Рефераты. Психологическое консультирование

Многие авторы предлагают разные алгоритмы работы с детьми, один из них хотелось бы привести в качестве примера :

1) Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, а так же имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребёнке лиц;

2) Беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих этапах развития ребёнка, его здоровья, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально – бытового плана;

3) Сбор информации из других учреждений, включая предшествующие психологические обследования (если они имеются);

4) Сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования);

5) Наблюдение за ребёнком в домашней, школьной или иной обстановке;

6) Экспериментально – психологическое обследование; совокупный анализ всех полученных материалов (желательно обсуждение различными специалистами).

Важным дополнением к обследованию служит анализ продуктов деятельности ребёнка (рисунки, школьные тетради, поделки, предметы увлечений и т.д.), а так же результаты изучения личности родителей.

В соответствии с общей схемой возрастно-психологического анализа полученные сведения группируются в четыре раздела:

1)      информация об истории развития ребёнка и состоянии его здоровья;

2)      сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок (семья, коллектив сверстников в саду и школе или других посещаемых учреждения);

3)       Особенности поведения и деятельности ребёнка (в процессе обследования, а так же в семье, школе или иных ситуациях);

4)      Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально – личностной сфер ребёнка;

На основе этой информации психолог – консультант должен дать общую оценку уровня развития ребёнка, описать сущность его трудностей, оценив их сложности и глубины, выделить факторы, связанные с появлением указанных трудностей, определить сферы воздействия с целью устранения или ослабления остроты проблемы и, наконец, разработать коррекционную программу или предложения по психотерапии. Все перечисленные виды и источники информации имеют самостоятельное значение и предполагают специфические средства и методы её получения.







2.2.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИ ЗАВИСИМЫХ.

Главной задачей консультирования химически зависимых клиентов является развитие опыта жизни без наркотиков и искусство сопротивления влиянию наркотической среды. Поэтому консультирование должно включать в себя:

1.развитие способности к самоосознанию и уважения к себе;

2.развитие навыков самостоятельности и ответственности, умения принимать самостоятельные решения;

3.развитие умений бороться со стрессом без употребления лекарств и наркотиков;

4.развитие умения распознавать форму «агитации» наркотической среды и сопротивляться ей;

5.методы отказа, развитие способности сказать «нет»;

6.развитие навыков борьбы с депрессией и неудачами,

7.развитие активной личностной позиции.

Психотерапия борется не с наркотиком, а с желанием человека сбежать с его помощью от реальности. Ее задачей является фактически перевоспитание, изменение взгляда человека на мир. Клиент должен перестать паразитировать на реальности, он должен принять ее и начать сотрудничать с миром, в котором он живет.

Когда же у него это получается, уже бывший наркоман еще больше начинает нуждаться в помощи консультанта, поскольку сразу появляется ряд проблем, справиться с которыми в одиночку очень сложно и проще заново окунуться в мир зависимости,  поэтому работа на этом этапе самая сложная.

Когда наркоман прекращает прием вещества и приходит в себя, то неожиданно для него выясняется, что он остался один. Таким образом, химически зависимым приходится  заново налаживать социальные контакты, менять образ жизни, привычки, приобретать новые интересы и увлечения, заниматься поиском работы. В ряде случаев ситуацию усложняют и болезни, сопутствующие химической зависимости (ВИЧ-инфекция, гепатиты, личностные изменения).

 
Характер запроса со стороны клиента:

-Я чувствую себя одиноким

-Я чувствую себя белой вороной среди других
-Мои знакомые меня избегают

 

 
Консультативные гипотезы :

-Клиент оказался в новых непривычных условиях и не знает, как себя вести в них

-Отсутствие необходимой поддержки со стороны близких

-Отсутствие трезвых друзей

-Клиент получает выгоду от своего положения одиночки


Вопросы и методики для проверки консультативных гипотез:

-Что вы сделали для того, чтобы оказаться одиноким?

-Что вы делаете, для того, чтобы не быть один?

-Как вы справляетесь с данной ситуацией?

-А  с кем вы общаетесь?

-У вас есть трезвый круг общения?

-Опросник на определение одиночества


 

 

Способы оказания воздействия :

Консультант вырабатывает совместно с клиентом стратегию знакомства с новыми людьми, помогает выбрать тех людей, с которыми может и хочет общаться клиент и вырабатывает тактику и стратегию поведения с ними. С клиентом также можно обсудить проблему одиночества с экзистенциальных позиций психологического консультирования, поговорить о том, что значит одиночество, что это такое. Объяснить, что все люди по-своему одиноки, особенно в ситуации экзистенциального кризиса.


Психолог-консультант должен научить клиента основным правилам безопасности, среди которых постулат о занятости – в минуты, когда человек занят, гораздо меньше шансов на посещение его сознания мыслей о возобновлении увлечения наркотиками.

Консультант может использовать следующие техники при работе с клиентом в данной ситуации: ролевая игра, моделирование поведения, техники гештальттерапии (якорение, «горячий стул»), репетиция поведения, ранжирование ситуаций, вызывающих страх или высокую вероятность срыва с последующей проработкой.

Работа психолога-консультанта заключается и в просветительской работе: клиенту следует объяснить, что механизмы действия ПАВ сходны, что часто наркотические срывы происходят в состоянии алкогольного опьянения, когда в химически зависимого человеке «просыпается» больная личность, – личность наркомана, когда измененное сознание не в силах придерживаться законов логики. В этом случае психолог может рекомендовать чтение антинаркотической литературы (библиотерапия): Джек Лондон «Джон Ячменное зерно», например, написание сочинений на противонаркотические темы, противонаркотическую работу.

Кроме того, у таких людей всегда возникают личностные проблемы. Часто злоупотребление алкоголем и наркотиками связано с низкой самооценкой и большим самолюбием (болезненное самолюбие – это один из способов защиты личности от саморазрушения), поэтому значительная часть работы психолога-консультанта должна быть направлена на выработку адекватной самооценки, Я-концепции, уровня притязаний, понижение тревожности, снижение мотивации готовности к риску, выработку уверенности в себе и т.д. Очень часто, бросив наркотики,  человек возвращается в компанию наркоманов или алкоголиков изначально не для того, чтобы принять наркотик, а для того, чтобы пообщаться с людьми, которые «все понимают» и не давят на его самолюбие. В такой ситуации психолог-консультант может работать с клиентом с помощью экзистенциальных методов консультирования, может использовать следующие техники: ролевая игра, моделирование, когнитивно-поведенческое консультирование, логотерапию Франкла и др.


Любой человек подвержен мыслям о суициде, не стоит даже говорить о человеке, личность которого подверглась очень сильным переменам за время употребления наркотиков или алкоголя. Для осуществления превенции самоубийств ВОЗ предлагает использовать три концептуальные модели.

Медицинская модель превенции рассматривает попытку суицида прежде всего как крик о помощи, к которому приводят эмоциональные расстройства и психологический кризис. Консультирование, медикаментозное и психотерапевтическое лечение, снижающие уровень аутоагрессии, являются основными задачами этой модели.

Социологическая модель ориентирована на идентификацию факторов и групп риска с целью адекватного контроля за суицидальными тенденциями.

Экологическая модель предусматривает исследование связи суицидов с факторами внешнего окружения в конкретном социокультурном контексте. Реализация этой модели состоит, прежде всего, в контроле и ограничении доступа к различным средствам и инструментам аутоагрессии.

Главный смысл превентивных мер состоит в том, чтобы убедить общество, что суицидальные мысли психологически понятны и сами по себе не являются болезнью, ибо представляют естественную часть человеческого существования; что суицидальное поведение преходяще и доступно разрешению, а потому предотвратимо, если у людей будет желание выслушать другого человека и помочь ему.

Суицидальная интервенция имеет целью сохранение жизни.

Поственция имеет в виду усилия по предотвращению повторения акта аутоагрессии, а также предупреждение развития посттравматических стрессовых расстройств у уцелевших и их окружения. Задачи поственции состоят в облегчении процесса приспособления к реальности у переживающих трудности, уменьшении степени заразительности суицидального поведения, оценке и идентификации факторов риска повторного суицида.

Заключение контракта. При любой степени суицидального риска, если дело не доходит до процедуры отслеживания, беседа продолжается в направлении выработки альтернативного решения. Оно вырабатывается совместно и предусматривает план действий. Он должен быть ясным и конкретным: где, как и с кем собирается провести абонент ближайшие часы и дни. Для этого важна уверенность, что собеседник контролирует мысли и чувства. По возможности, следует помочь ему отчетливо структурировать будущее. При необходимости оказывается не лишним побудить обратиться к специалистам, но не следует гарантировать быстрый и обязательный успех. Принципиальной установкой контракта является уверенность, что собеседники преследуют одну и ту же цель.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Алешина Ю.Е. “Специфика психологического консультирования”/“Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы”, №1, 1994

2.  Кабанов М.М., Гузиков Б.М., Зобнов В.М. Принципы построения современных психотерапевтических программ в наркологии // Новые подходы к лечению алкоголизма, наркомании и токсикомании: Междунар. Симп. Тез. докл. – Гагра, 1989.

3.   Коттлер Дж., Браун Р., Психотерапевтическое консультирование. – С - П., 2001

4.   Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. – Москва – Воронеж, 2000.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.