Рефераты. Рациональное питание в рамках курса "Валеология" начальной школы

Жиры и углеводы также служат в организме строительным материалом. Но основное их значение – обеспечение организма энергией. Жиры и углеводы способны взаимообращаться. Эта возможность превращения жиров в углеводы и углеводов в жиры позволяет организму приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, быть более гибким и не утрачивать работоспособность  при некоторых качественных изменений в составе пищи.

Оптимальный вариант соотношения в пище белков, жиров и углеводов следующий: белков –14%, жиров – 30% и углеводов – до 56%.

Важно принимать пищу в определенные часы, потому что организм, вся деятельность которого  построена по принципу рефлекса      , заранее готовится к приему пищи. Такая подготовка – один из приспособительных механизмов, обеспечивающих более полное переваривание пищи с меньшими затратами. Нарушение привычного ритма питания влекут за собой нарушения пищеварения, а также болезненные состояния, что приводит к скорому изнашиванию пищеварительных органов.

Не нужно увлекаться сладостями. Повышенная концентрация сахара в крови вредно действует на почки и другие органы.

Человек, который неравнодушен к соленому, рискует со временем обрести заболевания сердца и почек.

Любые погрешности в питании значительно сокращают нашу жизнь.

 

 

Ход урока:

Организационный момент.

Вводная беседа.

Учитель: Итак , ребята, дома вы прочитали текст и обсудили его с родителями. Кто желает рассказать нам об обсуждении а своей семье? (рассказы детей)

Не кажется ли вам, что информация в тексте очень полезная? Но она очень объемная и чтобы нам ее легче было запомнить, нам нужно записать только самое главное в памятку.

- Прежде всего нужно определить зачем мы едим и сколько нужно есть? (обсуждение) Запишем первый пункт памятки: «Есть столько, сколько нужно для сохранения массы тела, соответствующей росту и весу.

- А сколько раз в день нам нужно есть? (обсуждение) Запись второго пункта памятки:»Есть не чаще 3-4 раз в день через регулярные промежутки времени, стараясь принимать пищу в одно и то же время».

- Как в течение дня надо распределить пищу? (обсуждение) Третий пункт: «Умело распределить количество пищи между трапезами, выделив около 30% на завтрак, около 10% на второй завтрак, 40% на обед и 20% на ужин.

- Какие вещества и в каком соотношении мы должны получать с пищей? (обсуждение) Пятый пункт: «В повседневном питании обеспечить определенное соотношение между отдельными компонентами пищи, не забывая об определенном минимуме белков».

- Чтобы наш кишечник не засорился нам  необходим для него «бульдозер». Что будет служить нам подобным бульдозером? (обсуждение) Пятый пункт: «В ежедневном рационе должны быть блюда, содержащие клетчатку – овощи типа свеклы,. Капусты, редьки, хлеб грубого помола, фрукты, морковь и т.д.»

- Что, кроме белков, жиров и углеводов необходимо нашему организму? (обсуждение) Шестой пункт: Не забывать об употреблении витаминов и минеральных веществ. Для этого  питание должно быть разнообразным и включать свежие фрукты и всевозможные овощи».

- Чего в нашем организме более всего? (воды) (обсуждение) запись шестого пункта: «Не забывать о необходимом количестве воды. В нормальных условиях человек нуждается в 2-х литрах воды, включая суп, чай, молоко, кофе».


Домашним заданием вам будет показать эту памятку с родителями и узнать их мнение о ней.


Подведение итогов урока: Итак, чем мы занимались на сегодняшнем уроке? Зачем нам необходима эта памятка? Для чего необходимо рациональное питание?

Завершение урока


5. Пищевые рационы в школе и дома с учетом принципов рационального питания.

Но необходимо не только научить ребенка правильно питаться, но и учитывать принципы рационального питания  при составлении рационов питания дома, в детском саду, в школе. Они должны включать все витамины и питательные вещества  требуемые растущим организмом ребенка.


Рациональное питание:

Последние десятилетия характеризуются значительным возрастанием интереса к проблеме питания человека, и это не удивительно, т.к. правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а так же сохранение здоровья. В то же время ответ на вопрос “Что же значит правильно питаться?” остается спорным. Существует много взглядов (порой диаметрально противоположных) на питание: по Брегу, по Шелтону, по Шаталовой; многие люди придерживаются вегетарианской ориентации питания, одни предпочитают сыроедение, другие – макробиотику, третьи являются сторонниками энергетического питания и т.д. Отдавая должное всему тому рациональному, что заложено в тех или иных взглядах на питание, следует отметить один большой для них недостаток: малое количество наблюдений и отсутствие строгой статистической обработки полученных данных. В наименьшей степени этот недостаток присущ разработанной у нас в стране концепции сбалансированного питания (КСП) А.А.Покровского, которая на настоящий момент является наиболее распространенной.


Концепция сбалансированного питания может быть в целом сведена к следующим принципам:

·        соответствие энергопотребления энергетическим тратам человека;

·        соблюдение достаточно строгих взаимоотношений между многочисленными незаменимыми факторами питания, каждому из которых в обмене веществ принадлежит специфическая роль;

·        определенный режим питания.


Реализация первого принципа  КСП подразумевает, во-первых, определение уровня энерготрат, во-вторых, определение энергии, содержащейся в том или ином количестве той или иной пищи.


Определив общие энерготраты человека, можно так составить его рацион, чтобы энергия, поступившая в организм с пищей, была бы равна затраченной. Следует, правда, отметить, что применительно к питанию детей этот принцип требует некоторой поправки: Энергопотребление должно быть примерно на 10% больше энергозатрат, что связано с процессами роста. Средние величины суточного общего обмена школьников в возрасте 7 - 10 лет равны примерно 65 ккал/кг массы тела; в возрасте 11 - 15 лет - 55 ккал/кг массы тела. Исходя из этих величин и нужно рассчитывать энергетическую стоимость пищевых рационов школьников.


Энергетическая ценность пищевых продуктов определяется следующим образом. Пищевые продукты, которые мы едим, включают в себя пищевые вещества: белки, жиры и углеводы. Образующуюся в организме в процессе превращения пищевых веществ энергию принято измерять в единицах тепловой энергии - килокалориях или килоджоулях (1 ккал = 4,186 кДж). Каждое из пищевых веществ обладает своим калорическим коэффициентом - количеством энергии, образующимся в процессе сгорания 1 грамма пищевого вещества. Для белков калорический коэффициент равен 4 ккал, для жиров - 9 ккал, углеводов - 4 ккал. Зная общий обмен человека  и калорические коэффициенты пищевых веществ, можно так составить пищевой рацион, чтобы превратить первый принцип концепции сбалансированного питания (соответствие энерготрат энергопотреблению) был реализован.


Несколько иначе подходят к проблеме обеспечения организма человека необходимым количеством энергии сторонники концепции энергетического питания. Согласно этой концепции энергетическая ценность пищи обусловлена в первую очередь содержанием в ней так называемой (психической) жизненной энергии, и наиболее богаты такой энергией продукты растительного происхождения, т.к. по своему назначению являются семенами и  должны дать будущую жизнь. Из животных продуктов большой запас жизненной энергии содержат коровье молоко и оплодотворенные яйца. Отсюда делается вывод, что при составлении пищевого рациона следует исходить прежде всего из обеспечения человека прежде всего жизненной энергией, т.е. употреблять преимущественно растительную пищу (продукты переработки злаков, овощи и фрукты) и молочные продукты (лучше кисломолочные - кефир, йогурт, творог и прочие, т.к. в организме большинства взрослых людей отсутствует фермент лактаза, перерабатывающий молочный сахар до конечных продуктов).


Если теперь вернуться к концепции сбалансированного питания, надо помнить, что учет только первого принципа этой концепции недостаточен при правильной организации питания. Так, например, общий обмен ученика среднего школьного возраста в среднем равен 2400 - 2500 ккал/сутки. Получить с пищей в сутки он должен примерно 2700 ккал. Если мы дадим ему 300 грамм жиров, энерготраты будут полностью покрыты (первый принцип соблюден), но понятно, что такую диету использовать нельзя. Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимы в нужном количестве и оптимальном соотношении все компоненты пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода (второй принцип концепции сбалансированного питания).


Белки - сложные азотосодержащии биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты. Являясь незаменимым компонентом пищевого рациона человека, белки выполняют роль жизненно важных функций:

·        Пластическая. Белки составляют 15-20 % сырой массы различных тканей (липиды и углеводы - лишь 1-5%) и являются основным строительным материалом клетки, ее органоидов и межклеточного вещества. Кроме того белки вместе с липидами входят в состав всех биологических мембран, играющих важную роль как в построении клеток, так и в их функционировании.

·        Каталитическая. Белки являются основным компонентом всех известных в настоящее время ферментов - катализаторов и регуляторов обменных процессов в организме.

·        Гормональная. Большая часть гормонов человеческого организма (гормоны гипофиза, надпочечников, тиреоидный, инсулин и др.) имеет белковую природу.

·        Функция специфичности (защитная). Белки обеспечивают тканевую, индивидуальную и видовую специфичность, лежащую в основе проявлений иммунитета и аллергии. Взаимодействие антигенов (чужеродных белков) с антителами (собственными иммуноглобулинами, образующимися в организме) составляет основу защитных реакций от чужеродных агентов.

·        Транспортная. Белки принимают участие в транспорте кислорода кровью (гемоглобин), липидов, углеводов, некоторых витаминов, гормонов и лекарственных веществ.

·        Энергетическая. Хотя основной функцией пищевых белков является обеспечение организма пластическим материалом, часть их, Окисляясь в организме, участвует в снабжении его энергией. Использование белков в качестве источника энергии усиливается при голодании и при относительном дефиците углеводов и жиров.


При расщеплении белков в пищеварительном тракте человека образуется 20 различных аминокислот, 8 из которых (для детей до 1 года жизни - 9) не синтезируются в организме. т.е. являются незаменимыми. Остальные 11 аминокислот могут претерпевать в организме взаимопревращения и не относятся к незаменимым. Незаменимые аминокислоты преимущественно содержатся в белках животного происхождения, растительные белки относительно бедны такими аминокислотами. Исходя из этого вегетарианство (употребление в пищу лишь растительных продуктов) с точки зрения концепции сбалансированного питания не оправдано, особенно при питании детей и подростков с их бурными процессами роста. Но наряду с ортодоксальным вегетарианством, полностью исключающим использование в пищу животных продуктов, существует и так называемое лактовегетарианство (употребление молока) и лактоововегетарианство (употребление молока и яиц). Такой рацион, по-видимому, вполне может обеспечить потребности организма в незаменимых аминокислотах. Кроме того, довольно много биологически ценных белков в бобовых растениях (соя, горох, фасоль, бобы), а так же в грибах и орехах. Тем не менее, концепция сбалансированного питания белковый рацион человека должен примерно на 2/3 состоять из белков животного происхождения и лишь на 1/3 - растительного.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.