Основной формой реализации программы является учебно-тренировочное занятие. Каждое занятие должно обеспечить развитие личности ребенка
Основными средствами гимнастики являются преимущественно разработанные формы движений аналитического характера. Лишь небольшая часть упражнений заимствована непосредственно из жизненной практики. Но и эти упражнения по своей структуре часто существенно отличаются от естественных движений человека.
Важно подчеркнуть, что основные средства гимнастики, представляющие собой совокупность разнообразных искусственно созданных форм движений, применяются для совершенствования естественных, жизненно важных двигательных способностей человека, необходимых ему в повседневной жизни, в трудовой и военной деятельности. С помощью гимнастических упражнений формируют многие необходимые в жизни двигательные навыки и умения, совершенствуют школу движений, развивают основные двигательные качества (силу, гибкость, ловкость, быстроту, различные виды выносливости), исправляют дефекты осанки, восстанавливают утраченную дееспособность двигательного аппарата.
Арсенал средств гимнастики формирую постепенно, по мере накопления научных знаний, расширявших представление о строении и функциях организма, о возможностях управления процессом развития двигательных способностей человека. Содержание гимнастики пополняется и уточняется непрерывно. Новые достижения в теории и методике физического воспитания применяю для повышения эффективности занятий гимнастикой с учащимися различного возраста.
В арсенал средств гимнастики входят все анатомически возможные движения от элементарных односуставных сгибаний и разгибаний до сложнейших по координации двигательных действий, выполнение которых требует высокого уровня развития основных двигательных качеств.
Для гимнастики использую следующие группы упражнений:
1. Общеразвивающие упражнения. Их применяю для разносторонней физической подготовки, расширения функциональных возможностей организма, формирования правильной осанки. Общеразвивающие упражнения учащиеся выполняют без предметов, с предметами (палками, скакалками, гантелями, набивными мячами и др.) и на снарядах (обычно применяю снаряды, на которых могут выполнять упражнения несколько человек одновременно,— гимнастическая стенка, скамейка).
2. Упражнения на гимнастических снарядах — перекладине, брусьях (параллельных и разной высоты), кольцах, коне с ручками, гимнастическом бревне. Эти упражнения составляют основное содержание спортивной гимнастики. Их применяю также для общей и специальной физической подготовки.
3. Вольные упражнения - сочетание собственно вольных, акробатических и хореографических упражнений. В женские вольные упражнения включаю также элементы художественной гимнастики. Вольные упражнения являются одним из наиболее эффективных средств формирования школы движений. Их выполняют без предметов и с различными предметами—палками, скакалками, лентами, обручами и др. (в учебных целях и во время массовых гимнастических выступлений).
4. Акробатические упражнения, объединяющие акробатические прыжки и статические акробатические упражнения. Они широко применяются в спортивной гимнастике и служат эффективным средством развития ловкости и тренировки вестибулярной устойчивости.
5. Прыжки (простые и опорные), применяются в самых разнообразных целях. С их помощью развиваются многие важные качества (ловкость, прыгучесть, функцию равновесия и др.) и формируются спортивные и прикладные навыки.
6. Строевые упражнения, содействующие воспитанию организованности и дисциплины. Они приучают к совместным организованным действиям, способствуют формированию правильной осанки. Обучают строевым упражнениям в соответствии с требованиями Строевого устава Вооруженных Сил.
7. Прикладные упражнения, объединяющие естественные, жизненно необходимые виды движений, такие, как ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, переползание, преодоление препятствий, упражнения в равновесии на уменьшенной площади опоры, переноска груза.
8. Упражнения художественной гимнастики. Применяются они главным образов в занятиях с девочками. Эти упражнения служат средством воспитания пластичности, непринужденности и выразительности движений.
Кроме того, на занятиях гимнастикой широко применяю разнообразные подвижные игры, во время которых совершенствуются и закрепляются многие важные навыки и умения, выработанные ранее у занимающихся с помощью гимнастических упражнений. Подвижные игры повышают эмоциональность урока гимнастики, тонизируют учеников. Особенно велика их роль при проведении занятий с детьми и подростками.
Обилие и специфика средств обусловливают методические особенности гимнастики, среди которых наиболее характерными являются следующие:
1. Использование большого количества различных движений, с помощью которых возможно разносторонне воздействовать на развитие функций организма. Занятия гимнастикой исключают специализацию в каком-то узком круге движений, связанную с овладением небольшим числом двигательных навыков и умений и ограничивающую сферу воздействия физических упражнений на организм занимающихся.
2. Возможность относительно локально воздействовать на различные звенья двигательного аппарата и системы организма. С помощью гимнастических упражнений можно избирательно развивать силу отдельных мышц и мышечных групп, увеличивать подвижность в различных суставах, совершенствовать функции дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем организма, благотворно влиять на обменные процессы, тренировать вестибулярный аппарат и т.д.
3. Возможность весьма точно регулировать нагрузки и строго регламентировать педагогический процесс. Применяя различные методические приемы, можно варьировать нагрузку в широком диапазоне—от минимальной до максимальной. Дозирование нагрузки осуществляется путем изменения темпа и амплитуды движений, применения отягощений, изменения условий выполнения упражнения, увеличения или уменьшения количества повторений, изменения последовательности выполнения упражнений и др. Возможность точно регулировать нагрузку создает самые благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода к занимающимся. Индивидуальный подход, плановость и системность в наращивании нагрузок облегчается еще и тем, что занятиям гимнастикой свойствен строгий порядок, дисциплина и четкая организация учебно-тренировочного процесса.
4. Возможность применения одних и тех же гимнастических упражнений в различных целях. Это достигается разнообразными методическими приемами (различное методическое оформление упражнений). Например, прыжки могут применяться для укрепления мышц и связок ног, развития прыгучести, совершенствования координации движений, развития функции равновесия, тренировки выносливости (многоскоки), для обучения прикладным и спортивным навыкам, воспитания смелости и решительности и др.
5. Возможность эффективно влиять на эстетическое воспитание занимающихся. Требования гимнастики в совершенстве владеть формой движений, стремиться к изяществу, пластичности и выразительности, быть красиво сложенным, уметь сочетать движения с музыкой оказывают существенное влияние на формирование эстетического вкуса у занимающихся. Большое эстетическое воздействие оказывают массовые гимнастические выступления и спортивные соревнования по гимнастике.
Техническое оснащение занятий.
Эффективность занятий гимнастикой в значительной мере зависит от качества гимнастического инвентаря и оборудования. Форма и размеры основных гимнастических снарядов стандартизированы. С развитием гимнастики снаряды и инвентарь совершенствуются.
Бревно гимнастическое, брусья, брусья разной высоты, гантели, дорожка (мат) акробатическая, дорожка резиновая, зал гимнастический, Лестницы различных модификаций, тоннели, лабиринты, канат для лазания, канат для перетягивания, кольца гимнастические, козел гимнастический, конь гимнастический, лента для упражнений художественной гимнастики, мат гимнастический, мостик гимнастический, мяч набивной, обруч гимнастический, перекладина, площадка для прыжков с высоты, скакалка, скамейка гимнастическая, стенка гимнастическая, шест, эспандер, сектор для прыжковой акробатики и опорных прыжков, дорожка для акробатики и вольных упражнений, гимнастическая перекладина (разборная), специальная перекладина для девочек, универсальный снаряд для отработки акробатических упражнений, каскады перекладин, специальная наклонная, горизонтальная, вертикальная лестничная система.
Все системы разработаны и приготовлены для развития физических качеств учащихся.
Новизна – в управлении процессом двигательной подготовки большого количества человек с учетом их функциональных и возрастных особенностей.
Отличие от традиционных форм использование круговой тренировки с применением нестандартного оборудования состоит в направленности мышечной работы на воспитание двигательного качества в одном занятии.
Результативность включает в себя динамику улучшения работоспособности организма ребенка, в освобождении от закомплексованности при выполнении каких-либо упражнений двигательного характера, зависящих от индивидуальных качеств личности, в умении выполнять все требуемые по гимнастике в объеме школьной программы задания. (2006г – II общекомандное место в финальных соревнованиях 48 областной спартакиады школьников по спортивной гимнастике; Митюшин Александр ученик 9 класса- абсолютный чемпион области по спортивной гимнастике).
В целях расширения возможностей учащихся по построению индивидуальных образовательных программ и внутрипрофильной специализации обучения, в школе введены элективные курсы оборонно-спортивного профиля. Мною разработана программа элективного курса «Военно-прикладная физическая подготовка», обеспечивающая углубленное изучение предмета «Физическая культура», и ориентирована в первую очередь на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.
Программа элективного курса разработана на основе
« Программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» авторов Е.Н.Литвинова, М.Я. Виленского.
Программа спланирована на 34 часа.
Цель учебной программы – углубленное обучение детей прикладным видам спорта в доступной для них форме.
Прграмма направлена на решение следующих задач:
*познание индивидуальных физических и психических возможностей, овладение способами релаксации и аутогенной тренировки, контроля состояния здоровья и физической работоспособности;
*овладение комплексами физических упражнений оздоровительной и корригирующей направленности с учетом индивидуального физического развития, интересов к культуре телосложения и к культуре движений;
* овладение основными видами двигательных действий и выполнение их в различных по сложности условиях.
*обеспечение прикладной физической подготовки к массовым видам профессиональной деятельности и к службе в армии.
Военно- прикладная физическая подготовка представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями трудовой деятельности и службы в рядах российской армии.
Содержанием военно-прикладной физической подготовки является не только специально подобранные физические упражнения, выполняемые в необычных условиях, но и учебный материал, обеспечивающий психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях. Но одновременно вместе с ней учащиеся должны получить на занятиях навыки по саморегуляции, умению быть психологически готовыми к действиям в любых опасных и трудных ситуациях.
Реализация программного материала по военно- прикладной физической подготовке осуществляется на уроке и на внеклассных спортивно-массовых мероприятиях, а также в процессе самостоятельных тренировочных занятий по заданию преподавателя. При этом необходимо максимально приблизить условия выполнения двигательных действий и тренировки физических качеств к реальным жизненным ситуациям, в которых изученное на занятиях будет использоваться.
Особенностями программы военно- прикладной физической подготовки, как элективного курса предпрофильной подготовки являются:
- соотнесенность с Базисным учебным планом общеобразовательных учебных учреждений;
- направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, видам учебного учреждения;
- объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности очерчивается ценностными ориентациями на общую военно- прикладную и индивидуальную ориентированную физическую подготовку учащихся, и соответственно этому основу учебного предмета составляет содержание физкультурной деятельности с военно-прикладной направленностью.
При распределении учебного материала по отдельным занятиям в тематическом плане необходимо руководствоваться следующими методическими положениями:
1. Придерживаться дидактического правила от простого к сложному, при этом учитывать повышающийся уровень физической подготовленности учащихся в процессе их систематических занятий;
2. Всемерно использовать положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и избегать разучивание на одном занятии отрицательно влияющих друг на друга двигательных действий;
3. На занятиях, на которых запланировано обучение двигательным действиям, следует знакомить с основами знаний и технике изучаемого действия, его влиянием на организм, правилами обеспечения безопасности при его выполнении;
4. Использовать на уроке средства, разносторонне воздействующие на физическое развитие занимающихся;
5. Количество и содержание задач на одном занятии должны соответствовать возможностям занимающихся и его учебно-материальному обеспечению.
На занятиях рекомендуется значительно шире применять специализированные средства, методы и методические приемы: наглядные пособия, схемы модели, раскрывающие особенности биомеханики движений, видеозапись, метод «идеомоторного» упражнения, средства и приемы дублирования, ориентирования и избирательной демонстрации; приемы и условия направленного «прочувствования» движений, методы срочной информации.
Большое внимание следует уделять оздоровительным и воспитательным задачам, которые решаются на каждом уроке в тесной взаимосвязи с образовательными задачами и развитием двигательных способностей
Для контроля за ходом учебно-воспитательного процесса нужно запланировать контрольные упражнения. Они выполняются по ходу овладения навыками для корректировки обучения, в конце периода изучения какого-то раздела для оценки эффективности овладения навыком.
В тематическом плане фиксируется последовательность прохождения учебного материала и рационально строится содержание каждого конкретного занятия
Инновационной деятельностью школы является введение в этом учебном году кадетского класса. Технологии, использованные мною в системе спецкурса кадетского класса «Прикладная физическая подготовка», ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволят ему успешно освоить военную профессию.
Добиться успехов разносторонней подготовки детей, учащихся можно только при умелом сочетании учебной и внеклассной работы.
Секционные занятия являются одной из форм внеклассной работы. Они способствуют лучшему усвоению материала учебной программы, и кроме того, расширяют навыки и умения, повышают разностороннюю физическую подготовку детей. Для этого использую самые разнообразные средства: школьная спортивная печать, фотостенды, показательные выступления, соревнования по различных видам спорта, а главное – живое слово.
В начале учебного года провожу показательные выступления или соревнования по легкой атлетике, гимнастике, акробатике, многоборью, спортивным играм. Это дает возможность ребятам сравнить пока еще скромные результаты с рекордными достижениями лучших спортсменов школы, района, области.
И если учитель тут же скажет ребятам, что первый шаг к будущим спортивным успехам можно сделать уже сейчас, посещая по мимо уроков физкультуры два раза в неделю занятия секций, то это будет и вовремя и к месту. Нельзя упускать ни единой возможности для такого рода бесед, как впрочем нельзя ограничиваться только ими одними.
После подобной агитации желающих заниматься в секции довольно много. Теперь жизнь секции будет зависеть от умело подобранных упражнений, материальной оснащенности и многого другого. Понятно, что учителю не под силу вести секционные занятия со всеми возрастными группами отдельно. Но и смешивать ребят в одну группу тоже нельзя.
Наиболее приемлемо и рационально, как показывает практика, разделить школьников на три возрастные группы.
В первую группу включаются ученики 2-5 классов, которые занимаются в секции 2-3 раза в неделю по 1-1,5 часа.
Учащиеся 6-8 классов образуют вторую возрастную группу и занимаются 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа.
Наконец, старшие школьники – ученики 9-11 классов 2-3-4 раза в неделю по 2-3 часа.
Такое «трехступенчатое» построение школьной спортивной секции позволило охватить подавляющее большинство способных и жалеющих заниматься ребят, обеспечило стройную систему процесса тренировки, последовательность и преемственность в прохождении материала от возраста к возрасту.
Домашнее задание даю в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. Для одних оно может сводиться к выполнению специально подобранных упражнений, повышающих уровень физической подготовленности, для других – это усвоение и закрепление технических элементов, для третьих то и другое одновременно. Домашние задания даю кратковременное (на период каникул, на четверть и т.п.).
Результаты выполнения таких заданий обязательно контролирую.
Наиболее подготовительных старших школьников нацеливаю на самостоятельные тренировочные занятия по индивидуальному плану. Самостоятельные тренировочные занятия повышают уровень технической и физической подготовленности учащихся главным образом применительно к уже определившемуся виду спорта. Эффективным средством контроля за комплексной подготовленностью учащихся и одновременно наибольшим стимулом для спортивного совершенствования учащихся являются соревнования. Не оставляю без внимания и тех учеников, которые совсем освобождены от уроков физической культуры. Их обязательно привлекаю в помощь при проведении урока или соревнования в качестве судей, помощников.
Всю массовую физкультурно-оздоровительную и спортивную работу организую на основе внедрения многокомплексного универсального стандартного и нестандартного оборудования, инвентаря, тренажеров. Под моим руководством на протяжении многих лет проводятся спортивные вечера – праздники «Быстрее, выше, сильнее», которые стали традиционными в нашей школе и полюбились жителям нашего села и района.
В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным, достаточно замкнутым социомумом: учителя, друзья, семья. Телекоммуникации позволяют учащимся получить доступ к информационным ресурсам сетей, самостоятельно осознавать многие явления и исследовать их с различных точек зрения. В последние годы появилась возможность значительно повысить качество обучения, преодолеть отставание от разных развитых стран в области информации, обеспечить всем школьникам равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям с помощью всемирной компьютерной сети Интернет. Используя сеть Интернет, я стараюсь вовлечь учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность посредством разнообразных форм (творческие и учебно – исследовательские работы и проекты). Проекты учащихся «Школа за здоровый образ жизни» на протяжении 3-х последних лет занимают I место в районе.
У нас появилась возможность сравнивать спортивные результаты не только со сверстниками своего района и области, а так же других областей и зарубежных стран.
Результаты, полученные в процессе апробации.
За последние три года наблюдается положительное воздействие инновационной деятельности на учащихся, рост учебных достижений.
В 2003-2004 учебном году 137 учащихся из 144 (95%) обучается на «4» и «5», а 2004-2005 и 2005-2006 учебных годах все учащиеся выполняют программу по физической культуре на «4» и «5».
Выводы по материалам исследования:
В ходе сравнительного анализа результатов исследования за последние три учебных года можно констатировать наличие устойчивой положительной динамики развития мотивации занятий физкультурой и спортом у школьников 7х и 11х классов.
Таким образом, можно сделать вывод о создании условий для устойчивого интереса школьников к предмету физическая культура и положительной мотивации к урокам.
Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в качестве одного из основных приемов работы использую мониторинг состояния здоровья детей, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы.
Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней зарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Применение нестандартного инвентаря и оборудования позволило эффективнее использовать соревновательный метод физического воспитания, найти пути решения проблемы развивающего обучения на уроках и внеклассных занятиях, использовать вариативный способ поточного дублирования и организации деятельности школьников при групповом выполнении общеразвивающих упражнений.
Страницы: 1, 2, 3, 4