В Алтайском Крае можно отметить развитие детского и юношеского туризма. Согласно концепции детско-юношеского туризма в Алтайском крае - это движение подрастающего поколения, направленное на познание окружающего мира через туристско-краеведческую, экскурсионную, музейную деятельность учащихся в системе непрерывного образования.
Основной целью детско-юношеского туризма в Алтайском регионе является развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптация к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
В 2005 году на Алтае празднуется 100-летие детско-юношеского туризма. Основателем детского туризма на Алтае считается преподаватель Барнаульского реального училища Виктор Иванович Верещагин, который в мае 1905 года с учениками и двумя педагогами совершил переход от Барнаула до Чулышманского монастыря. Историю детско-юношеского туризма в Алтайском крае можно разделить на несколько этапов: I этап - 1905-1935 гг. - деятельность В.И.Верещагина, походы учеников реального училища, написание первых методических рекомендаций и описаний походов с детьми; II этап - 1938-1960 гг. - создание Алтайской краевой детской туристско-экскурсионной станции, развитие централизованной системы отдыха советских школьников, в послевоенные годы широкое распространение приобретают экспедиции школьников по местам боевой славы, оздоровительные походы с целью изучения природы родного края; III этап - 1960-1990 гг. - алтайские туристы впервые участвуют во всесоюзном слете, массовое распространение приобретают краеведческие экскурсии идеологической направленности, создаются школьные краеведческие музеи, получают распространение геологические и археологические походы, организованные совместно со специалистами края; IV этап - с 1990 г. по настоящее время - переход на новые условия хозяйствования, получение статуса государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей, развитие новых экстремальных видов туризма (парусный, пара-, дельтапланеризм, скалолазание), значительные изменения в организации туристско-краеведческой работе в связи с изменениями в законе "Об образовании".
В настоящее время в связи с изменением политической и экономической ситуации в стране, изменениями условий жизни населения, вкусов и потребностей изменились организационно-методические требования, требования к материально-технической базе и квалификации сотрудников объектов и учреждений детско-юношеского туризма. Все большую популярность приобретает детский отдых за границей, и в других регионах России, хотя он доступен и не всем школьникам. [1, с.31]
Одной из первоочередных задач педагогов и специалистов по детскому туризму региона является популяризация отдыха на Алтае, территория которого обладает всеми необходимыми природно-рекреационными ресурсами. Объекты материально-технической базы и снаряжение находятся в соответствии с требованиями органов контроля, хотя недостаток финансирования государственных и муниципальных объектов сказывается на уровне обслуживания детей. В развитии учреждений детско-юношеского туризма на территории края заинтересованы и органы власти, так как это способствует эффективному расходованию бюджетных средств, занятости большого количества школьников в свободное время, восстановлению душевных и физических сил, а также оздоровлению подрастающего поколения, так как в крае наблюдается рост заболеваемости среди детей, вызванный загрязнением воды и воздуха вредными выбросами. Различные виды туризма являются наиболее эффективной профилактической мерой по предупреждению многих заболеваний.
Система детского отдыха и оздоровления нуждается в серьезной реорганизации в соответствии с социально-экономическими переменами в стране. Естественно, что одними постановлениями и директивами ее не перестроить. Организационный процесс обновления системы детского отдыха и оздоровления должен идти параллельно с изменением законодательства и принятием новых нормативно-правовых актов. В принципе этот процесс осуществляется. С начала 1990-х г. было принято около 20 поправок действующего законодательства в форме изменений и дополнений федеральных законов и законодательных актов, направленных на поддержку предприятий, стимулирование деятельности учреждений детского отдыха и оздоровления, предоставление им налоговых льгот, упорядочение системы финансирования и оплаты путевок. В то же время, несмотря на довольно значительное число правовых документов, юридическая база не соответствует нуждам системы отдыха и оздоровления детей и подростков. В сфере правового обеспечения комплекса детского отдыха и оздоровления есть ряд нерешенных и дискуссионных проблем.
Законодательство должно четко определить, что является компетенцией государства в организации детского отдыха и туризма, а что должно решаться за счет других структур: предприятий, организаций, фондов, общественных объединений и т.д. При этом необходимо разграничить функции федеральных и региональных, центральных и местных органов исполнительной власти в реализации государственной политики в отношении детского туризма и отдыха.
Многие правовые вопросы, специфические для оздоровительно-образовательных услуг, изложены в законодательстве декларативно. Множественность законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе ведомственных, регулирующих вопросы организации детского оздоровительного отдыха и туризма, значительно усложняет практическую работу. Есть необходимость принять единый федеральный закон, что сократит, а в некоторых случаях исключит различного рода подзаконные акты, в том числе и ведомственные. Проект ФЗ "О государственной поддержке системы детского и семейного отдыха" подготовлен Межведомственной рабочей группой по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации. Проект данного закона в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования государственной поддержки системы детского и семейного отдыха и определяет содержание и общие принципы государственной поддержки системы детского и семейного отдыха в России, гарантии их осуществления на федеральном и региональном уровнях. [3, с.9]
Туристско-краеведческая деятельность рассматривается нами как важнейшее средство образования и социализации подростков. Это многоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых. Отличительными признаками туристско-краеведческой деятельности являются: передвижение в пространстве, активное взаимодействие с окружающим миром, высокая степень самодеятельности и познавательной активности участников, сочетание умственного и физического труда.
Туристско-краеведческая деятельность детей и подростков относится к видам деятельности, интенсивно развивающим в ее участниках такие качества, как ответственность, самостоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающим и к собственной стране, чувство привязанности к родному краю, его истории, природе, людям.
По своей организации туристско-краеведческая деятельность относится к массовым, максимально широким формам педагогически организованной деятельности, наиболее гибким и разнообразным по вариантам ее использования. [2, с. 139]
В последнее время развитию детско-юношеского туризма, летнему отдыху и оздоровлению детей и подростков органами федеральной и муниципальной власти уделяется достаточно много внимания, о чем свидетельствуют данные статистики. В 2004 г. по сравнению с 1995, несмотря на сокращение общей численности детей и подростков в Алтайском крае на 30,4%, число отдохнувших детей увеличилось на 1,1%. Если в 1995г. летним отдыхом и оздоровлением было охвачено всего 18,6% детей от общей численности, то в 2004 г. уже - 26,4%. [4, с.68] Социальная направленность детско-юношеского туризма прослеживается по социальной структуре детей, охваченных системой отдыха и оздоровления: в 2004 г. от общей численности отдохнувших 4% - дети-сироты, 1,5% - дети-инвалиды, 21,9% - дети из многодетных и неполных семей, 0,2% - дети беженцев и вынужденных переселенцев, 2,2% - дети безработных, 1,3% - дети, состоящие на учете в органах внутренних дел. Положительная динамика наблюдается в учреждениях дополнительного образования края с 2000 г. численность обучающихся возросла на 11,5% от общего числа учащихся края, а занятых туристско-краеведческой деятельностью относительно всех обучающихся в учреждениях дополнительного образования на 20,6%. [5, с.1]
Таким образом, можно сделать вывод, что детско-юношеский туризм составляет значительную долю в структуре дополнительного образования края. С каждым годом популярность туризма среди детей и молодежи растет, получают развитие новые виды, расширяется аудитория, а также география алтайских путешествий. Благодаря квалифицированным руководителям повышается уровень подготовки юных туристов, улучшаются результаты на региональных и всероссийских слетах и соревнованиях. Однако в этой сфере еще много проблем, которые требуют решения, следовательно, необходимы дальнейшие, более масштабные, исследования этого направления, которые позволят выявить тенденции развития, определить перспективы и разработать комплексную программу развития и совершенствования детско-юношеского туризма в Алтайском крае.
В последнее десятилетие в связи с нарастающей антропогенной нагрузкой во многих странах все более популярным становится экотуризм. Перспективными районами для развития такого вида туризма считаются слабонарушенные территории. К районам с хорошо сохранившейся природной средой относится Алтай. Особенно интересными здесь являются высокогорные и удаленные районы с плохой транспортной доступностью.
Проведенные исследования на Алтае говорят о невысоком уровне развития экологического туризма. Однако, растущий интерес к экотуризму становится фактором, который определяет его большие перспективы. Специалисты всех турфирм г. Барнаула встречались когда-либо с понятием "экотуризм". В связи с тем, что однозначного определения у "экотуризма" нет, каждый менеджер сферы туризма понимает этот вид туризма по - своему. Например, сотрудники турфирмы "Алтайская Одиссея" характеризует экологический туризм как туризм пеших и конных маршрутов, который направлен на уборку окружающей среды и проходит на особо охраняемых территориях, в заповедниках.
Представители фирмы "Спутник-Алтай" дают такое определение: "Это стремление в первую очередь к общению с природой, изучение природных объектов и явлений, отношения человека к природе". В компании "Вип-тур" считают, что экотуризм - это туризм без загрязнения окружающей среды.
В принципе, все они правы. Но, в связи с неопределенностью понятия, нельзя однозначно ответить на вопрос: "Кто занимается экотуризмом?".
Так, если считать, что экотуризм - это обычный вид туризма с активным способом передвижения, а приставка "эко" всего лишь ярлык слова экология, к чему стремятся практически все сознательные туристы, то можно с уверенностью сказать, что экотуризмом занимается каждая вторая турфирма, организующая отдых на природе. (Например, "Робинзон" проводит такие маршруты, как "Большое путешествие по Алтаю", "Таежною тропою", "К высокогорным озерам", "К Шавлинским озерам" и др.).
Если же считать, что экотуризм - это путешествия на уникальные природные территории, в заповедники, заказники, то можно сделать вывод, что таким туризмом мало кто занимается (в Барнауле этим видом туризма занимаются такие турфирмы, как "Алтайская Одиссея", которая разработала экомаршрут "Слушая небеса", "Млечный путь").
Целью экологического туризма является не только удовлетворение духовных и эмоциональных потребностей туристов, но и экологическое воспитание, просвещение людей, туризм должен быть направлен во благо природе и не во вред местному населению, живущему в местах проведения турмаршрутов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5