Выполнение: Стоя у переднего края тумбы:
– Сделав шаг спрыгнуть с тумбы на пол.
– Приземлившись на пол, на одну ногу, сразу же, максимально мощно выпрыгнуть вверх.
– Приземлиться на ту же ногу.
Примечание: Приземление на пол должно быть мягким, выпрыгнуть как можно быстрее.
11. ВЫПРЫГИВАНИЕ ИЗ ГЛУБИНЫ (С мячом): ИВ
Выполнение: Стоя у переднего края тумбы, удерживая мяч перед собой двумя руками:
– Приземлившись на пол, на две ноги, сразу же, максимально мощно выпрыгнуть вверх и вперед, распрямляя руки и вынося мяч вверх.
Стараться коснуться щита или кольца, или пытаться забить мяч в кольцо в прыжке или сверху (если позволяет рост).
Примечание: Приземление на пол должно быть мягким.
БЛОК 4: Упражнения для улучшения работы ног (при игре в защите)
1. Боковое перемещение: ИС
Выполнение: Стоя на полу сбоку от тумбы, поставить ближнюю ногу на середину тумбы. Руки в положении готовности к игре в защите:
– Слегка оттолкнувшись от поверхности тумбы, быстро перенести вес тела поперек, к другой стороне тумбы, сохраняя центр тяжести как можно ниже.
– При приземлении обе ноги должны коснуться поверхности одновременно, т.е. на пол и на тумбу ноги должны приземлиться одновременно.
– Продолжить перемещение в противоположную сторону.
Примечание: Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз. Приземление на тумбу должно быть мягким. Необходимо визуально контролировать место приземления.
2. Боковое напрыгивание: ИС
Выполнение: Стоя на тумбе близко от края, ноги на ширине плеч, ступни параллельны. Немного согнуть ноги в коленях и руки в локтях.
– Спрыгнуть с тумбы в бок.
– Коснувшись пола, тот час же мощно выпрыгнуть вверх, в исходное положение.
Примечание: Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз. Приземление на тумбу должно быть мягким. Стараться чтобы пятки не касались поверхностей. Необходимо визуально контролировать место приземления.
3. Бросок в прыжке: ИВ (из глубины)
Выполнение: Партнер, с мячом занимает позицию между кольцом и тумбой.
– Стоя на полу перед тумбой лицом к кольцу.
– Немного согнуть ноги в коленях и руки в локтях.
– Выпрыгнуть с двух ног, приземлиться на тумбу и сразу же спрыгнуть вниз на другую сторону тумбы.
– Партнер должен отдать пас игроку в промежутке между началом первого прыжка и до приземления его на другой стороне тумбы.
– Коснувшись пола, тот час же мощно выпрыгнуть вверх и произвести бросок в прыжке.
Примечание: Приземление должно быть мягким, а выпрыгивание взрывным. Пока партнер подбирает мяч, игрок снова занимает позицию.
Эффективность экспериментальной методики выявлялась в ходе педагогического эксперимента, результаты которого описаны в ходе следующего раздела работы.
3.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов
Педагогические наблюдения, проводившиеся в ходе соревнований, позволили получить показатели, характеризующие соотношение игровых действий, совершаемых баскетболистами (девушками и юношами) на месте, в движении и в прыжке в среднем за игру. Полученные данные наглядно свидетельствуют о преимущественном вкладе действий, выполняемых в прыжке, в соревновательную деятельность.
Так, из всех бросков, выполняемых баскетболистами, 57 % - девушки и 81 % - юноши производят в прыжке. Броски мяча в движении осуществляются, главным образом, в прыжке при отталкивании одной ногой и составляют 28,4 %. Только незначительная часть бросков выполняется с места. У девушек на долю дальних бросков приходится 14,6 %.
Для девушек характерным является выполнение дальних статических бросков, тогда как юноши эти же броски выполняют в прыжке.
Такие технические приемы, как добивание и подбор мяча, баскетболистами производятся в прыжке, и их вклад соответственно составляет 85 % и 79 % у девушек, 96 % и 93 % у юношей. На долю действий, выполняемых с места и в движении, приходится 15 % и 21 % у девушек, а у юношей всего 4 % и 7 %.
Необходимо отметить, что у девушек, по сравнению с теми же показателями у юношей, преимущество игровых действий, выполняемых в прыжке, несколько ниже. Наибольшие различия наблюдаются при выполнении бросков мяча в прыжке, перехватов мяча и отбивания бросков.
Некоторые различия, отмеченные в соотношении игровых действий у девушек и у юношей, на наш взгляд, связаны с недостаточной специальной прыжковой подготовленностью баскетболисток, а также с неумением реализовывать ими уже достигнутого уровня развития прыгучести в соревновательной деятельности.
Анализ научно-методической литературы показал, что данные о количественных показателях выполнения технических приемов и их эффективности, в основном, касаются баскетболистов или квалифицированных баскетболисток.
В связи с этим, в процессе проведения дальнейших наблюдений нами были определены количественные показатели технических приемов, совершаемых юными спортсменками в прыжке, при выполнении соответствующей игровой функции.
Полученные результаты показывают, что в зависимости от игрового амплуа количество технических действий, структурно связанных с проявлением прыгучести, имеет некоторые различия. Наибольшее количество прыжков совершает центровые игроки – в среднем за игру 43 прыжков, нападающие – 41 и защитницы – 20.
Решение вопроса, связанного с определением количества и эффективности бросков мяча в прыжке в зависимости от координационной сложности, предусматривало соответствующую запись игровых действий.
Под координационной сложностью нами подразумевалась способность к управлению прыжковыми движениями в игровых условиях, которые предполагают активное противодействие соперника, использование обманных движений, изменение направления отталкивания.
В зависимости от координационной сложности, баскетболистки в среднем за игру выполняют 5,3 % бросков мяча после отталкивания одной ногой (П-1) и 29,9 % с отталкиванием двумя ногами (П-2) без применения элементов управления прыжковым движением. Броски мяча, выполняемые с элементами управления прыжковыми движениями, соответственно составили 26,3 % после отталкивания одной ногой (С-1) и 38,5 % двумя ногами (С-2).
Наибольшее количество бросков совершается спортсменками после отталкивания двумя ногами, на их долю приходится 68,4 %.
Определение эффективности рассматриваемых бросков показало, что наилучшего процента попадания баскетболистки достигли при выполнении бросков мяча в движении после отталкивания одной ногой без сопротивления защитника и использования обманных движений (П-1) – 66,6 %.
При выполнении бросков с включением в прыжковое движение элементов управления и в зависимости от игровой ситуации несколько снижается точность попадания, так эффективность бросков мяча, обозначенных С-1, составляет 53,3 % , а С-2 – 45,5 %.
Полученные данные свидетельствуют о том, что со средней дистанции баскетболистки все броски совершают в прыжке. Причем эффективность попадания с использованием элементов управления движением значительно выше, чем при более простом способе и условии выполнения броска в прыжке, и соответственно равны 42 и 24 процента.
Обобщая результаты исследования можно констатировать, что старшие школьники, обладая достаточным уровнем прыгучести, не всегда способны управлять прыжковыми движениями в сложных игровых условиях, особенно при непосредственном контакте с соперником.
Хотя мы произвели дифференцирование бросков по координационной сложности, необходимо отметить, что девушки крайне редко выполняют броски и другие технические действия, структурно связанные с проявлением прыгучести, с использованием изменения направления отталкивания, темпа и ритма движения в зависимости от различных игровых ситуаций.
Основной вклад приходится на долю бросков, выполняемых с использованием обманных движений, при непосредственном обыгрывании соперника.
В настоящее время в условиях жесткой защиты со стороны противника выполнение всех технических действий без применения обманных движений и без умения управлять своими движениями в сложных игровых ситуациях не приносит положительных результатов. Как правило, выигрывает команда, обладающая игроками способными обыграть соперника один на один, используя при этом широкий диапазон технических приемов в сочетании с умелым управлением быстротой и высотой, темпом и ритмом прыжковых движений.
Основной задачей педагогического эксперимента явилось выявление эффективности разработанной методики развития прыгучести у баскетболисток 15 – 16 лет.
Исследования проводились на базе СОШ № 55 г. и СОШ № 37 г. Воронежа. В экспериментальной группе (СОШ № 55, n = 14) учебно-тренировочный процесс проводился с внедрением, разработанной нами методикой. Эффективность разработанной нами методики осуществлялось путем сравнения результатов исследования с контрольной группой (СОШ №37, n = 15), где секционные занятия по баскетболу проводились по общепринятой методике. Результаты исследования представлены в таблице (табл. 1).
Таблица 1. Показатели прыгучести баскетболисток 15 –16 лет до и после педагогического эксперимента
Группа
Выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками, см
Выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой, см
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см
Выпрыгивание из приседа на одной ноге, см
До
эксп.
После
Экспериментальная
41,9
±1,9
42,7
±1,5
53,2
±2,9
55,9
±2,4
179,6 ±3,4
182,9
±3,1
20,2
±1,8
21,3
±1,1
Контрольная
40,8
±1,6
41,3
±1,4
53,9
±3,3
54,1
178,9
±2,8
180,3
±2,5
20,1,±1,4
20,6
Коэффициент
корреляции (P(t))
< 0,05
Для более наглядного восприятия результатов исследования, нами вычислен прирост показателей прыгучести в экспериментальной и контрольной группе в процентах. Результаты вычислений представлены в таблице 2.
Таблица 2. Динамика прироста уровня развития прыгучести баскетболисток 15 – 16 лет в экспериментальной и контрольной группах в процессе педагогического эксперимента
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9