Что касается источников информирования VIP-клиентов, то их процентное соотношение представлено на рис. 1
Рис. 1. Источники информирования VIP-клиентов
Итак, обратимся к особенностям обслуживания VIP-клиентов.
К характерным особенностям VIP-обслуживания обычно следует относить:
· индивидуальный трансфер на такси до гостиницы в день приезда и до аэропорта в день отъезда;
· небольшой презент в номере в виде бутылки вина (шампанского) и корзины фруктов в день приезда;
· как правило, бесплатная обзорная экскурсия;
· индивидуальные экскурсии по заказу клиента и некоторые индивидуальные удобства в отеле и другое[6, стр. 48].
Обобщить механизм определения важности клиента сложно, он базируется исключительно на индивидуальном подходе. К примеру, важной персоной для гостиницы районного центра вполне может стать артист-гастролер областной филармонии. Но уже в столичном пятизвездочном отеле такой клиент вряд ли будет выделяться из общей массы постояльцев. В этом заведении подход наверняка будет совсем иным: чтобы попасть в разряд его VIP-клиентов, нужно быть звездой кино, шоу-бизнеса, известным политиком, бизнесменом, в том числе иностранными, и т.д.
VIP-обслуживание предполагает индивидуальный подход к постояльцу, часть номеров гостиницы (суперлюксы, «президентские» номера, пентхауcы) оборудуют особым образом для обслуживания клиентов, желающих иметь более комфортные условия проживания и готовых заплатить за них. Повышенный уровень комфорта выражается в соответствующем оформлении номера, оснащенности его теле-, видеоаппаратурой и другой техникой, наличии свежих цветов, конфет, шампанского и т.д.
Зарубежная практика показывает, что периодическое проживание любой важной персоны в гостинице автоматически поднимает ее престиж, делает ее известной и популярной. Для демонстрации престижности гостиницы, например, оформляют стенды с фотографиями известных постояльцев с их автографами, вывески со списками знаменитостей, которые в разные годы останавливались в этой гостинице, и т.д. И хотя в нашей стране «демонстрация» важных персон не имеет такого публичного выражения, все же ряд гостиниц выделяют для себя тех клиентов, которые для них подпадают под категорией VIP.
Работу по VIP-обслуживанию без преувеличения можно назвать кропотливой и очень индивидуальной. К примеру, в гостиницу прибыл известный политик (артист, бизнесмен, ученый и т.д.), поселился в номере с повышенным уровнем комфорта и остался доволен обслуживанием. Вполне понятно, что руководство гостиницы захочет видеть этого постояльца и в следующий его приезд. Индивидуальный подход к такому клиенту в первую очередь заключается в установлении дат его возможных дальнейших посещений. Кроме того, «продвинутые» гостиницы ненавязчиво выясняют разные предпочтения важной персоны (марка минеральной воды, «ассортимент» художественных фильмов на дисках или видеокассетах и прочее), чтобы сделать ее следующий визит еще более удобным. Такое внимание всегда оправданно и практически никого из клиентов не оставляет равнодушным.
В плане обслуживания «VIP-набор» может быть каким угодно. Самый распространенный – это, как было упомянуто выше, цветы, шампанское, конфеты, фрукты в номере. Ориентировочный перечень дополнительных VIP-услуг можно составить весьма условно. В этом деле важную роль играет не только фантазия руководства заведения, но и индивидуальные предпочтения клиента.
Так, VIP-клиенту могут готовить блюда в ресторане по индивидуальному заказу с подачей прямо в номер, предоставлять услуги Интернет, оборудовать номер различными техническими средствами и даже учитывать пожелания клиента по дизайнерскому оформлению номера. Естественно, все это делается не бесплатно, а учитывается при формировании цены проживания. При этом гостиница не ограничивает себя в ценовом диапазоне при выборе оборудования и предметов интерьера: все расходы будут учтены при формировании стоимости гостиничной услуги.
Наибольшее количество вопросов возникает из-за «VIP-мелочей»: шампанского, фруктов, цветов, фирменных халатов, блокнотов, ручек, календарей и т.п. Вышеперечисленные предметы, напитки и продукты могут быть расценены в качестве подарков с соответствующим обложением НДФЛ, ведь за них гостиницы с VIP-клиентов отдельно плату не берут. Тем более что в гостинице проблем с персонификацией клиентов быть не может.
Формируя стоимость услуги проживания в VIP-номере, гостиница может включить в нее стоимость шампанского, фруктов, цветов, фирменных халатов, блокнотов, ручек, календарей и т.п.
Для этого необходимо составить соответствующий внутренний документ – калькуляцию. Этот документ поможет предприятию и в вопросах налогообложения. Как известно, определение базы налогообложения по основным налогам (налог на прибыль, НДС, НДФЛ) зачастую «завязано» на обычной цене. Формирование продажной цены с учетом особых условий обслуживания VIP-клиентов как раз и будет доказательством того, что это и есть обычная цена. Не секрет, что любая гостиница имеет круг клиентов, которым по каким-то причинам уменьшают стоимость проживания. Именно их и считают VIPами. Снижение стоимости проживания для VIP-гостей необходимо оформить как предоставление скидок с цены услуги, чтобы не дразнить проверяющих на предмет применения обычных цен.
Скидки могут предоставляться в зависимости от частоты проживания в гостинице в течение года, количества дней проживания за какой-либо промежуток времени, перечисления предоплаты и т.д. При этом они могут быть разовыми, постоянными, накопительными, бонусными.
Таковы общие особенности, принципы и стандарты обслуживания гостей на высшем уровне в гостиницах.
Обратимся к практическим примерам обслуживания VIP-гостей. К примеру, основы обслуживания VIP-гостей в Венгрии базируются на следующих данных (табл. 2-3):
Таблица 2. VIP-услуги в Венгрии
Встреча и проводы в аэропорту/вокзале
FAST CHECK-IN service: встреча у трапа самолёта, VIP-эскорт, регистрация билета, пограничный и таможенный контроль без участия клиента
1-2 чел.
3 чел.
4-10 чел.
11-20 чел
76 EUR/чел
110 EUR
200 EUR
310 EUR
стоимость указана в одну сторону
BUSINESS LOUNGE (пребывание в ВИП-зале)
50 EUR/чел./пребывание
Размещение в лучших отелях Венгрии, Австрии, Хорватии, Словении
VIP – обслуживание на эксклюзивном автотранспорте
Организация отдыха и экскурсий с учетом пожеланий и требований гостей, разработка индивидуальных маршрутов и программ
Сопровождение гидом-переводчиком
35 EUR/час
Прокат автомобилей различных марок и классов
Услуги секретаря-референта, переводчика
от 35 EUR/час
Организация предприятий, рекомендации и помощь в приобретении недвижимости на территории Венгрии
Организация деловых встреч, конференций и семинаров
Поиск деловых партнеров и организация переговоров
Таблица 3. VIP-программы в Венгрии
Парламент с осмотром зала заседаний и королевской короны
под запрос
Посещение музеев и картинных галерей со специализированным гидом
Посещение Будапештской государственной Оперы
Эксклюзивный вечер с программой в турецкой купальне, арендованной целиком для клиента
от 1850 EUR/вечер
Речная прогулка на корабле оперетты с программой и ужином
65 EUR/чел
Фольклорная программа в ресторане на дунайском острове
от 40 EUR/чел с ужином
Воздушная прогулка на самолёте над Будапештом
105 EUR/чел., мин. 2 чел
Полёт на воздушном шаре над Излучиной Дуная
150 EUR/чел., мин. 2 чел
Посещение казино, ночных клубов, стриптиз-баров
---
Фрахт корабля категории люкс для проведения деловых мероприятий, экскурсий и банкетов
от 190 EUR/корабль/час
Программы поощрения постоянных клиентов получают все большее распространение в российских гостиницах. Продуманная маркетинговая политика, направленная на удержание и привлечение новых гостей, существенно улучшает загрузку отеля, повышает его привлекательность для корпоративных клиентов. При внедрении так называемых программ лояльности отечественные хотельеры в равной степени используют как зарубежный опыт, так и собственные ноу-хау[9, стр. 72].
В табл. 4 предложены варианты выбора средств по повышению лояльности потребителей гостиничных услуг для различных по организационной форме и классу обслуживания гостиниц.
Таблица 4. Рекомендуемые подходы к созданию в гостиницах системы поощрения постоянных клиентов.
№ п/п
Характеристики системы поощрения постоянных клиентов
Содержание данной характеристики
1
Цель
Формирование постоянных (лояльных) клиентов
2
Клиентура
Система должна быть демократичной, т.е. должна быть
рассчитана на любого клиента, остановившегося в отеле
3
Временные характеристики
Система должна быть рассчитана на определенный интервал времени для клиента (вне этого интервала поощрительные очки сгорают)
4
Дифференциация клиентов
В зависимости от набранного количества очков клиентам
предоставляются разные уровни поощрения
5
Наличие партнеров по поощрительным программам
Связь с другими гостиницами и создание консорциумов для реализации программы поощрения
6
Наличие «элитных клиентов»
Для клиентов, находящихся на верхнем уровне поощрения, создание «элитного клуба», состоять в котором дело престижа и имиджа
Страницы: 1, 2, 3, 4