Рефераты. Психологический анализ личности спортсмена

Психологический анализ личности спортсмена

Федеральное Агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

«Ярославский Государственный Университет имени П. Г. Демидова»

Кафедра педагогики и педагогической психологии.








Курсовая работа

«Психологический анализ личности спортсмена»




Научный руководитель:

к. пс. н. Огородова Т. В..

Выполнила:

Студентка группы ПС-22

Сотникова Е.А.








Ярославль, 2010 год.

Оглавление


Введение

Глава 1. Предмет и задачи психологии спорта

1.1 История возникновения и развития психологии спорта

1.2 Определение предмета психологии спорта

1.3 Предмет спортивной психологии

1.4 Цели и задачи психологии спорта

Глава 2. Спортивная деятельность

2.1 Психологическая характеристика деятельности

2.2 Общее понятие о спортивной деятельности

2.3 Основные психологические особенности спортивной деятельности

2.4 Мотивационная сфера спортивной деятельности

Глава 3. Личность и спорт: смысл и измерение

3.1 Теории личности

3.2 Принципы личностного обследования спортсменов

Глава 4. Личность спортсмена

4.1 Черты личности в спортивных группах

4.2 Личностные изменения, связанные с занятиями спорта

Выводы

Список литературы

Введение


Тема нашей работы «Психологический анализ деятельности и личности спортсмена» является важной и значимой.

Спорт - это специфический вид человеческой деятельности и в то же время - социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе и государства. Специфичность условий, существующих при занятиях спортом, определяется предметом деятельности как способа видения объекта исследования. Им является человек, сознательно овладевающий движениями своего тела, умениями целенаправленно перемещать его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью человек развивает физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость), совершенствует психические процессы, состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных социальных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие и специальные алгоритмы действий (умения и навыки), необходимые для успешной реализации физической и психической активности в условиях собственной жизнедеятельности.

Цель работы:

Провести обзор по проблеме психологического анализа личности спортсмена и спортивной деятельности.

Задачи:

Провести теоретический обзор психологической литературы по проблеме спортивной деятельности в психологии.

Провести теоретический обзор по проблеме психологии личности спортсмена

Объект исследования: спортивная деятельность

Предмет исследования: психологические подходы к исследованию личности спортсмена анализ деятельности и личности спортсмена

Глава 1. Предмет и задачи психологии спорта


1.1 История возникновения и развития психологии спорта


Термин «психология спорта» введён в научный обиход русским психологом В.Ф. Чижем [18], хотя ещё раньше, в самом начале ХХ века, это понятие использовал в своих статьях и основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. В 1913 году по инициативе Международного олимпийского комитета в Лозанне (Швейцария) был организован конгресс по психологии спорта, и с этого момента рассматриваемая наука получила официальный статус. Однако слабое развитие спорта не способствовало и быстрому развитию науки, которой занимались лишь отдельные учёные, в основном в США, Германии, СССР. В нашей стране зачинателями психологии спорта были А.П. Нечаев, опубликовавший в 1927 году монографию «Психология физической культуры», А.Ц. Пуни [14], З.И. Чучмарев, П.А. Рудик[10] . В довоенные годы были разработаны программы спецкурса «Психология спорта» для институтов физической культуры.

Интенсивное развитие психологии спорта началось во многих странах после Второй мировой войны. Это было связанно с ростом престижности спорта, а также борьбой двух политических систем – социалистической и капиталистической, стремившихся доказать свое преимущество, в том числе, и через спортивные достижения.

Немного позже стали регулярно проводиться Международные конгрессы по психологии спорта, в 1970 году был учрежден «Международный журнал по психологии спорта», в 60-х годах возникли Европейская и Североамериканская ассоциации психологов спорта.

В нашей стране в 1952 году А.Ц. Пуни [14] была защищена первая докторская диссертация по психологии спорта, а затем появились монографии, посвящённые исследованиям в этой отрасли психологии.

В настоящее время психология спорта стала не только теоретической, но и практической дисциплиной, оказывающей существенную помощь спортсменам и тренерам в их стремлении достичь высоких спортивных результатов [5].


1.2 Определение предмета психологии спорта


Психология спорта - это область психологической науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Кратко можно сказать, что психология спорта – это наука о человеке в сфере спорта. Необходимость появления этой науки обусловлена специфическими условиями спортивной деятельности, прежде всего стремлением к максимальным достижениям, состязательностью, большими, а иногда и предельными, физическими и психическими нагрузками [5].

Современный спорт, особенно спорт высших достижений, - это не только большие физические нагрузки на организм в ходе тренировочного процесса и во время соревнований, но и высокая психическая напряженность. Спортсмен нередко попадает в экстремальные ситуации, к которым необходимо адаптироваться и научиться их преодолевать, в противном случае успех в соревнованиях будет для него недостижимым.


1.3 Предмет спортивной психологии


Предметом психологии спорта являются психологические особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена. Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств [2].

Виды спорта многообразны, но все они требуют участие в спортивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения, с одной стороны, характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой – личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Наряду с другими науками психология спорта призвана дать анализ важнейших сторон спортивной деятельности и тем помочь рациональному решению многих связанных с ней практических вопросов.


1.4 Цели и задачи психологии спорта


Основные цели психологии спорта – изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям [2].

Достижение целей психологии спорта предполагает решение следующих конкретных задач:

1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:

психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта).

выявление характера влияния соревнований на спортсменов.

определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена.

определение (совместно с представителями других спортивных наук) совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях.

психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.

2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок.

Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов [2]

Вывод: мы проанализировали литературу, и пришли к выводу, что

Психология спорта - это область психологической науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.

Предметом психологии спорта являются психологические особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена.

Основные цели психологии спорта – изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.


Глава 2. Спортивная деятельность


2.1 Психологическая характеристика деятельности


Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью.

Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, то есть определяет ее цели и задачи.

Деятельность человека – очень сложное и многообразное явление, в осуществлении которого задействованы все компоненты иерархической структуры человека (физиологический, психический, социальный) [9].

В чем же состоит предмет психологического изучения деятельности? Рассматривая данный вопрос, С.Л.Рубинштейн писал: «Анализ психических механизмов деятельности приводит к функциям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не означает, что психологический анализ деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы» [4].

Вместе с тем, ограничение изучения деятельности внутренними психическими процессами и состояниями субъекта было бы односторонним. Следовательно, в предмет психологического изучения деятельности должны быть включены внешние предметные действия субъекта [6].

Анализируя проблему соотношения деятельности и психики, нужно отметить, что любая деятельность имеет внешнюю и внутреннюю стороны, и они связаны между собой неразрывною

Разделение деятельности на внешнюю и внутреннюю - это искусственное разделение. Любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс, так или иначе, проявляется вовне. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать, как они связаны, а в том, чтобы, изучая "внешнюю сторону" деятельности, раскрыть "внутреннюю сторону", а точнее, понять реальную роль психического в деятельности [7].

Таким образом, задача психологического изучения деятельности заключается в том, чтобы раскрыть систему ее теоретических начал, раскрыть, как в процессе целенаправленной активности личности происходит практическое преобразование объективного мира, каков механизм психической регуляции деятельности, как в процессе деятельности изменяется сам человек, как деятельность влияет на развитие возможностей человека и на завершение его природы и как сама деятельность принимает индивидуальный характер [19].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.