Рефераты. Расстройство здоровья и смерть от различных видов внешнего воздействия

Повреждения, возникающие при падении с высоты. Характер и тяжесть повреждений от падения с высоты зависит от многих причин и прежде всего от высоты падения, особенностей почвы и предметов, на которые произошло падение, и позы пострадавшего. Одновременно имеет значение область тела, которой оно ударилось в момент падения, наличие или отсутствие выступающих предметов, о которые тело пострадавшего могло удариться при падении и, конечно, состояние здоровья и индивидуальные особенности потерпевшего. Высота падения варьирует в широких пределах: от высоты роста человека (падение на плоскость) до нескольких десятков или сотен метров (падение с большей высоты).

Большое значение имеет характер поверхности, на которую упал пострадавший. Чем тверже место “приземления”, тем обширнее повреждения. Последние приводили к смерти даже в случаях падения на лестнице, на асфальте с высоты собственного роста или с высоты до одного метра. Вне зависимости от условий, падения с высоты более 20-25 метров почти всегда оканчиваются смертельным исходом, причем падение на спину может сопровождаться значительно меньшими повреждениями, чем при падении на ноги. Это объясняется наибольшей устойчивостью организма к влиянию поперечных перегрузок.

Как известно, особые трудности возникают при необходимости установить, получены ли повреждения от удара тупым предметом или при падении. Если повреждения не имеют каких-либо особенностей, характеризующих предмет, причинивший повреждение, то дифференциальная диагностика очень трудна. В таких случаях необходимо обращать внимание на локализацию повреждения, возможность или невозможность при такой локализации возникновения повреждения от удара о какой-либо тупой предмет. При падении могут возникать и типичные для этого механизма повреждения. Чаще всего во время ходьбы, когда человек поскользнулся, оступился, он падает навзничь на спину и ударяется затылком. При этом нередко бывают трещины затылочной кости и ушибы мозга. При падении на ягодицы возникают переломы копчика. При падении на бок или вперед, что встречается значительно реже, могут быть кровоподтеки на верхних конечностях, на лице. Падение вперед и на бок нередко происходит на вытянутую руку, при этом происходят переломы костей запястья, переломы нижнего эпифиза лучевой кости. Симметрично расположенные ссадины, кровоподтеки на передней поверхности коленных суставов, на ладонях наблюдаются при падении. Заключение о происхождении повреждений при объяснении их падением необходимо делать на основании сопоставления объективных данных с обстоятельствами происшествия. При необходимости следует прибегнуть к показу на месте происшествия или следственному эксперименту, проводимому следователем. Падение с высоты – это, как правило, результат несчастного случая. Реже оно используется для самоубийства. В судебно-следственной практике известны случаи убийств путем сбрасывания с высоты, в том числе лиц, находящихся в беспомощном состоянии (в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).

Транспортная травма. Повреждения от различных видов транспорта по своему характеру относятся к повреждениям от тупых предметов и имеют свои характерные особенности. Под транспортной травмой понимают повреждения, возникающие в результате действия на организм человека движущегося транспортного средства или при выпадении из него. В настоящее время принята следующая классификация транспортных травм:

I. Автодорожная: автомобильная (грузовые и легковые автомобили); тракторная (гусеничные и колесные трактора); мотоциклетная (мотоциклы с коляской, мотоциклы без коляски).

II. Железнодорожная (электровоз, тепловоз, железнодорожный вагон, трамвай).

III. Авиационная (самолет, вертолет).

IY. Воднотранспортная (речные и морские суда, катера, яхты).

Повреждения от других видов транспорта встречаются редко и имеют меньшее значение.

Автомобильная травма. Наиболее распространенным видом транспортных травм являются автомобильные. В силу своих специфических особенностей (массивность транспортных средств, движение их с большой скоростью и т.д.) они нередко заканчиваются смертью пострадавших и поэтому довольно часто встречаются в судебно-медицинской практике. При исследовании автомобильных травм возникает множество различных вопросов, среди которых наиболее важным является вопрос о механизме возникновения повреждений.

По механизму возникновения автомобильные травмы подразделяют на следующие виды:

1) удар частями движущейся автомашины;

2) прижатие тела колесом к грунту;

3) полный переезд тела колесом;

4) падение из движущейся автомашины;

5) травма внутри кабины;

6) прижатие автомашиной к неподвижному предмету;

7) столкновение автомашины с другими видами транспорта;

8) комбинированные виды автотравмы;

9) прочие случаи.

Каждый из указанных видов автомобильной травмы в свою очередь слагается из нескольких следующих друг за другом фаз, сопровождающихся определенным характером повреждений и их локализацией. Например, при ударе пострадавшего частями движущейся автомашины различают четыре фазы: первая – столкновение автомашины с пострадавшим, когда отмечаются повреждения от удара и сотрясения тела; вторая – падение пострадавшего на автомобиль, повреждения при этом возникают при ударе о его корпус; третья – отбрасывание тела и падение его на землю, от чего повреждения располагаются на стороне, противоположной удару; четвертая – скольжение тела по земле с соответствующими повреждениями.[2]

Для автотравмы характерны также сдавливания отдельных частей тела с их уплотнением вследствие переломов костей, разрывов внутренних органов, размятие мышц (уплощение грудной клетки, сплющивание головы, размятие конечностей). Иногда сдавливание и уплощение тела не сопровождаются нарушением целости кожных покровов, особенно в случаях, когда на пострадавшем была плотная, толстая одежда. О сдавливании тела могут свидетельствовать отпечатки одежды и ее складок на коже трупа.

При полном переезде колеса автомашины через грудную клетку отмечаются множественные двусторонние, преимущественно тройные переломы ребер, чаще соответственно подмышечным линиям. Одновременно наблюдаются переломы остистых отростков грудных позвонков и переломы лопаток, а также разрывы, отрывы, размятия и перемещения внутренних органов. Эти повреждения наиболее обширны со стороны движения колес. Иногда здесь происходит отслаивание мышц от костей с образованием карманов, заполненных кровью (особенно при переезде конечности).

Обширные множественные переломы таза с повреждением седалищных и лобковых костей и образованием двусторонних двойных вертикальных переломов свидетельствуют о сильном сдавливании тела и характерны для переезда колесами автомашины.

Напротив, при наезде и ударе автомашиной переломы костей таза встречаются редко и ограничиваются обычно изолированным повреждением отдельных костей, особенно при переезде конечности.

При наезде и ударе автомашиной, движущейся с большой скоростью, у погибшего нередко обнаруживаются признаки сотрясения тела. К ним относятся кровоизлияния у корней легких (в легочной связке), под эпикардом на основании сердца, разрыв интимы крупных сосудов, кровоизлияния и разрывы связочного аппарата печени, кровоизлияния в ткань селезенки, брыжейки тонкого кишечника, в толщу печени, в область ворот и под капсулу почек. Наезд и удар и автомашиной при скорости около 100 км/час может сопровождаться значительным сотрясением тела с разрывом или даже отрывом внутренних органов (сердца, легких, селезенки, печени).

Значительные затруднения возникают вследствие невозможности осмотра и исследования повреждений непосредственно после происшествия из-за состояния пострадавшего, обширности и тяжести повреждений. Оценка их производится по записям в истории болезни, которые обычно не удовлетворяют судебно-медицинского эксперта. В них не учитывается то, что необходимо для экспертизы. Трудно судить о повреждениях и по имеющимся рентгеновским снимкам. Нужно учитывать типичные для автотранспортной травмы повреждения: следы на коже, которые могут долго сохраняться, переломы костей в определенных местах (бампер-переломы). Необходимо точное описание повреждений, их локализации, измерение уровня расположения повреждений. Все должно быть нанесено на схемы. Показ обстоятельств происшествия может быть осуществлен с другим человеком такого же роста и телосложения. Одежду следует рассматривать на нем же или на манекене. Сопоставление повреждений одежды и на теле с частями автомашины может дать представление о механизме их происхождения. Все моменты такого сопоставления должны быть сфотографированы и фотографии приложены к заключению эксперта. Целесообразнее такое сопоставление проводить в порядке следственного эксперимента.

Мотоциклетная травма. В отличие от автомобильной травмы повреждения мотоциклами бывают менее выраженными. Это связано с конструктивными особенностями мотоциклов, их меньшим весом и меньшей скоростью и мощностью по сравнению с автомобилями. Различают следующие основные виды мотоциклетных травм: от столкновения человека с движущимся мотоциклом, от переезда колесом движущегося мотоцикла, от падения с движущегося мотоцикла, от ударов мотоцикла о неподвижные предметы. Главным отличием мотоциклетной травмы от автомобильной является преобладание повреждений (ссадин, ран, кровоподтеков), расположенных, как правило, на передней поверхности тела пострадавшего. При мотоциклетной травме не наблюдается отпечатков радиатора, уплощения головы, грудной клетки, множественных переломов ребер, множественных повреждений костей таза с расхождением сочленений между ними, обширных размятий внутренних органов. Не характерным для мотоциклетной травмы также являются отпечатки протектора, отслойка кожи на месте переезда, поперечные переломы голеней и бедер (бампер-перелом), наличие обширных глубоких кровоизлияний в мышцы спины, поясницы, ягодиц. Таким образом, несмотря на однотипный механизм возникновения повреждений при автомобильной и мотоциклетной травмах, выраженность и локализация повреждений при них имеют значительные отличия, позволяющие по характеру и особенностям обнаруженных повреждений отдифференцировать автомобильную травму от мотоциклетной.

Тракторная травма. Повреждения, причиняемые колесными или гусеничными тракторами, наблюдаются редко. Признаки тракторной травмы, причиненной колесными тракторами, сходны с автомобильной. Отличить их можно по отпечатку рисунка протектора колеса. Специфические особенности имеют травмы, причиненные тракторами на гусеничном ходу. Классификация тракторной травмы может быть представлена в следующем виде: удар частями движущегося трактора; переезд гусеницами или колесами трактора; выпадение из движущегося трактора; опрокидывание трактора и возникновение травмы внутри кабины; прижатие трактором к неподвижному предмету; удар трактором с последующим переездом; падение из движущегося трактора с последующим переездом; удар прицепом или буксируемыми орудиями.

Железнодорожная травма. Смерть людей на полотне железной дороги в подавляющем большинстве случаев бывает связана с травматизмом, зависящим от движения железнодорожного транспорта. Судебно-медицинская классификация железнодорожных травм может быть представлена в следующем виде:

1. Повреждения, наносимые преимущественно колесами железнодорожного транспорта при перекатывании их через тело, оказавшееся на рельсах: полосы давления; полосы обтирания; отделение головы от туловища (полное, неполное); разделение туловища на две половины (полное, неполное); отделение конечностей (полное, неполное).

2. Повреждения, возникающие от ударов и трения о железнодорожный путь и наносимые преимущественно частями локомотивов, вагонов, располагающимися ниже их рам (исключая колеса): отрывы конечностей; следы волочения; открытые и закрытые переломы костей; различной степени повреждения внутренних органов – от незначительных вплоть до перемещения их и выпадения через открытые полостные раны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.