Рефераты. Психотерапия по методу символдрамы

Пациентка после психотерапии


Симптоматика


Пациентка полностью освободилась от истощенно-депрессивной симптоматики. Она ощущала себя, словно рожденной заново. Она как бы по новом прошла весь свой жизненный путь, открывающий широкие возможности для будущего, в то же время, не испытывая горечи, вины и сожаления от прошлого. Сейчас она воспринимала свое прежнее состояние, приведшее к терапии не как болезнь, а как хорошую базу для начала личностного роста и познания себя. Ее самооценка значительно выросла, и она уже не испытывала мучительной зависимости от чужого мнения, будучи способной свободно выражать и отстаивать свои желания, не испытывая при этом чувства вины. На фоне психотерапии пациентка смогла открыть в себе богатые творческие способности, что доставляло ей радость и удовлетворение, и создавало возможности для профессионального самоутверждения и социальной адаптации.


Структура личности


Относительно поставленного в начале психотерапии диагноза нарциссической структуры личности можно говорить о явном прогрессе, в ходе которого пациентка обрела соответствующую зрелость, выйдя на невротический уровень развития.

В ходе психотерапии пациентке удалось сформировать четкие границы Эго и достигнуть целостности интеграции“Я– и объект- репрезентаций”, что отразилось как в изменении психологических защит, таки в качественном изменении межличностных отношений и самооценки.

Наглядным отражением психодинамических процессов в символдраме явилась большая пластичность и свобода в представлении образов, а также изменение техники рисунков, где демонстрировалась более четкая структура, насыщенная яркая палитра цветовой гаммы, способность к изображению человеческого тела, что в начале терапии было невозможным.

О произошедших изменениях в структуре личности говорят также сновидения пациентки, наглядно отражавшие внутренние конфликты и динамику течения психотерапевтического процесса.


Система значимых межличностных отношений


В ходе психотерапии пациентка смогла вырасти из ограничивающих симбиотических отношений со значимыми близкими людьми и превратить их в зрелые, имеющие определенные границы, но наполненные любви и взаимоуважения.

Качественно изменились ее отношения с матерью, они стали более равноправными и доверительными. Пациентка уже не чувствовала той детской зависимости и контроля со стороны матери, а та, в свою очередь, рсмогла признать свои ошибки и оценить возросшую зрелость дочери.

Отношения с мужем и сыном также изменились. Пациентка и первоначально оценивала свой брак как достаточно благополучный, однако ее тяготил чрезмерный контроль и опека, которые она приписывала мужу считая, что его устраиваетинфантильность и нерешительность жены. В ходе психотерапии она опасалась, что придется в буквальном смысле отвоевывать свою свободу. Однако муж доброжелательно воспринимал перемены, происходящие с ней. К завершающему этапу терапии пациентка отметила, что их отношения стали намного теплее и искреннее. Отношения же с сыном, стали более дистантными. Сын стал проводить больше времени с отцом, советуясь с ним по значимым вопросам, с которыми ранее обращался к матери. У них появились общие увлечения, и отец проявлял большую терпимость в отношениях с сыном, и пациентку радовало это.

Стали отмечаться позитивные изменения в сексуальной жизни пациентки. Она стала лучше чувствовать свое тело, стала более спонтанна и откровенна в выражении своих желаний. Муж воспринимался ею “не только как надежная опора, но и как любовник”.

Отношения с подругой, которые являлись ранее для нее болезненно-зависимыми, которые она хотела, но не могла изменить, теперь перешли на уровень дружеских, пациентка была способна спокойно переносить общение с подругой, не испытывая вины,не чувствуя себя использованной, и не вовлекаясь в негативно-эмоциональные переживания подруги.Ей удалось убедить подругу в необходимостиобращения к психотерапевту, дав понять, что не сможет больше решать ее проблемы.


Дальнейшее возможное развитие и прогноз


После завершения психодинамической психотерапии заключительная фаза психотерапии была продолжена. Интервалы между сессиями составляли 2 – 3 недели. Пациентка ведет активный образ жизни, продолжая творческую работу с батиком, планируя пойти на курсы обучения, и в дальнейшем создать кружок для детей и подростков. Она преодолела робость и пошла на курсы вождения автомобилем. Муж поддержал и одобрил ее желание. Заканчивается строительство их частного дома и семья планирует переезд в большой город. Пациентка с нетерпением ожидает этого момента, не страшась возможных сложностей и перемены образа жизни. Исходя из пройденного ею развития, можно говорить о благоприятном прогнозе и дальнейшем личностном росте и социальной адаптации.


Приложение


Краткое описание 15 мотивов символдрамы


Тест Цветок: Представила себя 6-летней девочкой. Долго не могла выбрать определенный цветок среди множества других, растущих на поляне, которые срывала и вплетала в венок. Наконец, увидела большую белую ромашку с нежным, приятным ароматом на высоком и толстом стебле. Было приятно лежать на поляне рядом с этой ромашкой и наблюдать за летающими в небе самолетами.

Ручей: После представления луга спонтанно возник ручей. По берегам рос густой смешанный лес, вызывающий тревогу. Идти вдоль берега было невозможно из-за илистой почвы, в которой утопали ноги, боялась, что затянет, как в болото. Вода была приятная на ощупь, но мутная, пробовать на вкус ее не хотелось.

Луг: Представила большой луг, на котором росло много цветов и себя 6-7-летней девочкой. Теплый летний, солнечный день. Трава мягкая, сочная. Захотелось поваляться на траве, которая напоминала перину. Земля мягкая, от нее исходила легкая прохлада,это вызывало приятные чувства. Лежа на лугу, переживала чувства покоя и умиротворения, дыша воздухом, как бы наполняя себя жизнью.

Опушка леса: Представила пугливую рыжую лису, которую осторожно кормила бутербродами. По мере насыщения, лиса становилась смелее и брала еду из рук. Удалось погладить лису, взять ее на руки. В завершении образа лиса сыта и довольна.

Источник: Первоначально возникший образ луга, в центре которого был шалаш, в котором пациентка в образе девочки 7 лет пряталась от грозы. На улице было темно и ветрено, это вызывало сильную тревогу. Она пыталась сражаться с тучами с помощью солнечных зайчиков, однако безуспешно. Было предложено поискать место, где было бы очень хорошо. Возник берег моря, цветущие кусты магнолии, за которыми был виден водоем. Погода быласолнечная и теплая. Водоем был оформлен как искусственное озеро, выложенное красивым камнем. Вода очень чистая, прозрачная. Пациентка с удовольствием плескалась в водоеме, в центре которогобил небольшой ключ, вода там была более прохладной, очень чистой, хорошо освежающей, пациентка с наслаждением пила эту воду, умывалась и обливала тело, испытывая чувство радости и удовольствия.

Гора: Гора была высокой и недоступной, вершина покрыта снегом и терялась в облаках. Пациентка с завидным упорством преодолевала подъем, что ассоциировалось у нее с преодолением болезни. В какой-то момент ее охватила растерянность и неуверенность, так как вершина казалась недостижимой, но она из последних сил продолжала лезть вверх. На вершине ее охватил восторг, необыкновенно яркие переживания комфорта и счастья. Гора была столь высокой, что самостоятельный спуск был не возможен, пациентка в виде птицы слетела вниз.

Озеро: Вместо ручья или реки возник образ озера, по которому она плавала на лодке, вода была чистой и прозрачной, в центре озера росли белые лилии с нежным, пьянящим ароматом. Пытаясь проплыть вдоль берегов, увидела небольшой ручеек,который терялся в камышах, проследить за его течением было не возможно.

Гора. Подъем на вершину: В образе пациентка долго поднималась в гору, преодолевая препятствия, вынужденная периодически отдыхать. Гора была высокой и крутой. Достигнув вершины, которая представляла собой большую поляну, она испытала разочарование. Пройдя по поляне, она увидела небольшое горное озеро с прохладной чистой водой. Это обрадовало ее и вдохновило, она сказала, что ради этого стоило подниматься.

Гора. Спуск с горы: Спуск с горы был значительнее труднее подъема. Она часто отдыхала. На пути ей встретился водопад, отдых и вода придали ей силы, и она смогла спуститься в низ, в последний момент, спрыгнув к подножию, не испытывая страха.Вспомнился отдых в Сочи, Голубое озеро в Абхазии, эти воспоминания придали ей силы и энергию.

Источник Сил: Представился образ водоема округлой формой с прозрачной чистой водой. Он напоминал водоем из прежнего образа. Пациентка с удовольствием погрузилась в воду, лежа на поверхности воды, испытывая приятные умиротворяющие чувства. В центре водоема бил небольшой фонтан, он стал больше, когда пациентка приблизилась к нему. Она с радостью плескалась в его брызгах, наслаждалась вкусом прохладной воды, прячась под фонтаном, как подзонтом. Выходя из водоема, она налила воды в большой бидон, и взяла с собой.

Дом: Увидела дом своего детства. Представляла себя 17-летней. Зайдя в сад, долго качалась на качелях, переживая детские чувства радости. Зайдя в дом, стала осматриваться, при этом ее охватил детский восторг и чувство щемящей ностальгии, от чего захотелось плакать. Она заходила в кладовку, библиотеку, на кухню. Выйдя в коридор, возникло чувство присутствия в доме отца, с которым ей захотелось увидеться, но в то же время она испугалась этой встречи, сказав затем, чтоне готова пока к встрече с отцом, но рада, что попала в этот дом.

Дом. Продолжение осмотра. Чердак. Сундук: Пациентка представляла себя уже взрослой. Вновь увидела дом своего детства, где ей захотелось подняться на чердак. Помещение было пыльным и темным, она опасалась зайти, пока не включила свет. Ее внимание привлек сундук, открыв который, она увидела старые детские игрушки, которые долго рассматривала, она нашла старые книги, открытки и фотографии,и увидела детскую фотографию, где улыбающийся отец держал ее на руках.

Дом. Возвращение на чердак: После предыдущего образа пациентка переживала ощущение незавершенности, ей хотелось вновь вернуться на чердак и сжечь фотографию, как будто, расставшись с фотографией отца, сможет спокойнее переживать драматические воспоминания детства. В образе она вновь поднялась на чердак, нашла в сундуке фотографию, и, разведя небольшой костер, бросила ее в огонь. Она видит на одном из обрывков фотографии лицо отца, его улыбку, ее охватывают сильные эмоциональные переживания, она плачет, по мере сгорания фотографии, костер гаснет. Она собирает пепел и развеивает его по ветру, глядя, как улетает пепел, на ее душе становится спокойно и легко. “Чувство, что я сделала то, что должна сделать. Какое-то облегчение”.

Корова: Представилась взрослая очень чистая корова коричневого цвета. Пациентка первоначально опасалась к ней подойти, не смотря на то, что у коровы были добрые глаза. Было приятно гладить корову, ощущая шелковистость и теплоту ее шерсти. Пациентка переживала необыкновенно теплые и добрые чувства от прикосновений к корове, глядя ей в глаза, таких глаз она раньше не встречала. В этом образе отразилась идеализация матери и оральный дефицит, она надоила многомолока, с удовольствием его пила, отмечая, что никогда раньше не пила такого вкусного и сладкого молока.

Строительство дома (выбор места, начало строительства):

Психотерапевт неоднократно супервизировала пациентку с обучающими психотерапевтами М.В. Игельник и С.С. Николаевской.


Начало терапии - июнь 2000

1.      5 июня. Интервью. Проективные тесты.

2.      8 июня. Тест "Цветок".

3.      15 июня. Мотив "Ручей"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.