В сфере организации конгрессных мероприятий компании чаще всего предпочитают популярные туристические страны, такие как Турция, Испания, Кипр, Греция .
Семинары и тренинги организуются для специалистов самых различных отраслей. Они могут проходить в форме лекций, круглого стола и т.п. Возможно посещение профильных предприятий. Например, семинар “Производство шампанских вин” предполагает ознакомление с производством шампанских вин во Франции, посещение заводов, а также дегустацию. По окончании семинаров как правило выдаются дипломы, сертификаты.[3]
Деловые встречи - мероприятия по привлечению потенциальных партнеров, инвесторов, поставщиков и др. в различных сферах бизнеса и науки. Цели встреч могут быть разными: поиск партнера, изучения опыта работы, переговоры и т.д. Спрос на деловые выставочные поездки или ярмарки в последние годы устойчиво растет. Крупные бизнес-операторы, организуют посещение более 100 выставок ежегодно. Среди наиболее востребованных по тематике ярмарок – строительные, мебельные, продовольственные, компьютерные, общеотраслевые и военные. В последнее время заметно увеличился интерес к узкоспециализированным выставкам. В частности, специалистов интересуют не просто строительные выставки, а те из них, что посвящены определенным видам стройматериалов, обработке камня и т.д.
Ежегодно в мире совершается свыше 100 млн. бизнес поездок. Их территориальное распределение характеризуется крайней неравномерностью. Большая часть туристов со служебными целями направляется в Европу. В структуре деловых поездок на европейском континенте преобладают командировки бизнесменов, конгрессные туры, поездки на выставки и ярмарки, инсентив туры для служащих фирм.[6]
Занимая первое место в мире по числу прибытий и расходам на деловой туризм, Европа тем не менее постепенно утрачивает лидирующие позиции на этом сегменте туристского рынка. По темпам роста делового туризма она отстает от других регионов мира, причем разрыв между ними увеличивается. Особенно наглядно эта тенденция проявилась в начале 1990 х гг. В условиях экономического спада фирмы перешли к политике жесткой экономии. Они сокращали количество командировок, объединяя несколько поездок в одну, вводили усовершенствованные системы связи для решения большинства вопросов на месте, бронировали недорогие средства размещения и приобретали авиабилеты со скидкой. В отличие от европейских американские фирмы продолжали наращивать объемы финансирования. Несмотря на нестабильное экономическое положение, они увеличили расходы на деловую часть поездки, экономя на организации отдыха и развлечений бизнесменов.[7]
Типичный турист, путешествующий со служебными целями, - мужчина среднего возраста с высшим образованием, квалифицированный специалист или руководящий работник. Для делового туризма практически обязательным условием является владение английским языком.
Основной "поставщик" деловых туристов в Европе - Германия. Ежегодно свыше 5 млн немцев отправляются в командировки, из них 3 % выезжают за рубеж, 21 % путешествует и за границу, и по своей стране, 76 % совершают служебные поездки по Германии.
Средняя продолжительность служебной поездки в страны, расположенные на другом континенте, составляет 12- 13 дней, внутри региона - 5- 6 дней, а по своей стране - 3- 4 дня.
Среди европейских государств, принимающих потоки деловых людей, выделяются (кроме Германии) Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Швеция, Швейцария. Особое место занимает Бельгия с главным городом Брюсселем, являющимся одновременно и столицей ЕС. Во Франции и Бельгии каждое десятое прибытие осуществляется с деловыми целями, в Великобритании - каждое третье
Заметную роль на рынке бизнес туризма играют страны Центральной и Восточной Европы. С началом перестройки в общественной и экономической жизни они стали предметом интереса для деловых кругов Запада. В первой половине 1990 х гг. на постсоциалистическом пространстве этот сегмент туристского рынка развивался особенно динамично. Если общее число туристских прибытий в страны Центральной и Восточной Европы увеличилось с 1992 по 1995 г. на треть, то со служебными целями - на 60 %. В результате доля бизнес поездок в туристском потоке в регион была самой высокой в мире - около 30 % в 1995 г. Исключение составили две страны: Румыния, где падение объемов делового туризма в середине 1990 х гг. происходило вследствие роста темпов инфляции, и Болгария, которая не могла преодолеть затяжной кризис в финансовом секторе экономики и сокращение национального производства. Во второй половине 1990 х гг. в некоторых странах Восточной Европы первоначальная эйфория в отношениях с Западом прошла и уступила место ровным деловым контактам. Темпы роста бизнес поездок замедлились. Их доля во въездных туристских потоках сократилась. Несмотря на это, ВТО прогнозирует усиление привлекательности Центральной и Восточной Европы как рынка делового туризма в первых десятилетиях XXI в.[8]
Стремительно развивается бизнес туризм на американском континенте. Каждая восьмая поездка в Новом Свете совершается со служебными целями. Основные потоки деловых людей направляются в США, Канаду и Мексику, которые лидируют на всех сегментах туристского рынка в Западном полушарии. В этих странах в первой половине 1990 х гг. число бизнес поездок неуклонно росло, но разными темпами. В США динамика служебных поездок вписывалась в общую картину развития международного туризма. В Канаде объемы делового туризма увеличивались медленнее, чем число прибытий на отдых. В Мексике темпы роста бизнес поездок превышали аналогичный показатель туристских прибытий в целом.
Поток деловых туристов набирает силу в Латинской Америке. С подъемом в экономике, расширением и укреплением торговых связей многие страны этого региона упрочили свои позиции на рынке делового туризма. Увеличивается число прибытий со служебными целями в Парагвай, Гватемалу, Коста Рику. В Перу в первой половине 1990 х гг. число прибытий росло особенно быстро, но с очень низкого стартового уровня, поэтому это число по прежнему остается незначительным.
В Юго Восточной Азии первая половина 1990 х гг. характеризовалась ростом числа служебных поездок, определявшим общую динамику туристских прибытий. В 1995 г. каждая пятая поездка в регионе была деловой. Треть прибытий приходилась на Сянган (Гонконг), Сингапур и Тайвань.
В Сянгане число бизнес поездок за 1990- 1995 гг. возросло вдвое, перевалив за 3 млн. Эта позитивная тенденция была прервана в 1997 г., когда Сянган перешел под юрисдикцию Китая. В течение первых трех месяцев после перехода, с июля по сентябрь 1997 г., число туристских прибытий в бывшую британскую колонию, в том числе со служебными целями, сократилось на 32 % по сравнению с показателем за тот же период предшествующего года. Снизился процент загрузки отелей.[9]
Подлинный бум делового туризма в середине 1990 х гг. произошел в Индонезии. Новая индустриальная страна второй волны, она показывала самые высокие темпы роста прибытий деловых людей в регионе и к 1995 г. по числу бизнес поездок обогнала Тайвань и Сингапур. Конец "индонезийскому чуду" положил финансовый кризис, разразившийся в Юго Восточной Азии. Он особенно сильно ударил по Индонезии. Падение курса национальной валюты и последовавшие затем глубокие экономический и политический кризисы поставили ее на край пропасти. Массовые беспорядки, охватившие Джакарту, угроза голодных бунтов - все это привело к свертыванию деловых связей, оттоку бизнесменов из страны. Трагические события осени 2002 г. повлекли за собой дальнейший отток туристов.
В Африке и на Ближнем Востоке деловой туризм развивается неравномерно. Подъемы и спады в динамике прибытий зависят главным образом от политической ситуации в регионе. Начало 1990 х гг. было относительно спокойным как на африканском континенте, так и на Ближнем Востоке, где набирало силу движение за мир. По мере стабилизации положения разворачивалась деловая активность. В последние несколько лет политическая обстановка на Ближнем Востоке накалилась до предела. С осени 2000 г. Израиль живет на пороге полномасштабной войны. Естественно, это повлекло за собой спад не только познавательного, лечебно оздоровительного и религиозного туризма, но и делового.
В Африке высокие темпы роста делового туризма показывали Республика Конго, Зимбабве и Эфиопия. По прибытиям в абсолютном выражении лидировали Египет, Южно Африканская Республика и Марокко. На Ближнем Востоке основные потоки деловых людей устремлялись в нефтедобывающие страны (Саудовскую Аравию и др.), а также в Израиль и Иорданию.
Во второй половине 1990 х гг. политическая ситуация обострилась. Эскалация напряженности на Ближнем Востоке, серия террористических актов в Африке (гибель туристов от рук исламских фундаменталистов в Египте, взрывы у американских посольств в Кении и Танзании) привели к спаду в деловом туризме. Перспективы его развития в обоих регионах неясны.
Глава 2. Развитие делового туризма в США
Центром делового туризма в Новом свете является США. Они генерируют и одновременно принимают основные международные туристские потоки с деловыми целями в Американском регионе. Около трети туристов США путешествуют с деловыми целями. География их поездок обширна, маршруты половины из них пролегают внутри страны, около 10% в Канаду, 8% - в Мексику, 7%- в Карибский регион. Традиционно тесные деловые связи в США поддерживают со странами Западной Европы (10% отбытий). Расширяются их контакты со странами Азиатско- Тихоокеанского региона (5%отбытий). Во въездном потоке США бизнес поездки составляют 25-30%. Иностранные, деловые туристы направляются на северовосток, юго-восток, юго- запад и юг страны.
Индустрия встреч- одна из самых быстро растущих сегментов туристской отрасли США. По данным Ассоциации конвеншн-бюро США, в 2003 г в стране прошла свыше 1 млн встреч на разном уровне. В них принимали участие как внутренние, как и иностранные деловые туристы. Особенно развит в США внутренний туризм с деловыми целями.
Основу национального рынка делового туризма составляют корпорации и ассоциации, исло членов которых заметно увеличилось за последние годы. Они проводят подавляющую часть деловых мероприятий . Стремление к объединению для решения каких-либо проблем в США сложилось исторически и идет от английских колонистов, начиная с XVII века.
По данным специализированного американского журнала «Встречи и конвенции», в 2002 г в США прошло 866 тысяч корпоративных встреч. В каждом из них принимали участие в среднем 67 человек. Расходы на их подготовку и составление составили 10 млрд$. Встречи корпоративных деловых туристов организуются на самые разные темы, чаще всего для обсуждения профессиональных вопросов и проблем менеджмента. Новые компании используют встречи для презентации новых продуктов. Эти мероприятия обычно проходят в виде тренингов, встреч с дистибьюторами и представителями филиалов. Широкое распространение получили инсентив - поездки. Большая асть корпоративных встреч проводятся весной и осенью. В летние и зимние месяцы деловая активность снижается. Около 70% корпораторов выбирают место для проведении встреч внутри страны. Самые популярные штаты- Калифорния, Иллинойс, Флорида. Техас и Нью-Йорк. За рубежом предпочтение отдается Европе.
Организация встреч является одним из важных направлений работы американских ассоциаций. В США принято делить эти встречи на малые (до 500 человек) и крупные (свыше 500 человек). По данным журнала «Встречи и конвенции» в 2002 году ассоциации провели более 180 тыс малых и около 12.6 тыс крупных встреч. На их организацию было потрачено 30 млрд$ , в том числе делегаты израсходовали 27 млрд дол, ассоциации- 3млрд дол. Участие во встрече обошлось делегату от 650-990дол. Как и в корпоративном секторе, большинство встреч членов ассоциаций приходится на осенние и весенние месяцы. Их география, особенно встреч с большим числом участников, значительно шире, чем география корпоративных мероприятий. При выборе места проведения встречи устроители отдают предпочтение США, таким городам как Нью-Йорк, Вашингтон, Филадельфия, Детройт, Чикаго, Атланта, Новый Орлеан. Хьюстон, Даллас. Лас-Вегас, Лос-Анджелес, Орландо, Майами-Бич.
Страницы: 1, 2, 3