Рефераты. Психологическая подготовка боксера p> 2) реакция на время (В.Н.Петрович)

3) теппинг- тест в модификации-“спокойно”,”быстро”,

“максимально быстро”(Ю.Я.Кисилев)

Для определения помехоустойчивости:тесты Бурдени –Анфимовича в различных модификациях с усложнениями, с введением эмоционально возбуждающих или неожиданных внешних помех.(Е.Герон, Г.Д.Горбунов)
Для выяснения возможности произвольной регуляции двигательных действий: теппинг тест с установками “максимально быстро-вдвое медленее” , “спокойно-

вдвое быстрее”, или “медленно”(Ю.Я.Кисилев),этот же тест в следующей модификации “ в удобном темпе-замедленно” , “в удобном темпе-максимально быстро”, “в удобном темпе”.[10]

Целесообразно уточнить, что если в определении и анализе психической готовности к соревнованию,в диагностике пробелов в этом состоянии, в выяснении их этиологии, основная роль в совместных усилиях тренера и психолога принадлежит психологу ,то когда речь идет о путях и средствах психологической подготовки к соревнованию ,о путях и средствах преодоления

19 пробелов в психической подготовленности спортсменов, ведущее положение занимает тренер.[11]

1.4 Воспитание воли боксера

Под волей понимается способность человека целенаправленно управлять своими действиями, которыми психическими процессами (мыслями, чувствами, вниманием) и эмоциональными состояниями, связанными с преодолением трудностей. Оно проявляется в преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

Воспитание воли боксера –одна из центральных, узловых проблем современной тренировки. Важнейшие задачи волевой подготовки боксера- научить его максимально мобилизовать волю для достижения поставленной цели, управлять своим эмоциональным состоянием, воспитывать у спортсмена волевые качества, необходимые для успеха в тренировках и соревнованиях.

Развитие воли спортсмена неотделимо от его общего интеллекта и воспитания.

Практически для решения задач волевой подготовки, тренер должен, во- первых, вырабатывать у занимающихся активные , положительные мотивы во время занятий и выступлений в соревнованиях, стремление к самовоспитанию воли, активному преодолению трудностей в тренировке и состязаниях, к максимальной мобилизации волевых усилий и , во-вторых правильно подбирать задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельным задач подготовки.

Следует убеждать боксеров, что даже самый средний боксер, не обладающий богатыми физическими данными и еще недостаточно владеющий техникой и тактикой бокса,

20 сможет добиться больших успехов, если будет упорно тренироваться и систематически выступать на соревнованиях. Примеров тому в истории бокса очень много.

Выработав серьезное отношение и интерес к боксу, следует развивать у боксера стремление к самовоспитанию воли.
Боксера необходимо убедить в том, что для достижения мастерства и успеха на ринге нужно научиться управлять своим настроением и чувствами, самокритично относится к поражениям на ринге , в недостатках в технике и тактике не обвинять тренера , судей и окружающих.

Стремление к самовоспитанию воли должно быть существенным мотивом деятельности боксера , и стимулом для совершенствования качеств воли.
Методика воспитания у боксеров волевых качеств предусматривает постепенное увеличение степени трудностей , которые должны преодолеваться спортсменами во время тренировки и выступлений.

Для того чтобы стимулировать волевые усилия боксера на преодоление все возрастающих трудностей , в тренировке применяется ряд методов психологического воздействия. При помощи этих методов тренер не только стимулирует волевые качества боксера , но и вырабатывает у боксеров соответствующие установки , создает такие оптимальные состояния , которые способствуют достижению оптимальной работоспособности или отдыху.
Их можно разделить на 2 группы : методы словесного и методы смешанного воздействия .

К методам словесного воздействия относятся: разъяснения ,убеждения ,одобрения , похвала , требования, приказ , примеры из спортивной жизни тренера и других спортсменов , критика и др.

21
К методам смешанного воздействия относятся: поощрения , награждения , одобрения , наказание , срочная информация о результатах действия , специальные упражнения для самонастройки , упражнения для отвлечения от неприятных мыслей .

Эффективность методов словесного воздействия , зависит во многом от авторитета тренера , его умения подобрать нужные слова и примеры, оказывающие на них,эмоциональное влияние ,логичности и образности речи правильности замечаний.
Применяя методы смешанного воздействия , тренер, помимо слов использует наглядный показ , отзывы других людей , различные упражнения и прочее. Он может поощрить спортсменов , похвалить их от имени коллектива, прочитать отзывы о соревнованиях в печати.

Воспитывая волевые качества боксеров , необходимо стремиться к тому , чтобы все они формировались не только в бою , на ринге , и тренировки , а проявлялись в жизни , в быту , труде и поведении, т. е. стали чертами характера спортсмена.

Умение тренера заставлять , побуждать боксера постоянно преодолевать трудности тренировки , быть дисциплинированным , твердо выполнять режим и распорядок дня , играет огромную роль в волевой подготовке боксеров.

Надо всегда иметь ввиду, что формирование волевых качеств у боксеров- то не эпизодическая работа тренера , которую он проводит перед соревнованием , а постоянный кропотливый труд , требующий от него большой затраты сил , времени, упорства и энтузиазма в течении всей многолетней подготовки спортсменов.[23]

22

Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки боксеров

Психологическая подготовка боксеров должна включать средства и методы формирования у них сознательно регулировать свои эмоциональные состояния в связи с условиями соревнований.

Задача данной главы является показать научно обоснованные и разработанные приемы сознательного регулирования собственных эмоциональных состояний с помощью специальных упражнений , приемов , которыми должны быть обучены спортсмены в процессе психологической подготовки.

2.1 Организация работы психолога
Психолог , начинающий работать с командой боксеров , нередко сталкивается с рядом трудностей . Они возникают из-за того , что психолог , правило , не может присутствовать в команде на всем протяжении подготовки спортсменов.
Однако , если он работает с ними достаточно долго , ему очень непросто увязать свою деятельность с ежедневным тренировочным процессом , сделать свою работу его органической составной частью.

Настоящим и серьезным помощником психолога должен стать тренер, непосредственно работающий в команде. Тренер – это педагог , который помогает спортсменам осваивать , закреплять и совершенствовать основы спортивного мастерства , и воспитатель , а значит , не может не быть психологом.

23
Он должен систематически , целенаправленно руководить психологической подготовкой спортсменов , последовательно воспитывать у них умения контролировать себя , применять индивидуально значимые методы само регуляции психического состояния , вводить в особое психическое состояние , в котором наиболее полно реализуют физические и технические возможности .

Поэтому главная задача профессионального психолога –быть нужным в первую очередь тренеру: консультировать его по всем вопросам психологической подготовки спортсменов , выполнять ту работу , которую сам тренер выполнить не может (например провести коррекцию неудовлетворительных психических состояний , последовательно , с методически четких позиций , воспитывать у отдельных спортсменов способность к самоконтролю и само регуляции , оперативно настраивать их на выполнение конкретной деятельности , разрабатывать, апробировать и внедрять перспективные методы психорегуляции в практику работы тренеров и врачей команды).
Вся эта работа должна носить комплексный характер. Очень важно , чтобы тренер и врач понимали конкретные назначения всех мероприятий , выполняемых или планируемых психологом и активно участвовали в них . Кроме того , необходимо систематически подводить итоги этой совместной деятельности и намечать новые цели и задачи.

Выделим этапы вхождения психолога в команду боксеров:
1. Разъяснительная беседа со старшим тренером.
В этой беседе излагаются основные задачи психорегуляции и рассматриваются плановые варианты подготовки команды и отдельных спортсменов.

24

2. Беседы с тренерским составом о важности психорегуляции , а также об основных приемах работы и ожидаемых результатах

В беседе с тренерами намечаются спортсмены которых тренеры выделяют для перспективной подготовки и которые нуждаются в оперативной психорегуляции.
Согласуется форма беседы тренера со спортсменами о важности и необходимости мероприятий по психорегуляции. Этот момент играет чрезвычайно серьезную роль , т. к. тренер изначально должен задать правильный тон всей работе , показать свою заинтересованность в ней , и настроить спортсменов на то , что проводимые мероприятия имеют большое значение для них.
2. Беседа тренеров со спортсменами о пользе и необходимости психорегуляции.

В процессе беседы тренера должны очень авторитетно подтвердить значимость всех планируемых мероприятий и постараться каждому спортсмену показать перспективу и конкретную пользу занятий по психорегуляции .
3. Короткая лекция психолога о значении психорегуляции.
Внимание спортсменов следует сконцентрировать на важность обучения методам саморегуляции , подчеркнув что , гетерорегуляция нужна на первом этапе , когда ауто регуляция не получается . Необходимо сказать о доминирующей роли самого спортсмена , о том , что функции психолога сводятся только к консультации и разумным подсказкам.
4. Специальная беседа с лицами , нуждающимися в психорегуляции.
В этой беседе необходимо выявить индивидуальные особенности каждого спортсмена , чтобы учитывать их в дальнейшем , в ходе психорегулирующих мероприятий .

25

Психолог должен ежедневно реализовывать большую программу своей деятельности . Работа должна быть четко спланирована.

В работе психолога можно выделить несколько конкретных разделов
1. Занятия по обучению спортсменов самоконтролю нервно-эмоционального напряжения , работоспособности и состояния нервно мышечного аппарата .

В содержание занятий входит оценка своего состояния по параметрам работоспособности и нервно-эмоционального напряжения . Каждый спортсмен должен уметь оценивать состояние своего организма и на основании правильной самооценки готовиться к тренировкам и соревнованиям.
2. Обучение спортсменов навыкам произвольной релаксации и мобилизации.
Мероприятия по обучению этим навыкам сочетаются обычно c теоретическими занятиями , когда спортсменам поясняют психофизиологический смысл формируемых состояний , механизмы возникновения тех или иных ощущений , анализируют ошибки и рассматривают варианты их устранения с помощью средств саморегуляции.
3. Непосредственные обучения самоконтролю и саморегуляции.
Этот раздел работы состоит из двух этапов . На первом этапе спортсмены выполняют все необходимые для паузы психорегуляции (физические упражнения исключаются).
Психолог лишь подает команды , выделяя периоды расслабления , переходную стадию и стадию идеомоторной тренировки.

Внимательно наблюдая за позами спортсменов , фиксируя мелкие движения с целью коррекции позы , (поддергивание век ) он составляет представление о том , насколько успешно происходит расслабление.

В процессе опроса спортсменов выясняется, какие неудобства они испытывали , что им мешало .На втором.

26 этапе с помощью средств гетерорегуляции отрабатываются элементы релаксации
4. Работа над формированием образа психического состояния , значимого для наиболее полной реализации физических и тактических возможностей спортсмена.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.