Рефераты. Расстройства нервной системы человека. Виды расстройств. Причины

Расстройства нервной системы человека. Виды расстройств. Причины

Тема курсовой работы

Расстройства нервной системы человека. Виды расстройств. Причины

Строение нервной системы


Человек и животные воспринимают внешний мир, реагируют и приспосабливаются к происходящим вокруг изменениям при помощи нервной системы. Без нервной системы не было бы зрения, слуха, восприятия, запаха, радости, движения, дыхания и т.д. Составными нервной системы являются головной мозг, спинной мозг и нервы. Головной и спинной мозг образуют центральную нервную систему (ЦНС), а нервы - периферическую нервную систему (ПНС). Единицей строения нервной системы является нервная клетка или нейрон. Нейрон из тела и отростков. Короткие и ветвящиеся отростки называются дендритами, а длинный ветвящийся только на конце – аксоном. Дендритов у аксона может быть от одного до тысячи, а аксон всегда один. Объединение сотен или тысяч аксонов представляет собой нерв. Нейроны бывают трёх видов. Чувствительные нейроны возбуждаются за счёт внешних воздействий и передают импульс с периферии в центральную нервную систему. Двигательные нейроны передают нервный сигнал из ЦНС к органу, отвечающему за данное воздействие. Нейроны, воспринимающие возбуждение от чувствительных нейронов и передающие его двигательным, называются вставочными.

В зависимости от уровня развития компонентов различают три типа нервной системы. Наиболее древним типом нервной системы является диффузный тип, характерный для гидры. Он представляет собой сетевидное соединение равномерно разбросанных по телу нервных клеток. Примитивность такой системы заключается в единообразии ответных реакций на различные раздражители – гидра всегда сжимается в комок. Узловая нервная система типична для червей, моллюсков, членистоногих. Для них характерна концентрация тел нервных клеток с образованием ганглиев и дифференцировка нейронов в соответствии с выполняемой функцией. Специализация нейронов обеспечила быстроту и точность ответных реакций организма. Стволовая нервная система характерна для позвоночных и обеспечивает наибольшую точность, быстроту и локальность ответных реакций.


Нервная система позвоночных

Головной мозг расположен в полости черепа. У только что родившегося ребенка вес мозга составляет 350 – 390 г, а к 20 годам его масса достигает 1300 – 1500 г. У других животных он намного легче. Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, промежуточного, среднего, заднего (мозжечок) и продолговатого. Каждый отдел регулирует определенные функции организма. Постепенное усложнение строения головного мозга от рыб к млекопитающим связано с выходом жизни на сушу. В связи с этим возросла роль органов зрения и слуха, А передвижение всем телом было заменено передвижением конечностями. Развитие претерпел в основном передний мозг, где и расположены центры, координирующие работу данных органов. У млекопитающих передний мозг покрывает остальные отделы и состоит из двух полушарий. Верхний слой полушарий – кора – пронизана множеством борозд, образующих извилины, увеличивающих её поверхность.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале. Он является посредником между головным мозгом и остальными органами. При повреждении спинного мозга нарушается его проводимость: участки тела, расположенные ниже места повреждения, теряют свою чувствительность и способность к движению. У рыб, лягушек, ящериц, птиц, спинной мозг координирует больше функций, чем у млекопитающих.

Нервы отходят от спинного и головного мозга и пронизывают все органы и ткани организма. Они обеспечивают связь между средой обитания и центральной нервной системой.

Значение нервной системы (Н.С)

1) Нервная система играет важнейшую роль в регуляции функций организма.

2) Она обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем.

При этом организм функционирует, как единое целое.

3) Благодаря Н.С осуществляется связь организма с внешней средой.


Внимание


Информационный фильтр.

Наверное, с каждым случалось, зачитавшись интересной книгой, проехать нужную остановку. Вас подвело внимание, полностью сосредоточенное на чтении. Вниманием называется направленность нашей психики на предмет или явление с целью более лучшего, точного восприятия. Говоря более научным языком, можно сказать, что: внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном. Из массы слуховой, зрительной, сенсорной и прочей информации, сны, произвольно или непроизвольно, выбирают что-то одно. Произвольное внимание требует специальных усилий и направлено на ясно осознанную цель. Непроизвольное внимание вызывается неожиданным и сильным воздействием и является реакцией на новизну. Непроизвольное внимание может вызвать необычно одетый человек, идущий по улице, красивая вещь, выставленная на витрине.


Пять свойств внимания

Человеческое внимание характеризуется: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Например, о каком-то человеке говорят, что он усидчивый. То есть, способен заниматься одним и тем же делом. Способность сосредотачиваться на каком-нибудь, объекте называется устойчивостью внимания. Уровень устойчивости внимания, связан, как правило, с физиологическими особенностями нервной системы каждого человека, так и с целым рядом других причин. Так, например, если человек возбужден, ему трудно сохранять устойчивость внимания – «на месте не сидится».

Уровень устойчивости повышается, если то, чем занимается человек, вызывает у него интерес. Сосредоточенность (концентрация) внимания – способность полностью сосредоточится на одном виде деятельности. Если человек, например, успешно решает задачки, когда в соседней комнате работает телевизор, а младший брат расстреливает этого человека из игрушечного автомата, то у него высокий уровень концентрации внимания.

Рассеянность – характеристика противоположная сосредоточенности. Рассеянный человек переключает внимание на совершенно ненужные предметы. Характерный пример – герой С.Маршака « Человек рассеянный с улицы Бассейной».

Переключаемость внимания – способность в процессе деятельности быстро переводить внимание с одной операции на другую. Только переключаемость внимания позволяет, решив задачу по математике быстро перейти к домашнему заданию по истории. Иногда кажется, что люди делают несколько дел сразу. Это впечатление создается за счет способности быстро переключатся с данного вида деятельности на другой.

Распределение внимания – способность одновременно выполнить несколько видов деятельности и сосредоточить свое внимание на большом пространстве. Например, для того чтобы собрать мозаику, приходится, подбирая фрагменты, сосредотачивать свое внимание на своей картинке, и, допустим, следить, чтобы кошка не загнала оставшиеся фрагменты под диван.

Еще одна важная характеристика внимания – объем, распределяющийся количеством информации, которую человек может одновременно сохранять в сознании.

Средний объем внимания можно установить экспериментально. Достаточно показать человеку на очень короткое время карточки с большим количеством знаков (букв, цифр и прочих символов), а потом попросить перечислить увиденное. Обычно испытуемые называют не более 5-7 знаков. Это и есть средний объем внимания, нередко отождествляемый с объемом кратковременной памяти.


Манипуляция вниманием


Мы обычно не слышим постоянного тиканья часов, спокойно спим, если привыкли к шуму машин за окном. Монотонные звуки часто не привлекают нашего внимания. Именно поэтому скучно и сложно долго слушать даже интересный, но монотонный рассказ учителя, каким бы интересным он ни был. Хороший оратор, знает, как удержать внимание публики – он то повышает, то переходит почти на шепот, делая логические паузы, жестикулирует. Такие приемы помогают лучше усвоить изложенный материал. Аналогичные приемы используются в письменной речи.


Память

Развитие человеческого общества, как и развитие каждого человека в отдельности, было бы невозможно без позволяющего запоминать жизненный опыт, сохранять и воспроизводить знания и умения. Этим механизмом является память.

Существует два способа классификации памяти: по времени хранения информации и по видам памяти.

В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память, во втором случае – двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую и другие виды памяти.

Начнем в них разбираться. Каждый момент нашей жизни органы чувств воспринимают полную картину мира. Эта картина на доли секунды сохраняется в нашей памяти без какой-либо переработки. Так работает мгновенная (иконическая) память. Большая часть информации исчезает, но, наиболее существенные детали после первичной сортировки переходят в кратковременную память.

Кратковременная память на протяжении от 10 секунд до 20 минут удерживает неполную, но обобщенную картину, воспринятую в данный момент органами чувств. Особенно важные детали, отобранные сознательно или непроизвольно, из некратковременной памяти попадают в долговременную память.

Информация, хранящаяся в долговременной памяти, практически не излаживаются на протяжении жизни, мы не всегда способны воспроизвести ее. Иногда для извлечения из долговременной памяти глубоко запрятанной информации прибегают к гипнозу. В состоянии гипноза все можно вспомнить с большой точностью. Чем чаще информация будет извлекаться из долговременной памяти, тем прочнее она «укоренится» и легче будет вспоминаться.

Промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью занимает оперативная память. Информация, попавшая, в оперативную память хранится в течение определенного срока (от нескольких секунд до нескольких дней), до момента завершения деятельности, при которой используется данная информация.

Вот, например: мне дали адрес одного парня. Этот адрес у меня будет храниться, до того момента пока я не приду и не запишу его. Если бы этот парень мне бы не был интересен, то этот адрес быстро улетучился из моей памяти.

Теперь рассмотрим основные виды памяти.

Двигательная память – самый древний и распространенный вид памяти, характеризуется тем, что процесс запоминания связан с каким-либо движением. На этом основано обучение ремеслам, танцам и даже ходьбе.

Эмоциональная память – это память на переживания. Она улучшает процесс запоминания, ведь то, что вызвало у вас сильные эмоции, лучше запоминается.

Образная или наглядная, память – это память на образы. Она сохраняет картинку, которая при необходимости снова «встает перед глазами».


Расстройства нервной системы


Умственная усталость

Причины: недостаточный отдых, ослабленное здоровье, интенсивная и продолжительная умственная нагрузка, недосыпание и др.

Симптомы: пониженное внимание, ослабленная реакция на внешние раздражители, снижение работоспособности и продуктивности труда.

Лечение: правильное планирование рабочего дня, восстановление сил во время выходных дней и отпусков, предупреждение и избежание стрессовых ситуаций.

Профилактика: предупреждение причин расстройства, соблюдение правил гигиены нервной системы.

Неврастения (астенические неврозы)

Причины: неблагоприятные условия труда, некоторые заболевания, сильные переживания, умственное переутомление.

Симптомы: головная боль, бессонница, отсутствие внимания, частое допускание ошибок, подавленное состояние.

Лечение: правильное планирование рабочего дня, восстановление сил, отдых, использование успокоительных средств по назначению врача.

Профилактика: предупреждение причин расстройства, соблюдение правил гигиены нервной системы.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.