Рефераты. Проблемы и перспективы внутреннего туризма

10 стран-лидеров по посещаемости Беларуси представлены в таблице 2.


Таблица 2 -10 стран-лидеров по посещаемости Республики Беларусь (по данным Минстата) [21]



Страна

Количество иностранных туристов, посетивших РБ

2007

2008

2009

Страны СНГ

33124

53186

59945

Россия

27097

50444

56547

Великобритания

8208

7674

4962

Турция

4576

6087

4680

Германия

7402

3027

2568

Польша

2983

2832

3729

Литва

8249

2600

2979

Италия

5090

2672

2531

Украина

1348

1898

2423

Франция

1176

1257

1114


Проанализировав данные о структуре туристского потока, можно сказать, что приоритетными для Беларуси внешними рынками являются, страны СНГ, Россия, Великобритания, Турция, Германия, Польша, Литва, Италия, Украина и Франция.

Из стран СНГ прибыло в республику 59,9 тыс. человек, что на 13,4% больше, чем в прошлом году. Лидирующие позиции среди стран Содружества по организованным туристам сохранились за Россией – 56,5 тыс. человек (увеличение на 12,1 % по сравнению с 2008 г.) и Украиной – 2,4 тыс. человек (на 27,7%).

Среди других стран мира лидерами по числу посещений республики являлись Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Великобритания, Турция. На долю этих стран проходилось в 2009 г. 64,6% организованных туристов из других стран мира (в 2008 г.–67,9%).

Средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь сохранилась на уровне прошлого года и составила 5 дней.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:

1)                образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами

2)                массовой информации; действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;

3)                неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;

4)                отсутствие практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

5)                практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;

6)                невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Статистика туристских доходов представлена в таблице 3.


Таблица 3 - Объем экспорта и импорта туристских услуг Республики Беларусь по статье «поездки» (млн. долл. США) [22]

Платежный баланс

2005

2006

2007

2008

2009

Экспорт - всего

253,1

286,3

324,6

365,3

408,4

в т.ч. по странам:






СНГ

125,6

149,3

180,1

205,8

233,6

вне СНГ

127,5

137,0

144,5

159,5

169,5

Импорт - всего

447,6

586,4

606,0

672,4

724,8

в т.ч. по странам:






СНГ

194,8

268,9

267,8

311,9

373,8

вне СНГ

252,8

317,5

338,2

360,5

384,4


Как видно из таблицы импорт по статье «поездки» превышает экспорт, формируя, таким образом, отрицательное сальдо. Но по данным Национального банка Республики Беларусь экспорт туристических услуг в 2009г. составил 408,4 млн. долл. США и увеличился по сравнению с 2008г. на 16,1%. Импорт в прошедшем году также увеличился на 7,6% и составил 724,8 млн. долл. США. Исходя из этого, в течение последних двух лет наблюдается увеличение сальдо по статье экспорт-импорт туристских услуг[23].

Такое положение во внешней торговле определено отчасти соотношением въездного и выездного туризма: выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает в республику. Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияют и другие, более существенные факторы.

Во-первых, необходимо отметить, что ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе большие объемы финансовых средств не попадают под учет, в частности под учет экспортно-импортных операций.

Во-вторых, существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связи с чем, необходимо совершенствование системы учета в туризме.


ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в Республике Беларусь


Важнейшие направления мероприятий, проведение которых необходимо для успешной реализации стратегических планов устойчивого развития туризма на региональном уровне:

· реконструкция гостиничного хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных отелей-пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда жилья и т.п.);

· расширение (модернизация) сферы туристских услуг;

· стандартизация и сертификация туристского продукта и туристских услуг;

· реорганизация системы учета и контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории туристов и приоритетных для развития видов туризма;

· организация рекламной кампании по популяризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный и международный рынок), возможности проведения региональных и участия в национальных туристских ярмарках и выставках;

· определение сельскохозяйственных и фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальных хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма);

· подготовка региональных кадров для туристской отрасли;

· разработка проектной и научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции, модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но утерянных туристских маршрутов и разработка новых.

Если мы хотим, чтобы национальный туризм развивался устойчиво, нам необходимо иметь соответствующую стратегию. Принципиальное звено этой стратегии - завершенная Схема комплексной территориальной организации туризма и отдыха Республики Беларусь. Тем не менее, стратегия предполагает следующие перманентные операции:

· оценку существующего туристского рынка, определение наиболее перспективных его сегментов и прогноз туристско-рекреационных потоков;

· разработку предложений по организационной и функциональной структуре главных (первоочередных) туристских зон и объектов, их реконструкции, улучшению социальной инфраструктуры и доступа к ним;

· определение источников инвестирования и круга лиц (организаций), заинтересованных и содействующих развитию туристской деятельности в регионе и республике.

Теперь назовем исходные проблемы, без разрешения которых стратегия обречена. Они обусловлены отсутствием у нас многих базисных компонентов эффективной системы туризма, а именно:

· индустрии туризма как самостоятельной отрасли народного хозяйства;

· единой методики анализа рынка и полноценной статистической отчетности о потоках туристов в республике и по регионам, что затрудняет их оценку и прогнозирование;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.