Рефераты. Рациональное питание в рамках курса Валеология начальной школы p> – углеводов и особенно жиров. Пустеют склады, худеет человек, да так, что остаются одни кожа да кости. И нет уже сил двигаться и даже говорить.

Только самые главные Мозг и Сердце, не падают духом. Пока есть хоть капелька топлива, мужественно работают до конца.

Учитель: Ребята, помните мы с вами рисовали как должна выглядеть наша тарелка? Мы делили ее на три части и потом «раскладывали» на ней различные продукты. Давайте сейчас нарисуем такую же тарелку, но для наших клеток.
Итак, на сколько частей мы разделим эту тарелку? Что на нее положим?
(Ученики вместе с учителем делят «тарелку» на 4 части (для белков, жиров, углеводов и витаминов) и на каждой ее части рисуют изображение продукта богатого той или иной составляющей. У учителя заранее заготовлены изображения продуктов на картоне, которые он прикрепляет к своей «тарелке» на доске).

Подведение итогов урока: Итак, теперь вы знаете, что все наши сто триллионов клеток очень разборчивы и ничего не желают есть кроме …. (ответы детей).
Совершенно верно: белков, жиров, углеводов. Но это еще и витамины, минеральные соли, которые необходимы, чтобы расщеплять белки, жиры и углеводы, делая их съедобными для клеток. Только при таком питании может быть обеспечено нормальное развитие нашего организма.
Мы уже говорили, что в одних продуктах больше белков, в других жиров, в- третьих – углеводов. Чтобы наш организм получил все в достаточном количестве, пища должна быть разнообразной. Это называется сбалансированное питание.


Конспект урока «Учения о человеке» в 4 классе


Тема урока: Давайте питаться правильно!
Цели и задачи урока:
1. Дать краткие сведения о калорийности пищи.
2. Дать понятие об объеме пищевого рациона.
3. Дать понятие о составе пищевого рациона и его распределении в течение дня.
4. Развивать память.
5. Развивать аналитическое мышление.

Подготовительная фаза: учащиеся на предыдущем уроке получают текст «Что следует помнить о питании» и задание: прочитать текст дома вместе с родителями и выяснить их мнение по его содержанию.

«Что следует помнить о питании».
Человек за всю свою жизнь получает немало знаний, но не всегда он следует тем правилам, которые знает. Пожалуй, каждому известно, что беспорядочное питание вредно. Однако так много людей питается беспорядочно: не соблюдая физиологических часов – едят, когда придется; иногда подолгу голодая, а иногда, напротив, по полдня не выходя из-за стола и набивая желудок так, что трудно становится дышать; часто едят всухомятку, на бегу, не пережевав пищи достаточным образом; «садятся» на варварские, неизвестно из каких источников заимствованные «диеты», не посоветовавшись с врачом диетологом, мучают свой организм. Не думают и над составом пищи: употребляют чересчур много острого и жирного, или пьют кофе чашку за чашкой, или обкладываются пирожными и пускаются во все тяжкие. А проходит немного времени и начинаются заболевания желудка, печени, желчного пузыря. И все-то человек сетует на свою фигуру – некрасивая стала фигура, в джинсы не влезть, на пляже не раздеться, и дышать трудно – одышка… А-то еще соревнования устраивают – кто больше съест цыплят, кто больше выпьет яиц, кто больше
«опрокинет» «Пепси».
Надо вовремя остановиться, перестать надеяться на могучесть своего организма. Не нужно приближать тот час, когда с неприятным изумлением обнаруживаешь у себя какую-либо из болезней. И всего-то ведь необходимо правильно организовать, продумать свой день, свой быт и прикладывать ежедневно совсем немного усилий, чтобы придерживаться избранного режима.
Кроме того, пища должна соответствовать энергетическим потребностям организма. В зависимости о профессии и по количеству энергетических затрат люди делятся на четыре группы:
1. Люди, занятые в сфере интеллектуального труда: ученые, врачи, преподаватели, студенты и т.д. Их суточные затраты не превышают 3000 калорий.
2. Рабочие легкого физического труда, преимущественно механизированного: водители, машинисты, токари и др. Энергетические траты этой группы составляют 3500 калорий.
3. К этой группе относятся люди, выполняющие тяжелый физический труд: кузнецы, механизаторы, слесари. Они затрачивают не менее 4000 калорий.
4. Люди занятые тяжелым физическим трудом. К ним относятся шахтеры, лесорубы, землекопы и пр. С течением времени их труд все больше механизируется, и уже практически не встретишь на улице человека с лопатой. Но все же . Суточные затраты этой группы – 4500-5000 калорий.

Помимо того, что пища должна приниматься в определенные часы, должна быть еще соблюдена ее благоприятная температура. Не рекомендуется принимать обжигающе горячую пищу – этот может привести к раку слизистой оболочки полости рта, а также пищевода и желудка; нельзя злоупотреблять и холодными блюдами.

Ни в коем случае на рекомендуется сразу после горячего блюда приниматься за холодное и наоборот – резкие перепады температуры влекут за собой разрушение эмали зубов.

Не нужно увлекаться продуктами, имеющими повышенное содержание холестерина. Это мозг, печень, яичный желток и др. Холестерин имеет способность накапливаться в организме. Особенно опасны его скопления в виде жировых комочков на внутренней поверхности кровеносных сосудов. Такое заболевание называется атеросклерозом. При атеросклерозе уменьшается общий объем кровеносной системы – отсюда развивается гипертония, т.е. болезнь, основным симптомом которой является повышенное давление крови. Опасен атеросклероз еще осложнениями со стороны сердца. Сосуды, питающие сердце, тоже покрываются изнутри животным жиром, значит, сердечная мышца получает меньше крови, а с нею и меньше кислорода и питательных веществ – и возникает нарушение питания сердца с последующим инфарктом миокарда.

Вредно употребление большого количества воды. А мы иногда, полакомившись солененьким, все пьем и пьем. Самое разумное - во всем соблюдать меру: и с «солененьким», и с водой. Бывает, чтобы утолить жажду, совсем не обязательно выпивать в один присест литр жидкости. Ведь жидкость всасывается минут через 10-15 и только тогда ощущение жажды по-настоящему проходит. Может, достаточно всего полстакана компота, а мы уже выпили литр.
Поэтому утолять жажду следует не спеша: сделал два-три глотка, подождал десять минут, и если не помогло – сделал еще два-три глотка.

Основной задачей питания является покрытие потребностей организма в различных ингредиентах пищи – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях. Но необходимо помнить, что детскому растущему организму требуется относительно большее количество белка, потому что белок является незаменимым строительным материалом. Количество белков, необходимых подросткам, высчитывается просто: два грамма белка на один килограмм веса.
Если подросток весит 50 килограмм, то ему в сутки необходимо 100 г белков.

Отличие белков от других ингредиентов пищи заключается в том, что организм не может синтезировать их из жиров, например, или углеводов.
Организму нужны только белки. Он расщепляет их на аминокислоты, из которых составляет потом собственные белки.

Жиры и углеводы также служат в организме строительным материалом. Но основное их значение – обеспечение организма энергией. Жиры и углеводы способны взаимообращаться. Эта возможность превращения жиров в углеводы и углеводов в жиры позволяет организму приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, быть более гибким и не утрачивать работоспособность при некоторых качественных изменений в составе пищи.

Оптимальный вариант соотношения в пище белков, жиров и углеводов следующий: белков –14%, жиров – 30% и углеводов – до 56%.

Важно принимать пищу в определенные часы, потому что организм, вся деятельность которого построена по принципу рефлекса , заранее готовится к приему пищи. Такая подготовка – один из приспособительных механизмов, обеспечивающих более полное переваривание пищи с меньшими затратами. Нарушение привычного ритма питания влекут за собой нарушения пищеварения, а также болезненные состояния, что приводит к скорому изнашиванию пищеварительных органов.

Не нужно увлекаться сладостями. Повышенная концентрация сахара в крови вредно действует на почки и другие органы.

Человек, который неравнодушен к соленому, рискует со временем обрести заболевания сердца и почек.

Любые погрешности в питании значительно сокращают нашу жизнь.


Ход урока:
Организационный момент.
Вводная беседа.
Учитель: Итак , ребята, дома вы прочитали текст и обсудили его с родителями. Кто желает рассказать нам об обсуждении а своей семье?
(рассказы детей)
Не кажется ли вам, что информация в тексте очень полезная? Но она очень объемная и чтобы нам ее легче было запомнить, нам нужно записать только самое главное в памятку.
- Прежде всего нужно определить зачем мы едим и сколько нужно есть?
(обсуждение) Запишем первый пункт памятки: «Есть столько, сколько нужно для сохранения массы тела, соответствующей росту и весу.
- А сколько раз в день нам нужно есть? (обсуждение) Запись второго пункта памятки:»Есть не чаще 3-4 раз в день через регулярные промежутки времени, стараясь принимать пищу в одно и то же время».
- Как в течение дня надо распределить пищу? (обсуждение) Третий пункт:
«Умело распределить количество пищи между трапезами, выделив около 30% на завтрак, около 10% на второй завтрак, 40% на обед и 20% на ужин.
- Какие вещества и в каком соотношении мы должны получать с пищей?
(обсуждение) Пятый пункт: «В повседневном питании обеспечить определенное соотношение между отдельными компонентами пищи, не забывая об определенном минимуме белков».
- Чтобы наш кишечник не засорился нам необходим для него «бульдозер».
Что будет служить нам подобным бульдозером? (обсуждение) Пятый пункт: «В ежедневном рационе должны быть блюда, содержащие клетчатку – овощи типа свеклы,. Капусты, редьки, хлеб грубого помола, фрукты, морковь и т.д.»
- Что, кроме белков, жиров и углеводов необходимо нашему организму?
(обсуждение) Шестой пункт: Не забывать об употреблении витаминов и минеральных веществ. Для этого питание должно быть разнообразным и включать свежие фрукты и всевозможные овощи».
- Чего в нашем организме более всего? (воды) (обсуждение) запись шестого пункта: «Не забывать о необходимом количестве воды. В нормальных условиях человек нуждается в 2-х литрах воды, включая суп, чай, молоко, кофе».

Домашним заданием вам будет показать эту памятку с родителями и узнать их мнение о ней.

Подведение итогов урока: Итак, чем мы занимались на сегодняшнем уроке?
Зачем нам необходима эта памятка? Для чего необходимо рациональное питание?

Завершение урока


5. Пищевые рационы в школе и дома с учетом принципов рационального питания.
Но необходимо не только научить ребенка правильно питаться, но и учитывать принципы рационального питания при составлении рационов питания дома, в детском саду, в школе. Они должны включать все витамины и питательные вещества требуемые растущим организмом ребенка.

Рациональное питание:
Последние десятилетия характеризуются значительным возрастанием интереса к проблеме питания человека, и это не удивительно, т.к. правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а так же сохранение здоровья. В то же время ответ на вопрос “Что же значит правильно питаться?” остается спорным. Существует много взглядов (порой диаметрально противоположных) на питание: по Брегу, по Шелтону, по
Шаталовой; многие люди придерживаются вегетарианской ориентации питания, одни предпочитают сыроедение, другие – макробиотику, третьи являются сторонниками энергетического питания и т.д. Отдавая должное всему тому рациональному, что заложено в тех или иных взглядах на питание, следует отметить один большой для них недостаток: малое количество наблюдений и отсутствие строгой статистической обработки полученных данных. В наименьшей степени этот недостаток присущ разработанной у нас в стране концепции сбалансированного питания (КСП) А.А.Покровского, которая на настоящий момент является наиболее распространенной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.