В Петербургском архиве кинофотофонодокументов находится огромное количество фотографий тех лет. Среди них – три изображения «лошади столетия» Крепыша под управлением наездника В.Яковлева. Автор этих снимков – не менее известный К.Булла, единственный из фотографов, удостоенный в России памятника, который находится в Санкт-Петербурге. На другой фотографии – лучший российский наездник, американец Вильям Кейтон. Из всех работавших в России наездников Кейтоны без сомнения были самыми выдающимися. Франк Кейтон появился в России в 90-е годы вместе с двумя сыновьями – Вильямом и Самуилом. Вильяму тогда было восемнадцать, а Самуилу пять лет. Франк Кейтон работал у видных коннозаводчиков того времени, ездил на многих выводных и метисных жеребцах, прославился он и как наставник. Однако слава Вильяма Кейтона затмила славу отца. Современников поражало, как его умение подготовить лошадь к призу, так и с блеском проехать его.
3.4 Возникновение тотализатора
Особенно оживилось ипподромное дело после введения тотализатора. Количество ипподромов возросло с 24 до 59. Скачки в 1880 году проходили только в 7 пунктах, а к 1884 году – уже в 13 городах.
Вообще это азартное новшество впервые появилось на ипподроме в Царском Селе еще в 1876 году по инициативе Царскосельского скакового общества и, в частности, графа А.Н.Нирода. Интересно, что первый билет изволила купить тогдашняя супруга наследника-цесаревича, будущая вдовствующая императрица Мария Федоровна. Введение тотализатора разом подняло призовое коневодство России на новый уровень, хотя были у новшества и противники. Однако благодаря тотализатору резко увеличились доходы ипподромов и беговых обществ, значительно возросли призовые суммы, поднялся уровень призового коневодства в целом. Значение столичных ипподромов возросло: именно в Москве и Петербурге разыгрывались наиболее ценные призы и именно здесь бежали резвейшие лошади. А доходы от тотализатора непрерывно возрастали. Так, если в 1885 году на ипподроме Императорского Санкт-Петербургского общества поощрения рысистого коннозаводства доход от тотализатора составил 35 тысяч рублей, то в 1899 году он перевалил за 700 тысяч.
3.5 В заключении о скачках
Несмотря на растущую популярность скачек в России и то, как стремительно они развивались, существовало множество проблем, и Россия отставала в этих видах спорта от Запада. Хотя и вторая (после самой Англии) племенная книга чистокровных верховых лошадей появилась именно в России.
Вот как оценивал скаковое дело в России того времени в сравнении с Западом большой знаток лошадей, автор «Книги о лошади», князь С.П. Урусов: «…Заканчивая о выдержке скаковой лошади, считаем нелишним высказать несколько пожеланий в интересах упорядочения нашего скакового дела, все еще находящегося в младенческом состоянии и чрезвычайно нуждающегося в улучшении. Русской скаковой лошади не существует, без постоянного освежения крови мы обойтись не можем, и такая зависимость от иностранного коннозаводства наводит на размышления…На скачки следует смотреть как на экзамен для лошади, как на главнейший стимул процветания коннозаводства, а потому само собой понятно, насколько важно, чтобы экзамен этот проводился правильно, так как только в этом случае можно ожидать того результата, для достижения которого установлены публичные испытания… »
4. Первые пробеги в России
В России с ее огромными просторами широкой популярность пользовались разнообразные пробеги на большие расстояния.
Они стали проводиться значительно раньше многоборья, конкуров-иппиков и многих других видов соревнований. С древних времен в них ставилась задача выявить предельную возможность лошади «на скорость и дальность», а также подготовку всадника. Таким образом, конные пробеги совершались, прежде всего, из чисто практической, а в большинстве случаев, военной необходимости.
Проводиться со спортивными целями и делиться на дистанционарные, резвостные, суточные многодневные и т.д. они стали сравнительно недавно. Летопись конных пробегов в России можно начать с 1889 года, когда спортсмен-кавалерист корнет Бугского драгунского полка Михаил Васильевич Асеев «о-дву-конь» (с лошадью в заводу по туркменскому обычаю), на строевых лошадях Диана и Влага, совершил переход из г. Дубны в Париж. В общей сложности лошади находились в пути 339 часов 45 минут. По прибытии в Париж Асеев с двумя его лошадьми стал участником-экспонентом проходившей в то время в Париже Всемирной выставки, где было высказано немало восторгов по поводу совершенного им пробега и высоких качеств русской ремонтной лошади. Таким образом, пробег, совершенный Михаилом Асеевым по личной инициативе, во время отпуска и на личные средства, приобрел значимость мероприятия, получившего международную известность. В истории отечественного конного спорта совершенный Асеевым пробег примечателен тем, что с него по существу ведет начало появление любителей конного спорта России за рубежом. Очень популярны в начале века были конные пробеги на 100 верст. Российский рекорд составлял 4 часа 26 минут.
5. История возникновения тройки, состязания троек
Русская упряжка уникальна. Нигде в мире больше не встретишь деревянную дугу. А русская тройка! Мало того, что все три лошади смотрят в разные стороны, они еще и бегут разными аллюрами. А ведь существовала еще парная дуговая упряжка - сегодня ее увидишь разве только на старинных картинах. Исконно русская упряжка - лошадка в оглоблях с дугой или борзая тройка - аллегорический символ России. Считается, что русская душа, русская удаль, русский характер живут и продолжаются в этой русской запряжке.
Немало времени прошло, прежде чем гениальное изобретение древних китайцев - хомут - проникло на просторы Восточно-европейской равнины. Археологи, однако, утверждают, что предки новгородцев пользовались сим полезнейшим предметом уже в VII веке нашей эры. Приделав к хомуту сыромятные петли-гужи и пристроив с их помощью между хомутом и оглоблями деревянную пружину-дугу, они нашли способ сохранить плечи своих лошадей и получили упряжку на все случаи жизни, ведь русская упряжь в каком-то смысле - порождение второй из известных проблем нашего отечества, плохих дорог, не зря она появилась именно в лесной зоне России. Она прекрасно приспособлена для езды по ухабам, глубокой грязи, снежным заносам. Русская упряжь очень рациональна, в ней нет ни одной лишней детали.
На Руси была своя, оглобельная парная упряжка, и в свое время она была весьма популярна. Необходимость в парной упряжке сначала возникла в крестьянском хозяйстве для пахоты. Одна лошадь свободно тянула соху и даже более тяжелую косулю. Однако для плуга, самого совершенного пахотного орудия, тяги одной лошади оказалось недостаточно.
Вслед за сельскохозяйственной парной упряжкой появилась и ездовая, известная по крайней мере с самого начала XVIII века. Такая несимметричная упряжка получила название "пара "на отлет". Она быстро приобрела популярность в России, так как оказалась одновременно резвой и эффектной. Такие щегольские упряжки стали особенно популярными с 20-х годов XIX века.
В крестьянском обиходе гарная упряжка "на отлет" также была широко распространена, причем в двух вариантах: рабочем и выездном (полуямском). На парах "на отлет" ездили почта, в полиция, извозчики, пожарные, помещики.
До XVII века включительно в России ездили на одноконных упряжках или же запрягали несколько лошадей гуськом - в последнем случае передняя лошадь "работала бульдозером", прокладывая всей упряжке путь по сугробам. В начале XVIII века, когда дороги стали пошире, начали запрягать пару и тройку в ряд. На первых порах упряжка из трех лошадей в ряд была весьма редким исключением из правил: но довольно быстро ее высокая скорость и выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость были оценены по достоинству. В последней трети XVIII - начале XIX века тройка была официально узаконена для перевозки курьеров и почты, а также пассажиров и грузов. Тройки влекли по широким дорогам сани, телеги, кибитки, тарантасы, иногда возки. Правда, в карету тройка никогда не запрягалась.
Настоящего расцвета и повсеместной популярности тройка достигла в первой половине XIX столетия. Олицетворявшая русскую удалую душу, широкую природу, она превратилась в своеобразный символ России. Иностранцы, испытавшие езду на тройке, единогласно утверждали, что нет более лихой и быстрой езды. Известен такой исторический анекдот. Как-то раз при Екатерине II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица решила удивить его скоростью, с которой ездили почтовые тройки. Велела найти самого лучшего ямщика и спросила: "Берешься отвезти высокого гостя в Москву за тридцать шесть часов?" "Довезу, матушка, - ответил ямщик. - Только не уверен, что довезу его душу". Даже дорога между двумя столицами до 1817 года была настоящим испытанием для путешественника. Обычно это расстояние проезжали за двое-трое суток. Тройка - единственная в мире разноаллюрная упряжка.
Там где возникала скорость, там возникал и вечный спор: кто быстрее? Поэтому стали появляться и всегда вызывали к себе особое отношение состязания русских троек. В одном из отчетов об испытаниях вятских троек сообщается: «В 1852 году дистанцию шесть верст тройка крестьянина Локтева проскакала в 11 мин. 45 сек., что на версту составляет 1 мин. 57 1/2 сек.».
Любопытно, что иногда зрители принимали в состязаниях самое непосредственное участие. Летом 1841 года некий купец побился об заклад со своими друзьями, что на своей тройке доскачет до Павловска быстрее паровоза. В полдень паровоз с вагонами, битком наполненными зрителями, сделавшими ставки от 5 до 50 тысяч рублей, выехал из Петербурга. Каково же было разочарование спорщиков, когда, приехав в Царское Село на три минуты позднее поезда, купец отказался от дальнейшей борьбы. Тем не менее, «Северная пчела», следившая за «экспериментом», заметила на следующий день, что паровоз обычно этот переход делает на десять минут медленнее, чем в этот раз; стало быть, лошадь опередила паровоз!..» Испытания троек происходили и на ипподромах, но были не так популярны, как бега.
6. Конкур в России конца XIX века
Само по себе понятие «прыгать, сидя верхом на лошади, через препятствия было хорошо знакомо всаднику в ещё очень отдаленные времена. В полевых условиях ему часто приходилось встречать на своем пути различные естественные преграды, преодолеть которые лошадь могла только с помощью прыжка. Такое преодоление препятствий на протяжении многих веков происходило стихийно, так как теории прыжка, метода напрыгивания и системы подготовки всадника просто не существовало. Конкур оформился в вид спорта позднее всего.
В конце XIX в. в России стали проводить соревнования по преодолению препятствий (конкур-иппик). Первые соревнования подобного рода в России провелись в 1895 году. Развивая и совершенствуя методы подготовки конкурной лошади, русские спортсмены одними из первых включили в программу ее тренировки систематическое галопирование для отработки чистоты дыхания. Напрыгивание лошадей проводилось главным образом на корде и под всадником. Обращалось большое внимание на необходимость разнообразия видов препятствий. Уже в те годы, кроме одиночных препятствий ставились двойные системы и различные комбинированные препятствия. В России рекордные прыжки в высоту в 1898 году были выделены в особое соревнование и впервые проведены в Петербурге, в Михайловском манеже.
7. Первые спортивные победы русских конников на международной арене
Вторые Олимпийские игры в Париже в 1900 году, стали дебютом для всех конников, два конника было из России. Олимпийские игры не всегда складывались удачно для русских, к тому времени признанных конников. Зато, участвуя в крупнейших международных соревнованиях, наши конники одержали ряд замечательных побед.
- В 1910 году Г. Бертен в Лондоне выиграл «Канадский Кубок».
- В 1911 году Д. Эксе в личном первенстве стал обладателем Кубка Короля Георга V , а М. Плешков в Вене первенствовал в двух конкурах, там же А.Панчулидзе блистательно выиграл именитые призы – императорский и приз города Вены.
- Выигрыш К. Аваловым Ливерпульского стипл-чейза (Великобритания, 1912).
-Завоевание трижды командой русских кавалерийских офицеров (Павел и Александр Родзянко, М.Плешков, Д. Иваненко и Д. Эксе) "Золотого кубка короля Эдуарда" в состязаниях по преодолению препятствий (Лондон, 1912, 1913, 1914 года). Золотой кубок короля Эдуарда VII стоимостью 12500 франков – главный, самый почетный в то время приз в соревнованиях для офицеров по преодолению препятствий. После того, как кубок был выигран в третий раз, он был перевезен навсегда из Англии в Россию. Есть мнение, что этот успех русских конников в соревнованиях за рубежом во многом обязан тому, что они быстрей своих соперников освоили конкурную езду по методу Каприлли. Польский профессор В. Прусский в своей работе «Из истории конкур-иппика в России» пишет: «Победы русских кавалеристов в Лондоне стали венцом спортивных достижений русской конницы в довоенные 1889 – 1914 годы».
-Первый рекорд в высотном прыжке был установлен в 1914 году, когда в Варшаве чистокровный жеребец Кинг взял барьер высотой 2 м 05 см. Всероссийский рекорд 2 м 06 см принадлежит полукровному мерину «Ловкий барин», который в канун первой мировой войны, соревнуясь с лучшими лошадьми Европы, выиграл почетный «Кубок Вены»
Заключение
Конный спорт в России не носил массового характера. Он был либо чисто военным спортом, либо спортом состоятельных штатских любителей и коннозаводчиков. Принимавшие в конных соревнованиях офицеры имели, как правило, собственных лошадей. Они занимались скачками, выездкой, конкурами, конными пробегами, парфорсными охотами; рядовой состав – джигитовкой, владением холодным оружием и вольтижировкой. Таким образом, мы видим, что в России конца XIX начала XX вв. уже появились практически все направления конного спорта, которые мы видим в наше время.
Центром развития конного спорта в России явились главным образом крупные города, в первую очередь Петербург и Москва. В остальных районах страны конный спорт проявлялся в своих местных или национальных формах. Необходимо отметить, что в дореволюционной России было немало спортсменов-конников очень высокого класса: С.Л. Носович (автор популярного в свое время труда «Современная езда, скачка и тренировка»), неоднократный участник и победитель Красносельского стипль-чеза; Иваненко, Плешков, Эксе, Родзянко (конкуристы, прославившие русский конный спорт за рубежем).
Какое место в жизни российского общества занимала верховая езда и конный спорт, легко понять, заглянув в красочное издание журнала «Вестник русской конницы» за 1910-1914 годы. Приведенные в нем сведения о тысячеверстном верховом переходе поручика Ф.И. Шикуца и корнета В.И. Микулина, о победе поручика В.Н. Панчулидзиева в соревнованиях в Вене в 1914 году, сообщения о прошедшей в августе 1910 года Всероссийской конной выставке и Всероссийском съезде коннозаводчиков в Москве свидетельствовали об огромном интересе публике к этому виду спортивных занятий и развлечений.
Список литературы
1. А. Ганулич. Возьмемся за гуж. // Конный мир, № 2, 2003.
2. Жизнерадостные люди: Повести и рассказы русских писателей о потешных забавах, играх и развлечениях/Сост. Зиберов Д.А. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 432 с.
3. Н. Кривошеин. Лебедянское скаковое общество// Конный мир, № 9, 2006, с. 54.
4. Мясоедова И.Е., Соболева О.О. Теоретико-методологические основы современного конного спорта (сборник лекций). – Малаховка: МГАФК, 200 г. 134 с.
5. Спорт наших дедов: историко-документальное издание. – СПб.: Лики России, 2002. – 320 с.
6. В. Степановская. Невские забавы// Конный мир, № 4, 2003.
7. Урусов С.П. Книга о лошади. Настольная книга коннозаводчика, коневода, коневладельца и любителя лошади. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. 1020 с.
8. Молодежный спортивный портал http://sport.kharkov.ua/horse-sport/horse_sport_2.php
9. Сайт журнала «Конный мир», http://www.horseworld.ru/
Страницы: 1, 2, 3