Рефераты. Развитие клинической медицины Нового времени

Развитие клинической медицины Нового времени

Реферат

 

 

 

Развитие клинической медицины Нового времени

 

 

 

 

 

 

Историко-медицинские источники

Письменные (труды ученых, мед. документация), вещественные (мед. оборудование, инструменты, предметы ухода, наградные знаки и др.), фотодокументы (фотографии врачей и пациентов, мед. манипуляций, операций в процессе выполнения).

Медицинское образование

Высшие учебные заведения, клиники при университетах. Госпитальные школы. В России – первая мед. библиотека (1756).

Этиология и патогенез

Шлейден и Шванн: клеточная теория. Мендель: учение о наследственности.

Теория Дядьковского: этиология – нарушение целостности организма и природы, нарушение иннервации. Теория Сиденгама: этиология - острые болезни «от Бога», хронические – «от нас самих»; патогенез – «болезнь – усилие природы восстановить здоровье путем удаления болезнетворного начала». В психиатрии – теории «психиков» и «соматиков».


Методы диагностики и исследования

Опрос. Осмотр. Ощупывание. Уриноскопия. Аускультация. Новое: Термометры Фаренгейта, Реомюра, Цельсия. Перкуссия (Ауэнбруггер, Корвизар). Посредственная аускультация (Лаэннек). Поср. перкуссия с пом. плессиметра (Пьори). Глубокая методическая скользящая пальпация (Образцов). Рентгенологические методы.


Методы лечения

Терапевтическое (эксперимент. терапия). Фармакологическое (клинич. фармакология). Прививка против чумы (Самойлович). Хирургическое: новые методы, военно-полевая хирургия. Введение эфирного наркоза (Пирогов). Привлечение сестер милосердия. Широкое распространение антисептики и асептики. Полостные операции (Пеан, Бильрот). Инструментальная остановка кровотечения. Переливание крови.


Профилактика, санитарное благоустройство

Профилактика инфекций, школьная гигиена. Карантинные дома. Сжигание зданий после карантина. Комиссии по предупреждению и лечению инфекционных заболеваний. Санитарное просвещение населения. Государственная организация противоэпидемических мероприятий. Окуривание зараженных предметов.

Развитие гигиены: научная, экспериментальная и общественная гигиена.

Место оказания медицинской помощи

На дому. Земские лечебницы. Больницы, госпитали. Клинический городок в Москве.

Выдающиеся врачи

М.И. Шеин, К.И. Щепин, А.П. Протасов (анатомы). А.М. Шумлянский («О строении почек»), И.В. Буяльский, П.Ф. Лесгафт. Биша, Пуркинье, Догель (гистология). Грааф, Ковалевский, Вольф, Бэр (эмбриология). Георг-Эрнст фон Шталь (теория флогистона). Самуэль Ганеманн. Г. Бурхааве. Н.Л. Бидлоо (высшее мед. образование в России, «Зерцало анатомии», «Сокровище медико-практических лекций»). Петр Кондоиди (реформа мед. образования). С.Г. Зыбелин (преподавание теорет. медицины, вопросы гигиены и общественной медицины). Р. Лаэннек (поср. аускультация, описание туберкулеза, портального цирроза печени и др.). М.Я. Мудров (развитие военной гигиены, деонтологии, учения о единстве и целостности организма). С.П. Боткин (описание клинич. картины ряда заболеваний, развитие экспериментальной терапии, клинич. фармакологии, теории нервизма). В.П. Образцов (иссл. ССС и ЖКТ, глубокая методическая скользящая пальпация органов брюшной полости, непоср. перкуссия органов одним пальцем, прижизненная диагностика инфаркта миокарда). Н.П. Суслова, В.А. Кашеварова-Руднева. А.Ф. Шафонский, Д.С. Самойлович (борьба с эпидемией чумы). Р. Кох (бактериология). Т. Сиденгам (детские болезни). У. Кадоган, Г. Армстронг, М. Андервуд, С.Ф. Хатовицкий, Н.П. Гундобин, Н.Ф. Филатов (педиатрия). Ф. Морисо, А. Левре, В.М. Рихтер, Н.М. Максимович-Амбодик (акушерство и гинекология), Ф. Пинель, Дж. Конолли, С.С. Корсаков (психиатрия). Г. Вольф, К. Ландштейнер, Ян Янский (учение о переливании крови). Л. Гейстер, Д.Ж. Ларрей, Ж.Л. Пти, Дж. Гунтер, Е.О. Мухин, Н.И. Пирогов (развитие научной и военно-полевой хирургии). Дж. Листер (антисептика), Э. Бергманн (асептика), Т. Бильрот (хирургия ЖКТ), Т. Кохер (абдоминальная хирургия, травматология). Н.В. Склифософский (травматология – «русский замок», военно-полевая хирургия). Ф. Дюбрель, П. Фошар, А.М. Соболев, И. Лузгин, Ф.И. Важинский, И.М. Коварский (стоматология). Б. Рамаццини (основоположник профессиональной патологии и гигиены труда). Дж. Саймон (основоположник общественной гигиены). М. Петтенкофер (основоположник экспериментальной гигиены). А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман (возникновение научной гигиены).


Характерные черты медицины

Становление гистологии, микробиологии, патологической анатомии, физиологии, эмбриологии, их интеграция с медициной.

Функциональное клинико-экспериментальное направление в отечественной медицине (Боткин).

Развитие земской медицины в России.

Высшее медицинское женское образование.

Дифференциация медицинских дисциплин: инфекционные болезни, дерматология и венерология, педиатрия, психиатрия, неврология и др.).

Создано Международное общество Красного Креста и отдельные общества в государствах.

Формирование гигиены как науки, возникает общественная (социальная) медицина.




Определяющее влияние на развитие диалектических взглядов на природу и медицину периода Нового времени оказали великие естественно-научные открытия конца XVII – первой половины XIX в. Среди них важнейшее значение имеют: Теория клеточного строения живых организмов, закон сохранения энергии, эволюционное учение. На их основе плодотворно развивались и медицинские науки, такие как, общая биология и генетика, анатомия, гистология, эмбриология, общая патология, микробиология.


Микробиология как наука о микроорганизмах, их строении и жизнедеятельности, а также изменениях, вызываемых ими в организмах людей, животных, растений и неживой природе, возникла во второй половине XIX века. В истории микробиологии выделяют два основных периода: эмпирический (до второй половины XIX в.) и экспериментальный, начало которого связано с деятельностью Л. Пастера.


Эмпирический период. Классическим примером успешного эмпирического исследования является история оспопрививания. Борьба с оспой — выдающаяся глава в истории человечества.


Клинику натуральной оспы изучали Т.Сиденхам, Дж. Фракасторо, И. Meркуриалис (который в 1584 г. впервые заговорил о специфичности оспы). Еще древности, желая защититься от этого опасного заболевания, жители разных континентов пришли к идее предохранительного самозаражения оспой, т.е. «оспопрививанию», которое известно в истории науки под названием инокуляция (лат. inoculatio — искусственное заражение; от лат. inoculare — пересаживать), или, что равнозначно, вариоляция (лат. variolatio, от лат. названия оспы - variola).


В Китае прививка против оспы известна с XI в. до н. э. Ее проводили посредством кусочка материи, пропитанного содержимым оспенных пустул, который вкладывали в нос здоровому ребенку. Существовал и другой — «сухой способ «посеять оспу», когда в нос закладывали сухие оспенные корочки завернутые в материю. Более того, еще в древности китайцы умели ослаблю «оспенный яд» на пару, а также сохранять оспенный материал в закупоренных воском фарфоровых сосудах. В таком виде оспопрививание в Китае сохраняли до XVIII в. Из Китая метод инокуляции перешел в Индию, страны Малой Азии, Египет, на Кавказ.


В России предохранительные меры против оспы были известны задолго до открытия Дженнера. Так, крестьяне Казанской губернии растирали оспенные струпья в порошок, вдыхали его, а затем парились в бане. Как правило, после искусственного заражения заболевание оспой проходило в легкой форме. Со временем оспопрививание стали делать «с руки на руку», что значительно снижало возможность заражения тяжелой формой заболевания (так как ослабляло вирус оспы). В печати стали появляться научные публикации по инокуляции. По примеру Англии инокуляция стала широко распространяться в странах Западной Европы и США. В России инокуляция вошла в практику в середине XVIII в. — сначала в Дерпте (1756 г.), а затем и в других городах Империи.


Однако вариоляция не гарантировала длительной и полноценной защиты от оспы. Уже через несколько лет некоторые из числа привитых стали заболевать натуральной оспой (и нередко со смертельным исходом). Врачи вели широкую полемику о положительных и отрицательных сторонах инокуляции. Решение проблемы пришло только в 1796 г., когда Эдвард Дженнер открыл метод вакцинации (лат. vaccinatio; от vacca — корова).


Эдвард Дженнер (1749—1823 гг.) — английский врач графства Глостершир, ученик Дж.Хантера, основоположник вакцинации (прививки коровьей оспы с целью предотвращения оспы натуральной). Идея прививки «оспы коров» возникла у молодого Дженнера в разговоре с пожилой дояркой, руки которой были покрыты кожными высыпаниями. На вопрос Дженнера, не больна ли она натуральной оспой, крестьянка ответил этой болезни этой у нее быть не может, поскольку она уже переболела оспой «коровьей». Прошло много лет, прежде чем Дженнер решился на эксперимент. Он провел его 14 мая 1796 г., привив восьмилетнему мальчику Джеймсу Фиппсу содержимое (лимфу) пустулы с руки крестьянки Сары Нельме, заразившейся коровьей оспой (рис. 182). Полтора месяца спустя (1 июля 1796 г.) Дженнер ввел Джеймсу лимфу из пустулы больного натуральной оспой — мальчик не заболел. Повторные попытки заразить мальчика оспой спустя несколько месяцев, а затем и пять лет, также не вызвали никаких симптомов заболевания — Джеймс Фиппс стал невосприимчивым к натуральной оспе. Повторив этот эксперимент 23 раза, Э. Дженнер в 1798 г. опубликовал статью «Исследование приичин и действий... коровьей оспы». Коровья оспа стала известна как «variolae vaccinae». Вскоре Дженнер нашел способ сохранения прививочного материала путем высушивания содержимого оспенных пустул и хранения его в стеклянной посуде. Упакованный таким образом сухой прививочный материал Дженнер пересылал в различные страны Европы (включая Россию), Азии и Америки. Судьба Эдварда Дженнера — редкий и счастливый пример признания его заслуг при жизни. Тем не менее долгое время широко бытовало скептическое отношение к методу вакцинации: невежды полагали, что после прививок коровьей оспы у пациентов вырастут рога, копыта и другие элементы анатомического строения коровы. Экспериментальный период. Э.Дженнер, придя к открытию вакцинации эмпирическим путем, не представлял (и на том этапе развития наук еще не мог представлять) механизм процессов, происходящих в организме после прививки. Эту тайну раскрыла новая наука — экспериментальная иммунология, основоположником которой стал Пастер.


Луи Пастер (1822—1895 гг., рис. 184) — выдающийся французский ученый, химик и микробиолог, основоположник научной микробиологии и иммунологии. Куриная холера стала первым инфекционным заболеванием, на модели которого Пастер впервые сделал экспериментально обоснованный вывод: «первое заболевание предохраняет от последующего». Отсутствие рецидива инфекционной болезни после прививки он определил как «иммунитет» (лат. immunitas — освобождение от чего-либо).

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.