широко был распространен мелкий рогатый скот - курдючные и тонкошерстные овцы.

Во 2-м тысячелетии до н.э. началось возвышение Вавилонского государства, в котором к этому периоду накопились основательные знания по ветеринарии. Вавилонским ветеринарам были известны болезни, по описаниям которых можно предположить, что это были сибирская язва, чума крупного рогатого скота, бешенство. Было известно, что отдельные болезни передаются от одного животного другому. Предпринимались первые попытки объективного изучения болезней и реальной борьбы с ними. Тексты описаний болезней содержат сведения о симптомах и методах лечения, для которых использовали различные, порой очень сложные, лекарства. В состав лекарств включались нефть, смола, молоко, поваренная соль, шерсть и части тела животных, панцирь черепахи, органы водяных змей.

Для борьбы с заразными болезнями больных животных изолировали, животноводческие постройки сжигали, бешеных животных держали на цепи, потом убивали. Закрывали границы государств во время эпизоотий, знали связь эпизоотий и эпидемий.

Вавилонские врачи умели готовить отвары из растений, делали мази для наружного применения. Им были известны компрессы, массажи, промывание, кровопускание. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение и фильтрация. Для лечения животных широко использовали воду и масла. На широкое их применение указывает то, что слово врач, в том числе и ветеринарный, в буквальном переводе означает «знающий воду» и «знающий масло».

Некоторые сведения по анатомии животных, которая была развита слабо, были связаны с жертвоприношениями. Рассечения жертвенных животных давали анатомические познания, но для постановки диагноза выделяли лишь сердце, желудок, легкие и печень.

В жреческой ассиро-вавилонской культуре было широко распространенно представление, что жизнь и здоровье зависит от духов, а направляется в своем течении влиянием небесных светил.

Наряду с мистическими представлениями и магическими действиями врачи Вавилона и Ассирии признавали реалистические причины возникновения болезни и применяли в своей практике средства народной ветеринарии. Помимо профессиональной ветеринарии в Вавилоне и Ассирии лечением животных занимались знахари, использовавшие различные заговоры и средства народной ветеринарии. Они оказывали помощь малоимущему населению, которым услуги врачей были недоступны.

Важнейшим памятником Вавилонской истории и культуры является кодекс законов Хамурапии. Это наиболее древний документ, в котором упоминается о ветеринарных специалистах, составление его ученые относят к XVIII в. до н.э. В кодексе систематизированы и обобщены многочисленные еще более древние законы, регулирующие все стороны жизни. Свод законов Хамурапии представляет собрание статей судебника, вырезанных клинописью на большом базальтовом столбе. Ряд статей посвящен условиям деятельности врача и его судебной ответственности в разных случаях. В статье 224 этого свода сказано, что владелец животного, у которого врач пользовал быка или осла с тяжелым ранением должен уплатить этому врачу 1/6 часть серебряного шекеля. Статья 225 возлагает на врача обязанность в случае смерти подвергнутого лечению животного возместить 1/4 часть стоимости животного. В кодексе Хамурапии ветеринарные врачи упоминаются уже отдельно от медицинских врачей.


РАЗВИТИЕ ВЕТЕРИНАРИИ В ЕГИПТЕ


Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н.э. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н.э. в Египте развилась довольно широкая врачебная специализация. У египтян были врачи: хирурги, стоматологи, глазные врачи, «иные для невидимых болезней», ветеринарные врачи.

Профессиональная ветеринария, которая вышла из недр народной ветеринарии, приняла облик жреческой или храмовой ветеринарии. В Египте, благодаря обоготворению животных и вере в переселение душ, ветеринария занимала очень почетное место, и врачевание животных было привилегией касты жрецов. Социальное положение врачей было, как правило, высоким. Так, Хеси-Ра (XXVII- XVI вв. до н.э.), начальник дантистов и врачей, был одновременно главным писцом фараона.

Создание письменности обусловило появление специальных текстов, которые являются сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения их у людей и животных. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский (1850 г. до н.э.). Папирус, посвященный женским болезням, содержит также трактат о парше птиц, бешенстве животных, чуме крупного рогатого скота и заболевании «шац», значение которого но расшифровано. За 1550 лет до н.э. были составлены дни самых обширных по размеру папируса: папирус Смита, посвященный хирургии, и папирус Эберса, посвященный заболеваниям по частям тела. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших текстов, не сохранившихся до нашего времени. С течением времени «медицина в Египте все более и более погружается в колдовство и мистику», тексты папирусов наполняются религиозными рассуждениями и содержат много молитв и магических процедур. Египтяне считали, что причина болезни может быть как естественной, так и сверхъестественной, т. е. исходить от богов и духов, поэтому врачебное искусство включало в себя знания множества заклинаний и умение быстро и ловко готовить амулеты. После того, как заканчивали «изгнание духов», можно было применять лекарства.

В сохранившихся частях лечебника, который относят к Среднему царству (3-1,6 тыс. лет до н.э.) упоминается около 300 названий птиц, животных, растений и сокращенное обозначение многих видов скота, а лечебники, датированные периодом Нового царства (XVI-XII вв. до н.э.), содержат в основном религиозные тексты. Один из них, достигающий в длину 20 м, кроме молитв и магических процедур содержит описание кровообращения у некоторых видов животных, описание способов лечения ран у домашних животных и людей.

Наряду с храмовой, жреческой ветеринарией продолжает существовать и развиваться народная ветеринария.

Начиная с первых династий (3500-3000 гг. до н.э.) в Древнем Египте существовали «дома жизни», в которых, наряду с математикой, астрономией, архитектурой и другими науками, изучали «необходимое искусство» - медицину и ветеринарию. Кроме того, специальную подготовку по лечению животных получали в храмах Гелиополя, Саиса, Мемфиса и Фив юноши из вольноотпущенных и рабов.

Египтяне достигли значительных успехов во врачевании животных. В стране существовали специалисты по лечению животных различных пород и видов.

В папирусе Эберса содержится 900 прописей лекарств. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его лаконична. Вначале стоит заголовок, затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание: «варить, смешать». Египетские врачи знали рвотные, слабительные, мочегонные, потогонные средства. Применяли кровопускание и имели определенные знания в области хирургии, умели перевязывать и лечить раны, останавливать кровотечение. Археологи обнаружили большое количество хирургических инструментов, относящихся к рабовладельческому периоду (ланцеты, пинцеты, ножницы и т.д.).

В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование, это способствовало приобретению знаний в области анатомии. Бальзамировали не только людей (в основном жрецов и фараонов), но и обожествленных животных. В Египте был культ быка и кошки, за нанесение вреда которым законодательством предусматривалось самое жестокое наказание.

В Древнем Египте употреблялись ряд анатомических терминов, что свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако знания по анатомии и физиологии были незначительные.


РАЗВИТИЕ ВЕТЕРИНАРИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ


С переходом от первобытно-общинного строя к рабовладельческому в Древней Греции образовался ряд мелких рабовладельческих государств (VI-IV вв. до н.э.). Высочайший расцвет античной Греции (V в. до н.э.) был обусловлен победой над персидскими завоевателями. Победа над внешним врагом и победа рабовладельческой демократии над рабовладельческой аристократией вызвали расцвет науки, искусства и философии. Знания у древних греков еще не подразделялись на отдельные науки, а объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось накоплением точных знаний, обилием гипотез и теорий, большинство из которых впоследствии стали открытиями.

Греция, в силу своего географического положения, была посредником между странами Азии и Африки, позднее и Европы. Участие греков в международном торговом обороте, общение их с разными народами, знакомство с разнообразными культурами и религиозными представлениями содействовало развитию своеобразного мировоззрения, которое вошло в историю под именем греческой натурфилософии (яркие представители этого течения: Демокрит, Гераклид и др.). Однако, медицина Греции, в частности ветеринарная медицина, развивалась самостоятельно, занимая особое место в системе греческой натурфилософии, оказавшей существенное влияние на развитие материалистического представления о болезни.

В Древней Греции ветеринария во времена античности в меньшей степени находилась под влиянием религии. Религиозные и библейские учения не имели влияния на врачебную науку - это следует из трудов античных авторов, дошедших до наших дней, в которых обобщены представления о болезнях.

Постепенно, с развитием рабовладельческого строя и религии, лечение животных сосредоточилось в храмах и ветеринария стала храмовой, жреческой; наряду с ней существовала и развивалась народная ветеринария.

Огромное значение в развитии ветеринарии играли прогресс в сельском хозяйстве и военное дело.

В Древней Греции лечением животных занимались иппиаторы или иппиатры (hyppos - лошадь, iatros - врач). Первоначально врачи были близкими родственниками: профессия передавалась от отца к сыну, позже в свою среду они стали принимать «посторонних юношей». Кроме того, медициной занимались «розитомы» - собиратели и продавцы лекарственных растений, а также «фармакополы», которые торговали не только растениями, но и редкостями из минералов и веществ животного происхождения.

Под флагом гиппиатрики шло развитие ветеринарии в греческую и римскую эпохи, далее через средние века, вплоть до XVIII в.

Греки оставили большое количество работ по ветеринарии (повальные болезни животных, кастрация, экстерьер), написанные разными авторами, свидетельства об эпидемиях и эпизоотиях. Так, в седьмой книге «Метаморфоз» Овидий описывает эпидемию на острове Этна во время войны Миноса с афинянами. Болезнь сначала появлялась на собаках, птицах, крупном рогатом скоте, на диких животных, а потом на всех животных и людях. Из деревень она проникала в города.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.