Кандидат педагогических наук, доцент Н.Г. Ершова, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки
Один из важнейших недостатков существующей системы подготовки кадров данного направления - заметное снижение общекультурного и творческого уровня выпускников. Причина этого - неэффективное осуществление гуманизации процесса образования, которая не должна ограничиваться только созданием широкой общекультурной основы для дальнейшего формирования специалистов. Пока же результатом традиционной подготовки физкультурных кадров является специалист со стандартным мышлением, ориентированный на узкое понимание своих задач в области оптимизации состояния здоровья учащихся, их физической подготовленности, мало проявляющий инициативу и творчество в профессиональной деятельности.
Мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности преподавателя, направленную на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации вузовского взаимодействия.
Построение такой системы учитывает, с одной стороны, педагогические и психологические закономерности образовательного процесса, а с другой - весь опыт практической работы со студентами, наработанные приемы и технологии. Психолого-педагогические закономерности становятся отправной точкой в постановке целей и задач психолого-педагогического сопровождения, в определении основных направлений педагогической и психологической помощи студенту.
Главная цель психолого-педагогического сопровождения студента связана с перспективным направлением его деятельности, ориентированн ой на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию. Опыт создания системы сопровождения показывает, что эта цель может быть реализована только тогда, когда достигается "стыковка" начальной и конечной целей деятельности по отношению к личности студента. Начальная цель взаимодействия - определение и формирование готовности студентов к обучению в вузе посредством интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, поведенческих воздействий, выявление их индивидуальных особенностей как основы развития компетентности на первом этапе обучения в вузе. Конечная цель взаимодействия - формирование у студента психологической, профессиональной, творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности, профессиональному саморазвитию.
Предложенная нами модель основана на взаимодействии преподавателя и студента и является динамичной, поскольку рассматривается не только как образец, но и как действенный механизм, обеспечивающий эффективное профессионально-личностное развитие студентов на всех этапах обучения.
Для каждого этапа обучения общие цели конкретизируются в виде комплекса конкретных задач, отражающих специфику содержания сопровождения. Основными этапами и направлениями сопровождения студентов являются:
· Формирование профессионально-педагогической направленности личности студента - 1-й этап.
· Формирование творческой готовности к педагогической деятельности - 2-й этап.
· Формирование инновационной профессионально-педагогической позиции - 3-й этап.
Утверждение идеи сопровождения в качестве одного из основных условий успешного вузовского обучения и профессионального развития имеет ряд важных направлений, на которые опирается вся наша модель. Эти направления касаются целей, задач, принципов организации, содержания работы, профессиональной позиции преподавателей в отношениях с различными участниками образовательного процесса, а также подходов к оценке эффективности их деятельности.
Сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная систематическая деятельность вузовского преподавателя, в рамках которой могут быть выделены три обязательные взаимосвязанные компоненты:
1. Систематическое отслеживание психолого -педагогического статуса студента и динамики его личностного развития в процессе обучения в вузе.
2. Создание психолого-педагогических и социальных условий для развития личности студентов, их успешного обучения и профессионального развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы развития студента, определяются условия его успешного обучения. Реализация данного аспекта предполагает наличие гибких схем построения учебно-воспитательного процесса, способного трансформироваться в зависимости от индивидуальных особенностей контингента обучающихся студентов.
3. Создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи студентам, имеющим проблемы в обучении. Данное направление деятельности ориентировано на студентов, у которых выявлены определенные пробелы в довузовской подготовке, а также в усвоении учебного материала, в социально принятых нормах поведения, в общении с преподавателями и товарищами по группе, в повышенном уровне тревожности. Для оказания психолого-педагогической помощи таким студентам должна быть продумана система мероприятий, позволяющих им преодолеть или компенсировать возникшие проблемы.
В соответствии с этими основными компонентами наша модель наполняется конкретными формами и содержанием работы.
Содержательные направления идеи сопровождения .
В рамках данной идеологии оказывается возможным обоснованно четко подойти к отбору содержания конкретных форм работы и самое главное - определить понятие социально-психологического статуса студента. Таким образом, мы получаем ответ на вопрос, что именно нужно знать о студенте для организации условий его успешного обучения и развития. В самом общем виде социальный статус студента представляет собой систему его социально -психологических характеристик. В эту систему включают те параметры его психической жизни, знание которых необходимо для создания благоприятных социальных и психолого-педагогических условий обучения и развития. В целом эти параметры могут быть условно разделены на две группы. Первую группу составляют особенности студента, прежде всего особенности его психической организации, интересов, стиля общения, отношения к миру и др.; вторую - проблемы или трудности, возникшие у студента в различных сферах его студенческой жизни и во внутреннем психологическом самочувствии в ситуациях, возникающих в процессе учебы. Их надо находить, корректировать и компенсировать. Те и другие следует выявлять в процессе работы для определения оптимальных форм сопровождения.
Организационные направления идеи сопровождения .
В организационных вопросах особенно ярко проявляется потенциал идеи сопровождения, так как возникает возможность выстроить текущую работу преподавателя как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех субъектов взаимодействия. Этот раздел опирается на ряд важных организационных принципов, касающихся построения образовательного процесса. К ним относятся: системный характер ежедневной деятельности преподавателя; организационное закрепление различных форм сотрудничества преподавателя и администрации вуза в вопросах создания условий для успешного обучения и развития студентов; утверждение важнейших форм работы в качестве официальных элементов учебно-воспитательного процесса на уровне планирования, реализации и контроля результатов и др.
Обсуждая важнейшие принципы, которые мы заложили в понятие сопровождения, мы назвали в том числе и ориентацию на предоставление студентам возможности самостоятельных личностных выборов. Этот важнейший гуманистический принцип имеет конкретный технологический смысл. Задача преподавателя - создать такие условия, в которых студент смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя как будущего профессионала. Показать альтернативные пути, а главное - научить ими пользоваться - в этом смысл профессионально сопровождающей деятельности преподавателя вуза.
Итак, психолого-педагогическое сопровождение студентов представляется нам чрезвычайно важным теоретическим направлением и с точки зрения разработки конкретной модели деятельности преподавателя высшей школы.
Эффективность реализации модели психолого -педагогического сопровождения студентов определяется динамикой профессионально-личностного развития на отдельных этапах.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов - это многоуровневое и полиморфное взаимодействие, основная функция которого - стимулирование той индивидуальной совокупности личностно значимых потребностей субъекта образовательной деятельности, которая обуславливает его самореализацию. Оно ориентировано на изменение отношений субъектов образовательной деятельности, способствует созданию условий для повышения качества образования.
Психолого-педагогическое сопровождение опирается на личностные приоритеты в профессиональном становлении специалистов в сфере физической культуры и спорта, которые способствуют всестороннему профессиональному развитию будущего специалиста.
В то же время в ходе профессионально-личностного становления развитие студентов как специалистов сливается в единый неделимый процесс с целостным формированием новообразования личности молодого человека - профессионализма. Целостное же становление происходит на основе самореализации в профессиональной среде, что позволяет выпускнику физкультурного вуза быть конкурентоспособным специалистом.
Выбор педагогических технологий всех уровней и на всех этапах обучения предусматривает такую организацию образовательного процесса, при которой обеспечива ются оптимизация обучения и воспитания, а также преемственность между этапами профессионального образования и образовательными технологиями.
Проверка эффективности использования системы психолого-педагогического сопровождения для развития профессионально-педагогической направленности путем формирования профессионального интереса предусматривала использование междисциплинарной интеграции предметов различных блоков.
Влияние учебных дисциплин на формирование положительного отношения к профессии измерялось по 10-балльной шкале. По субъективной оценке студентов различные дисциплины оказывают неодинаковое влияние на формирование у них интереса и положительного отношения к будущей профессии (см. таблицу).
Довольно низкие оценки, проставленные общественным дисциплинам и блоку медико-биологических дисциплин, объясняются тем, что они изучаются оторванно от профессиональной подготовки студентов, и им представляется, что знание этих предметов имеет лишь теоретическое значение и весьма незначительное профессионально-практическое. Эти курсы недостаточно способствуют развитию педагогического мышления у студентов и формированию профессионального интереса. Хотя, с нашей точки зрения, дисциплины обоих блоков при условии использования межпредметных связей могут оказать гораздо большее влияние на развитие профессионального интереса. Поскольку происходит отрыв теоретической подготовки будущего учителя от профессионально-педагогической, студенты младших курсов, слабо владея приемами самообразования, плохо представляют и недостаточно осознают значение этих наук для педагогической деятельности. Между тем в системе профессиональной подготовки будущих спортивных педагогов знание медико-биологических дисциплин занимает особое место, т.к. перестройка мотивационно-оценочной, эмоциональной, интеллектуально-познавательной и нравственно-этической сфер личности формирует профессиональную направленность, осознается готовность к предстоящей профессиональной деятельности.
Анализ результатов, выполненный после завершения эксперимента, позволяет сделать заключение, что в целом степень сформированности профессионально -педагогической направленности личности студентов экспериментальной группе (ЭГ) оказалась на 1,02 балла выше, чем студентов контрольной группы (КГ). Наибольшее расхождение наблюдается по показателям: "педагогическая направленность" - 1,7 балла и "специальная валентность" - 1,2 балла. У студентов ЭГ педагогическая направленность занимает 1-е ранговое место, у студентов КГ - 4-5-е.
Существенные изменения показателей "специальная валентность" и "сопротивляемость" мы в первую очередь связываем с внедрением системы психолого-педагогического сопровождения, при которой изменения не только в организации учебной деятельности, но, главное, в ее содержательных характеристиках позволили внести коррективы в мотивационную сферу личности студентов. Это и повлекло за собой усиление помехоустойчивости. Направленность личности существенно влияет на эффективность деятельности через элемент "валентность", т.е. использование в своей деятельности общей и специальной информации. Недостаток информационного обеспечения сопровождается низкой продуктивностью профессионально - педагогической деятельности.
Таким образом, правильно организованная, с точки зрения удовлетворенности, дозировки учебной нагрузки, с учетом индивидуальных особенностей студентов, учебная деятельность ведет к увеличению информированности и благодаря расширению своего информационного поля - к усилению профессионально-педагогической направленности в целом.
Результатом экспериментальной проверки модели формирования творческой готовности к будущей профессиональной деятельности явилось изменение у студентов показателей по компонентам ее структуры в обеих группах. Наиболее высокие показатели сформированности творческой готовности оказались у студентов, работающих в условиях сопровождения, тогда как у студентов, обучающихся в условиях традиционной подготовки, отмечалась тенденция к снижению показателей по всем компонентам. Средняя оценка готовности в ЭГ составила 70,64 балла, в КГ - 59,62 балла.
Согласно выделенным уровням развития творческой готовности к профессионально-педагогической деятельности 15% студентов, обучающихся в условиях экспериментальной подготовки, имели высокий уровень готовности и 73% - средний. Низкий уровень готовности был зафиксирован в обеих группах: 12% в ЭГ и 59% в КГ. Минимальный уровень готовности был показан только студентами КГ (9%).
Реализация модели формирования инновационной профессионально-педагогической позиции студентов в системе психолого-педагогического сопровождения была в основном направлена на развитие инновационного и информационного компонентов в структуре педагогической деятельности.
Усиленное внимание к формированию именно этих двух компонентов и стремление к их целенаправленному внедрению мы объясняем следующим. Анализ психолого -педагогической литературы по проблеме формирования педагогической позиции, а также предварительные исследования позволяют утверждать, что инновационный компонент занимает стабильно последнее место в структуре педагогической деятельности. Информационный компонент до недавнего времени не рассматривался в качестве самостоятельного ни в структуре педагогической деятельности, ни в структуре педагогической позиции. Он был выделен в структуре профессионально-педагогической позиции в исследовании С.В. Ефимовой (2004) как базовый, обеспечивающий связь всех компонентов.
Анализируя причины столь низкого уровня развития именно этих компонентов в структуре педагогической позиции, мы пришли к заключению, что существующая практика подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта не предусматривает развития творческой позиции будущего специалиста, поскольку традиционная система обучения по своей природе не способна обеспечить творческую позицию, развитие независимого интеллектуального мышления, так как основной способ передачи знаний - монолог, а всю ответственность за результаты обучения преподаватель берет на себя. Развивающими компонентами в этом случае являются: репродуктивное мышление, установка на стереотипное поведение, неспособность решать проблемы самостоятельно, так называемая "обученная беспомощность". Формирования же творческой индивидуальности, являющейся ориентиром в системе подготовки специалиста, не предусмотрено. Именно эту цель мы ставили, реализуя систему психолого -педагогического сопровождения студентов на третьем этапе обучения, этапе самореализации.
Влияние дисциплин, изучаемых в вузе, на развитие профессионального интереса
№