10 стран-лидеров по посещаемости Беларуси представлены в таблице 2.
Таблица 2 -10 стран-лидеров по посещаемости Республики Беларусь (по данным Минстата) [21]
Страна
Количество иностранных туристов, посетивших РБ
2007
2008
2009
Страны СНГ
33124
53186
59945
Россия
27097
50444
56547
Великобритания
8208
7674
4962
Турция
4576
6087
4680
Германия
7402
3027
2568
Польша
2983
2832
3729
Литва
8249
2600
2979
Италия
5090
2672
2531
Украина
1348
1898
2423
Франция
1176
1257
1114
Проанализировав данные о структуре туристского потока, можно сказать, что приоритетными для Беларуси внешними рынками являются, страны СНГ, Россия, Великобритания, Турция, Германия, Польша, Литва, Италия, Украина и Франция.
Из стран СНГ прибыло в республику 59,9 тыс. человек, что на 13,4% больше, чем в прошлом году. Лидирующие позиции среди стран Содружества по организованным туристам сохранились за Россией – 56,5 тыс. человек (увеличение на 12,1 % по сравнению с 2008 г.) и Украиной – 2,4 тыс. человек (на 27,7%).
Среди других стран мира лидерами по числу посещений республики являлись Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Великобритания, Турция. На долю этих стран проходилось в 2009 г. 64,6% организованных туристов из других стран мира (в 2008 г.–67,9%).
Средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь сохранилась на уровне прошлого года и составила 5 дней.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:
1) образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами
2) массовой информации; действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;
3) неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;
4) отсутствие практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
5) практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;
6) невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
Статистика туристских доходов представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Объем экспорта и импорта туристских услуг Республики Беларусь по статье «поездки» (млн. долл. США) [22]
Платежный баланс
2005
2006
Экспорт - всего
253,1
286,3
324,6
365,3
408,4
в т.ч. по странам:
СНГ
125,6
149,3
180,1
205,8
233,6
вне СНГ
127,5
137,0
144,5
159,5
169,5
Импорт - всего
447,6
586,4
606,0
672,4
724,8
194,8
268,9
267,8
311,9
373,8
252,8
317,5
338,2
360,5
384,4
Как видно из таблицы импорт по статье «поездки» превышает экспорт, формируя, таким образом, отрицательное сальдо. Но по данным Национального банка Республики Беларусь экспорт туристических услуг в 2009г. составил 408,4 млн. долл. США и увеличился по сравнению с 2008г. на 16,1%. Импорт в прошедшем году также увеличился на 7,6% и составил 724,8 млн. долл. США. Исходя из этого, в течение последних двух лет наблюдается увеличение сальдо по статье экспорт-импорт туристских услуг[23].
Такое положение во внешней торговле определено отчасти соотношением въездного и выездного туризма: выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает в республику. Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияют и другие, более существенные факторы.
Во-первых, необходимо отметить, что ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе большие объемы финансовых средств не попадают под учет, в частности под учет экспортно-импортных операций.
Во-вторых, существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связи с чем, необходимо совершенствование системы учета в туризме.
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в Республике Беларусь
Важнейшие направления мероприятий, проведение которых необходимо для успешной реализации стратегических планов устойчивого развития туризма на региональном уровне:
· реконструкция гостиничного хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных отелей-пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда жилья и т.п.);
· расширение (модернизация) сферы туристских услуг;
· стандартизация и сертификация туристского продукта и туристских услуг;
· реорганизация системы учета и контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории туристов и приоритетных для развития видов туризма;
· организация рекламной кампании по популяризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный и международный рынок), возможности проведения региональных и участия в национальных туристских ярмарках и выставках;
· определение сельскохозяйственных и фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальных хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма);
· подготовка региональных кадров для туристской отрасли;
· разработка проектной и научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции, модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но утерянных туристских маршрутов и разработка новых.
Если мы хотим, чтобы национальный туризм развивался устойчиво, нам необходимо иметь соответствующую стратегию. Принципиальное звено этой стратегии - завершенная Схема комплексной территориальной организации туризма и отдыха Республики Беларусь. Тем не менее, стратегия предполагает следующие перманентные операции:
· оценку существующего туристского рынка, определение наиболее перспективных его сегментов и прогноз туристско-рекреационных потоков;
· разработку предложений по организационной и функциональной структуре главных (первоочередных) туристских зон и объектов, их реконструкции, улучшению социальной инфраструктуры и доступа к ним;
· определение источников инвестирования и круга лиц (организаций), заинтересованных и содействующих развитию туристской деятельности в регионе и республике.
Теперь назовем исходные проблемы, без разрешения которых стратегия обречена. Они обусловлены отсутствием у нас многих базисных компонентов эффективной системы туризма, а именно:
· индустрии туризма как самостоятельной отрасли народного хозяйства;
· единой методики анализа рынка и полноценной статистической отчетности о потоках туристов в республике и по регионам, что затрудняет их оценку и прогнозирование;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5