Рефераты. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физкультуры в регулировании работомпособности p> Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты усвоения знаний и др.

Длительная напряженная умственная работа снижает также возможности организма к ее качественному продолжению, наступает утомление, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состояние усталости, которое появляется перед наступлением утомления и является субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонимании значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чувство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности.
Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав производить вычислитель ные операции, можно успешно заниматься чтением.
Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевременным эффективным отдыхом, особенно связанным с ДА.

Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам (табл.3.1). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам - только безудержно хочется спать.
В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное последствие.

При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.

Таблица3. 1

Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по
С.А.Косилову)


|Объект |Уто мление |
|наблюдения | |
| |Незначитель|Значительное |Резкое |
| |ное | | |
|Внимание |Редкие |Рассеянное, |Ослабленное|
| |отвлечения |частые |; реакции |
| | |отвлечения |на новые |
| | | |раздражител|
| | | |и |
| | | |(словесные |
| | | |указания) |
| | | |отсутствуют|
|Поза |Непостоянна|Частая смена |Стремление |
| |я, |поз, повороты|положить |
| |потягивания|головы в |голову на |
| |ног и |разные |стол, |
| |выпрямление|стороны, |вытянуться,|
| |туловища |облокачива-ни|откинуться |
| | |е, |на спинку |
| | |поддержание |стула |
| | |головы руками| |
|Движения |Точные |Неуверенные, |Суетливые |
| | |замедленные |движения |
| | | |рук и |
| | | |пальцев |
| | | |(ухудшение |
| | | |почерка) |
|Интерес |Живой |Слабый |Полное |
|к новому|интерес, |интерес, |отсутствие |
|материалу |задавание |отсутствие |интереса, |
| |вопросов |вопросов |апатия |


Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потли вость, выраженный дермографизм, снижение сопротивляемости организма инфекциям, заболеваниям и т.п.

Оценка степеней переутомления представлена в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Краткая характеристика степеней переутомления (по К.К.Платонову)


|Симптом |Степень переутомления |
| |1-начинаю|II- |III- |IV- |
| |- |легкое | |тяжелое |
| |шееся | |выраженно| |
| | | |е | |
|Снижение |Малое |Заметное |Выраженно|Резкое |
|рабо- | | |е | |
|тоспособн| | | | |
|ости | | | | |
|Появление|При |При |При |Без |
|ранее |усиленной|обычной |облегчен-|видимой |
| | | | |на- |
|отсутство|нагрузке |нагрузке |ной |грузки |
|вавшей | | |нагрузке | |
|усталости| | | | |
|при | | | | |
|умственно| | | | |
|й на- | | | | |
|грузке | | | | |
|Компенсац|Не |Полностью|Не |Незначите|
|ия |требуется| |полностью|льно |
|понижения| | | | |
|рабо- | | | | |
|тоспособн| | | | |
|ости | | | | |
|волевым | | | | |
|путем | | | | |
|Эмоционал|Временное|Временами|Раздражит|Угнетение|
|ьные | | |ель- |, резкая |
|сдвиги |снижение |неустойчи|ность |раздражит|
| |инте- |вость | |ель- |
| |реса к |настроени| |ность |
| |работе |я | | |
|Расстройс|Трудно |Труднее |Сонливост|Бессонниц|
|тва сна |засы- |засы- |ь |а |
| |пать и |пать, |днем | |
| |просы- |просы- | | |
| |паться |паться | | |
|Снижение |Нет |Трудно |Временами|Заметное |
|умст- | |сосре- | |ослаб- |
|венной | |доточитьс|забывчиво|ление |
|работо- | |я |сть |внимания |
| | | | |и |
|способнос| | | |памяти |
|ти | | | | |
|Вегетатив|Временами|Часто |Временами|Частые |
|ные | |тяжесть в| |головные |
|сдвиги |тяжесть в|голове |головные |боли, |
| |голо- | |боли, |потеря |
| | | | |ап- |
| |ве | |снижение |петита |
| | | |аппе- | |
| | | |тита | |
|Профилакт|Упорядоче|Отдых, |Организов|Лечение |
|иче- |ние |физиче- |ан- | |
|ские |отдыха, |ская |ный | |
|мероприя-|физиче- |культура |отдых, | |
|тия |ская | |предостав| |
| |культура,| |ление | |
| |культурны| |отпуска | |
| |е | | | |
| |развлечен| | | |
| |ия | | | |

Таким образом, умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.

4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень ДА.

4.1. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме

Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных - внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, изменения кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма. Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.

Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и студенты с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жаворонки") и вечерние ("совы") типы.

Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.

Студенты - "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.

Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов студентов целесообразно использовать для отдыха. Для "сов" целесообразное 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ.

Аритмики занимают промежуточное положение между рассмотренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.

4.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня.
Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.

Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.

Третий период - период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).

При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) - временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).

Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий (рис.9.4).

Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.).

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода враба-тывания в начале
(понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда - четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва"
(рис.9.5).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.