Рефераты. Психологическая подготовка пловцов к соревнованиям

4. Уровень мотивации достижения у спортсмена. Необходимым условием здесь является оптимальный уровень развития. Уровень мотивации подвергается воздействию и воспитанию в том случае, если выявлена истинная побуждающая к занятиям спортом причина.

5. Способность к соперничеству, соревновательности, играющая немаловажную роль в спортивной деятельности. Данное качество, как и предыдущее, достаточно хорошо поддается воспитанию и коррекции при условии, если первоначальный уровень его развития выше средних значений.

6. Волевой контроль. При высоком уровне развития это достаточно сильное качество, способное компенсировать недостаточно высокий уровень развития таких способностей, как соревновательность, устойчивость в стрессе и мотивация.

Описанная нами схема основных и необходимых особенностей, характеризующих личность пловца высокого класса, представляет несомненный практический интерес, так как вполне может служить ориентиром при отборе кандидатов в команду. Однако следует сказать, что для непосредственной работы со спортсменом необходим строго индивидуальный подход при оценке описанных выше качеств с учетом: во-первых, возможностей взаимокомпенсации недостаточно развитого качества другим или группой других важных для спортсмена личностных качеств; во-вторых, наиболее полной картины профиля личности по всем психологическим характеристикам, полученным в результате комплексного психодиагностического тестирования.

При этом нас должна привлекать с точки зрения отбора личность яркая, выразительная в своих проявлениях, иными словами, акцентированная. В итоге принципиального значения не имеет, какова направленность этих акцентов. В определенной степени они могут носить отрицательный характер. Например, такие качества, как чрезмерное стремление к лидерству, к доминированию над окружающими, агрессивность и т.п., в нормальной, житейской обстановке могут восприниматься как недостатки и вызывать отрицательное отношение, Однако при своевременной их диагностике (выявлении) и правильном подходе со стороны тренера "энергия" этих, казалось бы отрицательных, черт может быть направлена в положительную стропу. Так, чрезмерное стремление к доминированию может быть трансформировано в стремление, в потребность только выигрывать у спарринг-партнеров и соперников, в твердость духа; агрессивность - в желание работать и бороться с усталостью, секундомером, собой и побеждать в этой борьбе и т.д. Следует сказать также и о том, что работа с яркой, акцентированной личностью является для тренера намного более сложной, нежели с личностью, не отличающейся какими-либо акцентами. По этой причине мы часто наблюдаем межличностный конфликт тренера и ученика, который порой кончается тем, что два нужных друг другу человека, не сумев найти правильного взаимного подхода, вынуждены отказаться от совместной работы. В подобной острой ситуации важность и необходимость психодиагностического контроля очевидна, так как в результате его возможно выявить скрытые механизмы внешних и видимых проявлений сложных ситуаций и найти наиболее верные пути управления ими.

В целом для осуществления контроля за психологической подготовленностью спортсменов мы рекомендуем проведение психодиагностического тестирования не менее 2 раз в течение тренировочного цикла. Первое тестирование - в начале цикла (для получения так называемого исходного, или фонового, уровня параметров психологического состояния личности) и второе тестирование - не менее чем за 2-4 недели до основных соревнований сезона.

На основании исходных данных дается прогноз о переносимости стресса, о возможностях интеллектуального и волевого контроля всех проявлений поведения в стрессовой ситуации, об уровне мотивации достижения, а также вырабатываются конкретные индивидуальные рекомендации по наиболее эффективным способам воздействия, направленным на оптимизацию уровня необходимых для конкретной личности качеств с учетом общего личностного профиля. В результате второго тестирования дается заключение об уровне таких лабильных качеств личности, как тревожность, чувствительность, соревновательность, с целью внесения коррективов в индивидуальную работу со спортсменами.

Для повышения эффективности и качества индивидуальной работы тренера и психолога со спортсменами целесообразно провести третье, контрольное тестирование в середине сезона (между исходным и основным тестированиями). Данное контрольное тестирование вполне достаточно осуществлять с помощью одного теста Кэттелла.


2.2 Структура психологической подготовленности пловца


Психологическую подготовку спортсмена осуществляет главным образом тренер путем систематического управления состоянием и поведением спортсмена в процессе занятий плаванием. Личность спортсмена проявляется в процессе социальных взаимоотношений и характеризуется прежде всего ценностью нравственных норм и идейного содержания.

Морально-волевая подготовленность

Воспитание нравственности у спортсменов является частью общепедагогической задачи по формированию гармонично развитой, общественно активной личности. В учебно-тренировочном процессе находит свое отражение воспитание у пловцов таких социально значимых нравственных норм, как патриотизм, товарищество, гуманизм, дисциплинированность, честность, сознательное отношение к труду, критическое отношение к себе и стремление к самосовершенствованию. Спортивная этика включает в себя соблюдение спортсменом правил соревнований и норм нравственности по отношению к тренировкам и соревнованиям, к себе и людям, обеспечивающим занятия плаванием.

В процессе воспитания нравственности тренер целенаправленно воздействует на формирование личности спортсмена и спортивного коллективизма в целом. Такие формы и методы воспитания, как беседы, лекции, диспуты, собрания, включающие вопросы нравственности, совершенствуют моральные знания спортсмена, влияют на формирование нравственных убеждений и представлений о нравственных ценностях. Однако основным методом формирования норм нравственности является создание в спортивном коллективе практических ситуаций, в которых проявляются нравственные качества спортсмена. Контроль за уровнем моральных качеств спортсмена можно осуществлять, используя балльные оценки степени проявления данных качеств (В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, 1986).

Развитие личности спортсмена не может рассматриваться в отрыве от коллектива, в котором он тренируется, от системы отношений, в которые он вступает. В межличностных отношениях спортсмен проявляет себя как личность и имеет возможность оценить себя в системе отношений, в которые он вступает. Широко распространенным методом исследования взаимоотношений в спортивных коллективах является метод социометрии. Популярность метода объясняется его доступностью и простотой проведения.

Метод социометрии позволяет выявить:

особенности авторитета каждого пловца в группе (определение лидера группы);

отношения сильнейших пловцов между собой и характер их взаимоотношений с менее сильными пловцами;

негативные межличностные связи отдельных пловцов;

положение новичков в коллективе;

сплоченность группы и потребность в общении отдельных пловцов. Тренер, используя педагогические наблюдения, характеристики спортсменов, результаты и рекомендации исследований взаимоотношений спортсменов (Ю.А. Коломейцев, 1984, В.Л. Марищук и др., 1984, В. Параносич, Л. Лазаревич, 1977), может установить мотивы, причины и содержательную сторону межличностных отношений и руководствоваться ими в создании сплоченного спортивного коллектива.

Темперамент, как практически малоизменяемая составляющая личности, является основой для индивидуализации работы со спортсменом. При определении свойств темперамента наиболее часто используется направленность психики, оцениваемая по фактору экстра - и интроверсии. Экстраверсия и интроверсия - это два полюса преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов (экстраверт), либо на явления собственного субъективного мира (интроверта). Направленность психики определяется особенностями поведения экстра - и интровертов (Б.В. Кулагин, 1984).

Типичный экстраверт общителен, имеет много друзей, коммуникабелен, склонен к разговорным контактам, не любит уединенное чтение и учебу. Стремится к ярким впечатлениям, риску, действует под впечатлением момента, импульсивен. Находчив в разговоре. Любит перемены, беззаботен, оптимистичен. Предпочитает действовать, склонен к агрессивности, бывает несдержанным, ненадежен в общении.

Типичный интроверт - скромен, склонен к уединению, предпочитает книги общению с людьми. Сдержан, сближается только с немногими друзьями. Свои действия планирует заранее, неимпульсивен. Не любит сильных впечатлений, серьезен, стремится к спокойной упорядоченной жизни. Контролирует свои эмоции, неагрессивен, несколько пессимистичен, придает большое значение моральным и этическим нормам.

При обучении, допускающем индивидуализацию и гибкость, экстраверты достигают больших успехов. Они обладают большой внушаемостью, чувствительностью к поощрениям. Для экстравертов характерно более быстрое выполнение начала задания, преодоление дистанции.

Интроверты имеют более низкие пороги чувствительности, лучше переносят монотонию, более чувствительны к наказаниям. При стандартном обучении интроверты показывают высокие результаты.

Физиологические механизмы и проявления экстра - и интроверсии в определенной степени соответствуют механизмам и проявлениям силы-слабости нервной системы. При наличии мотивации экстраверты и интроверты успешно адаптируются к различным условиям за счет формирования индивидуального стиля деятельности.

К сфере эмоциональности, как свойства темперамента, относится фактор нейротизма (эмоциональная возбудимость - стабильность). Лица с высокими значениями по данному фактору отличаются неуравновешенностью, тревожностью, неустойчивостью поведенческих реакций. Лица с низкими значениями фактора более уравновешенны, эмоционально устойчивы, стабильны.

Исследования, проведенные на пловцах (И.А. Юров, 1980), показали, экстраверты больше приспособлены к спринтерским дистанциям, а интроверты - к стайерским дистанциям. В зависимости от степени нейротизма пловцов требуется определенная их подготовка к соревнованиям с учетом проявления экстра - и интроверсии.

Мотивационная сфера спортсмена является важной стороной психологии личности. Мотивация - это побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность.

В основе направленности личности лежат потребности - это главный источник активности человека. Потребности - это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в том, что необходимо для его существования и развития. Потребности человека делятся на три исходные группы: биологические, социальные и духовные (В.П. Симонов, 1983):

биологические и продиктованные ими материальные потребности в пище, одежде, жилище, в технике, необходимой для материальных благ, в защите от вредных воздействий, обеспечении индивидуального и видового существования;

социальные потребности - это потребности принадлежать к определенной социальной группе и занимать в этой группе определенное место, пользоваться вниманием и привязанностями окружающих, быть объектом их уважения и любви;

духовные (культурные) потребности - познания в самом широком смысле: познания окружающего мира, его отдельных частностей и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования.

Каждого человека характеризуют все три группы основных потребностей, образующих неповторимые разнообразные комбинации, причем у большинства людей преобладают социальные потребности.

На основе потребностей формируются мотивы деятельности, побуждающие человека к постановке целей и к действиям, поступкам для достижения этих целей. Формирование мотивов осуществляется на основе соотнесения человеком своих потребностей со своими возможностями и с особенностями конкретной деятельности. Мотивы придают личностный смысл целям деятельности, поэтому активность в достижении одной и той же цели у разных людей определяется различными мотивами. Наиболее часто встречающимися мотивами в спортивной деятельности являются: моральные мотивы (долга, патриотизма, коллективизма), мотив самоутверждения, мотивы общения и социальных контактов, мотивы благополучия, познавательные мотивы и другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.