К концу 2010 года в ОАЭ планируется построить собственную железнодорожную сеть. Сеть дорог «Emirates Railways» свяжет между собой все эмираты, а также протянется до соседних стран. Общая протяженность железнодорожного полотна достигнет 700 км. Предназначены дороги будут, в первую очередь, для товарных перевозок. Введение в эксплуатацию пассажирских поездов намечено на второй этап проекта. В данный момент идет исследовательская часть проекта, которая вскоре должна завершиться. Сама дорога может быть построена не раньше ноября 2010 года[7, стр. 28-29].
Скоро из Москвы в Эмираты можно будет прибыть не только на авиалайнере. В 2004 году в Москве после завершившихся переговоров между президентом ОАО «Российские Железные Дороги» и министром дорог и транспорта Ирана было объявлено, что в ближайшее время будет открыта пассажирская железнодорожная линия Москва–Тегеран. Из Тегерана за 25 USD и 19 часов по железной дороге можно добраться до города Бандар-Аббас, который является одновременно ближайшим к ОАЭ морским портом в Персидском Заливе. Затем скоростной паром доставит пассажиров в порт Рашид в Дубае примерно за 4 часа, поездка на котором обойдется примерно в 50 USD.
Морской транспорт ОАЭ имеет в своём составе 341 судно. В их числе 56 судов общей вместимостью св. 1 тыс. т, включая 13 сухогрузов, 3 танкера для перевозки химических веществ, 7 контейнеровозов, 1 танкер для перевозки сжиженного газа, 25 нефтеналивных, 1 судно для перевозки птицы, общая грузоподъёмность этих судов 1,25 млн. т (2002). В ОАЭ насчитывается 15 морских портов, через которые проходит грузопоток около 88 млн. т. в год, включая экспортируемую нефть.
Крупнейший порт страны – Рашид в Дубае, через который проходит 70% импорта и реэкспорта. 2-й порт в зоне Джебель-Али в Дубае имеет самую большую в мире искусственную глубоководную гавань, 67 причалов и 15 км портовых набережных. Грузооборот обоих портов в прошлом году был более 25,3 млн. т. Следующие по значению порты ОАЭ – Мина Заед в Абу-Даби, Халид в Шардже, Сакр в Рас-эль-Хайме и др. В эмирате Дубай находится крупнейший в мире сухой док, рассчитанный на ремонт танкеров водоизмещением до 1 млн. т.
В 2009 году в порту Дубаи пришвартовалось 100 кораблей и на землю сошло около 260000 туристов[6, стр. 18]
Общественный транспорт в Объединенных Арабских Эмиратах развит достаточно слабо – большинство местных жителей предпочитают передвигаться на автомобилях.
В Абу-Даби и Дубае действует автобусное сообщение, ориентированное на передвижение между основными торговыми точками города. Стоимость проезда в дубайском автобусе 1,5 дирхама, билеты продает водитель на остановках, вход осуществляется через переднюю дверь. Автобусы достаточно современные, оборудованы кондиционерами, расписание соблюдается четко (с 6.00 до 23.00), хотя маршруты очень запутаны. С 24 октября 2006 г. в Дубае появились ночные автобусы. Движение по пяти маршрутам, охватывающим главные районы города, осуществляется с 23.30 до 06.00 с 30-минутными интервалами. Стоимость проезда – 3 дирхама (0,8 USD).
Также автобусными линиями связаны некоторые столицы эмиратов. Большинство отелей располагают автобусами, доставляющими гостей в центр города.
Во многих районах действуют маршрутные такси, двигающиеся по определенному маршруту и останавливающиеся по требованию клиента.
Наиболее распространенный вид общественного транспорта в ОАЭ – такси. В муниципальных такси проезд оплачивается по счетчику. Проезд в такси, принадлежащих частным компаниям, стоит меньше, поскольку в них принято торговаться и можно существенно сбить цену. Также действуют машины белого цвета с надписью «Emirates Taxi». Поездка на таких таксомоторах обойдется пассажирам в 1,5-2 раза дороже, чем обычно: в них установлен счетчик, по которому придется платить в зависимости от километража, также оплачивается сам факт посадки. Посадка в зависимости от времени суток стоит 2–3 дирхама, а каждые 900 м – по счетчику – 1 дирхам. В ОАЭ достаточно много частных компаний, машины которых отличаются друг от друга разным цветом кузова, униформой водителей и уровнем обслуживания, поэтому останавливать стоит только машины с опознавательными знаками такси. В машины «частников» садиться не рекомендуется, особенно женщинам. В частных такси о стоимости поездки надо договариваться заранее, и торг вполне уместен. Такси, паркующиеся возле отелей, обычно имеют более высокие тарифы, чем остановленные прямо на улице. В такси принято оставлять деньги «на чай». В такси запрещено курить. По устоявшимся правилам, женщины садятся в такси только на заднее сиденье[3, стр. 14-15].
С января 2007 года на улицах Дубая появились такси, предназначенные специально для женщин. Женские такси окрашены в розовый цвет, а их водители-женщины полностью одеты в соответствующую однотонную форму. К настоящему времени уже принято на работу более 100 водителей. Основными точками стоянок женских такси являются больницы, роддома и торговые центры Дубая.
Во всех аэропортах работают «Airport Taxi» с фиксированными тарифами (как правило, несколько выше, чем в частных компаниях)
Одной из достопримечательностей Дубая являются традиционные местные водные такси – абры, осуществляющие перевозки с одного берега Дубайского канала на другой. Абры на протяжении десятков лет были самым дешевым видом транспорта в городе. Но с 2005 года стоимость проезда увеличилась в два раза – с 50 филсов до 1 дирхама. Сейчас в Дубае работает 149 абр. За год они перевозят до 20 миллионов человек. В скором времени планируется открыть водное сообщение не только между двумя берегами канала, но и между эмиратами.
Нельзя не упомянуть метрополитен в Дубаи. Метрополитен открылся 9 сентября 2009 года в 9 часов 9 минут и 9 секунд, красной линией с десятью станциями.
Метро Дубаи стало четвертым по счёту на Ближнем Востоке. Стамбулский тюнель – старинная карликовая линия метро (открыта в 1875 году) первый метрополитен в регионе, Хайфский «Кармелит» построен в 1959 году (принадлежность Кармелит к метро спорно, ибо по функциональности она является скорее фуникулером). В 1999 году появился тегеранский метрополитен. Каирский метрополитен ввиду его расположения на африканском континенте не может быть отнесен к метрополитенам Ближнего Востока[5, стр. 19].
Сеть дубайского метрополитена:
1. Красная линия: 52-километровая линия с 29 станциями
2. Зелёная ветка: 24-километровая линия с 20 станциями.
3. Голубая ветка: 47-километровая линия вдоль Эмиратской Дороги.
4. Пурпурная линия: 49-километровая линия вдоль дороги Al Khail. Планируется как экспресс между Международным Аэропортом Дубаи и Дубайским Всемирным Центральным Международным Аэропортом.
Такова общая картина транспортной инфраструктуры Объединенных Арабских Эмиратов.
За счет крупных доходов от экспорта нефти была значительно улучшена транспортная сеть. В ОАЭ, как упоминалось ранее, нет железных дорог, внутренние перевозки в основном обеспечиваются автотранспортом. Все эмираты связаны между собой четырех полосными магистралями. Основная магистраль проходит от Эш-Шам через все главные прибрежные города к Катару и Саудовской Аравии. Общая протяженность автомобильных дорог 4691 км, в т.ч. 1800 км проложены после 2007 года.
В ОАЭ общественный транспорт отсутствует вообще. Лучше всего взять в аренду автомобиль, либо проехаться на такси. Пользоваться можно государственными машинами песочного цвета. В них всегда чисто, работает счетчик и мощный кондиционер, водитель в униформе, говорит по-английски. Вы можете взять напрокат, имея при себе права. Особенности правил дорожного движения: при движении по кругу – при въезде – Вы пропускаете весь транспорт, следующий слева, въезжая на круг последним; при выезде с круга, напротив, Вы имеете преимущество. Категорически запрещается садиться за руль в нетрезвом состоянии. Если полиция остановит Вас, то Вам грозит тюремное заключение.
Идеально прямые улицы города образуют план-сетку с шестью основными магистралями. Наиболее эффектные здания группируются вдоль береговой линии или находятся на параллельных улицах: шейха Халифа (Sheikh Khallf), шейха Хамдана (Sheikh Hamdan) и шейха Заида (Sheikh Zayed). Большая часть заграничных перевозок осуществляется морем.
Национальная авиакомпания ОАЭ «Emirates» является одной из наиболее быстроразвивающихся, востребованных и рентабельных компаний мира, совершая полеты в 55 городов на Ближнем Востоке, в Европе, Африке,
Западной Азии, на Дальнем Востоке и в Австралии. Залог выдающегося успеха «Эмирейтс» заключается в полной приверженности этой компании прогрессивным решениям в работе и оказании самого высокого сервиса своим пассажирам, грузоотправителям и деловым партнерам в области авиационной и туристической индустрии. Ежегодно повышается уровень сервиса и поднимается бизнес-планка компании – услугами «Эмирейтс» в 2008-2009 г. воспользовались 15,5 миллионов пассажиров[3, стр. 21].
Воздушными грузовыми перевозками занимается отдельный департамент компании – «Эмирейтс Скайкарго». Это один из наиболее быстрорастущих грузовых авиаперевозчиков в мире, который разработал системы и средства, обеспечивающие быструю, гарантированную и надежную транспортировку грузов на любой стадии их перемещения. Аэробусы «Эмирейтс» 330-200s имеют трюмы вместимостью 78 куб. метров и могут перевозить до 13000 кг груза при полной пассажирской загрузке самолета.
В авиакомпании «Эмирейтс» как нельзя лучше понимают, что путешествие начинается задолго до полета. Пассажиры могут быть уверены, что на каждом этапе пути, как на земле, так и в небе, им будет оказан любезный и эффективный сервис. Для пассажиров первого и бизнес классов компания предоставляет специальные залы ожидания 5-звездочного уровня в Дубайском Международном Аэропорту, где пассажиры смогут отдохнуть.
Также в ОАЭ для туристов доступны полеты на спортивных самолетах и вертолетах. Международные аэропорты имеют летные школы, где предоставляют самолеты и вертолеты в аренду. При себе необходимо иметь удостоверение пилота-любителя, либо воспользоваться услугами инструктора.
Обратим внимание на распределение количества туристов и сопоставим его с площадью принимающих городов (рис. 1)
Рис. 1. Распределение площади туристских центров и количества туристов ОАЭ
Исходя из данных диаграммы, следует сделать вывод, что наиболее привлекательным в плане туризма является город Абу-Даби, следом за ним идет Дубай.
Для того, чтобы четко сформировать маршрут передвижения туристов в ОАЭ, обратимся к необходимым данным.
Итак, как уже упоминалось выше, наиболее распространенным способом путешествия из другой страны в ОАЭ является авиаперелет. Его мы и рассмотрим в нашей работе. В ОАЭ из Москвы рейсы осуществляются по следующему графику (табл. 1).
Таблица 1. График перелетов из Москвы в Дубаи
Дни недели
Направление
Аэропорт
Туда
Обратно
№ рейса
Авиакомпания
Тип ВС
Вылет
Прилет
Понедельник
Дубаи (ОАЭ)
Домодедово
17:00
23:25
9:30
13:45
EK134/133
«Emirates»
A-330
Вторник
Ш2
11:55
17:50
19:45
23:45
РС8807/8808
«Континент Авиалинии»
ИЛ-86
11:00
17:05
18:35
NN9725/9726
а/к ВИМ-авиа
Б-757
12:30
18:25
20:00
0:05
S7 861/862
«Сибирь»
11:30
16:25
18:00
23:10
UN9219/9220
TRANSAER
Б-767
Среда
РК 208/207
Пакистанские а/л
А-310
15:40
21:50
10:00
14:05
"Emirates"
Четверг
Пятница
Сибирь
13:30
19:25
21:00
1:05
11:50
16:45
18:20
23:30
Суббота
14:40
Воскре
сенье
Итак, по прилету в Дубаи трансфер в отель может осуществляться следующими способами:
· такси;
· автобус;
· метрополитен.
Рассмотрим каждый из возможных способов.
При построении предполагаемого маршрута будем учитывать не только проезд из аэропорта в отель, но и перемещение в пределах города с целью осмотра местных достопримечательностей.
Отель City Centre Hotel & Residence, адрес P.O. Box 61871, Dubai, UAE, электронный адрес – reservationn@sofitel.ae, телефон – (+971)4/2941222.
1. Вылет из Москвы из аэропорта Домодедово в 11:00 во вторник, рейс № NN9725/9726, авиакомпания ВИМ-авиа.
2. Прибытие в Дубаи в 17:05, Международный аэропорт Дубаи.
3. Передвижение по городу на такси до отеля City Centre Hotel & Residence
4. Недельный отдых в отеле, экскурсии по городу:
a. Бурдж Халифа – небоскрёб, напоминающий по форме сталагмит. C 19 мая 2008 года – самое высокое когда-либо существовавшее сооружение в мире (маршрут из отеля City Centre Hotel & Residence на красной линии метрополитена, Sharaf DG- Al Quoz).
b. Крытый горнолыжный курорт – первый крытый горнолыжный комплекс на Ближнем Востоке и один из крупнейших в мире с площадью 22,5 тысячи м² (эквивалент площади 3 футбольных полей), круглый год покрытый настоящим снегом. Вместимость 1,5 тысячи посетителей (на красной линии метрополитена, Al Quoz- Union Square (пересадка на Зелёную Линию)).
c. Аквариум – один из самых больших аквариумов мира (на зеленой линии метрополитена, Union Square- Abu Baker Al Siddique)
d. Бурдж аль-Араб – один из самых роскошных отелей в мире (на зеленой линии метрополитена, Abu Baker Al Siddique-Al Nahda)
e. Мечеть Джемейра (на голубой линии метрополитена, Al Nahda-Jebel Ali)
f. Форт Аль-Фахиди (на пурпурной линии метрополитена, Jebel Ali- Ibn Battuta (пересадка на красную линию, возвращение в отель City Centre Hotel & Residence))
5. Отбытие из отеля на такси в аэропорт Дубаи
6. Вылет в Москву в 18:35 во вторник, рейс № NN9725/9726, авиакомпания ВИМ-авиа, прибытие в Москву в тот же день, в 23:45
Отель Aydinbey Famous Resort Hotel, адрес P.O. Box 23921, Dubai, UAE, электронный адрес – sales@aydinbeyresorts.com, телефон – (+971)4/5712352.
1. Вылет из Москвы из аэропорта Шереметьево 2 в 17:00 в среду, рейс №РК 208/207, Пакистанские а/л
2. Прибытие в Дубаи в 23:25, Международный аэропорт Дубаи.
3. Передвижение по городу на такси до отеля Aydinbey Famous Resort Hotel
a. Бурдж Халифа – небоскрёб, напоминающий по форме сталагмит. C 19 мая 2008 года – самое высокое когда-либо существовавшее сооружение в мире (маршрут из отеля City Centre Hotel & Residence на такси).
b. Крытый горнолыжный курорт – первый крытый горнолыжный комплекс на Ближнем Востоке и один из крупнейших в мире с площадью 22,5 тысячи м² (эквивалент площади 3 футбольных полей), круглый год покрытый настоящим снегом. Вместимость 1,5 тысячи посетителей (на красной линии метрополитена, Al Quoz-Union Square (пересадка на Зелёную Линию)).
d. Бурдж аль-Араб – один из самых роскошных отелей в мире (на такси к мечети Джемейра)
f. Форт Аль-Фахиди (на пурпурной линии метрополитена, Jebel Ali- Ibn Battuta (пересадка на красную линию, возвращение в отель))
Подводя итог проведенного исследования, следует сделать следующие выводы.
Сегодняшние Эмираты – высокоразвитое государство. Удивление вызывает такой быстрый переворот – превращение из слабо развитой страны в современную индустриальную цивилизацию. Арабские Эмираты сумели сочетать в себе научно-технический прогресс и при этом уважение традиций предков. Поражает тот современный мегаполис с его причудливыми контрастами: наряду с ультрасовременными небоскребами множество мечетей, из которых доносятся молитвы, а роскошные дворцы и виллы говорят о том, как богата страна и его население.
ОАЭ привлекает приезжих тем, что можно прекрасно отдохнуть в роскошных отелях с лучшим образцом отельного сервиса за умеренные деньги, посетить рестораны, ночные клубы, чистое море, торговые центры, где приобретение некоторых товаров обходиться на 40-50% дешевле, чем в России.
Обеспечение ОАЭ транспортом состоит в передвижении по городу на такси, на метро, а между городами и государствами – в перелетах на самолетах и вертолетах и плаванье на судах.
Заметим, что транспорт в ОАЭ еще не достаточно развит, однако потенциал страны и темпы развития экономики позволяют делать оптимистические прогнозы на недалекое будущее.
Итак, в ходе проведения исследования нами была рассмотрена транспортная инфраструктура Объединенных Арабских Эмиратов, оценены возможные аспекты использования различных видов транспорта, сформированы возможные маршруты для туристов.
1. Булатов А.С. Страны и регионы мира: Экономическо-политический справочник – М.: Велби, издательство Проспект, 2004. – 624 с.
2. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие – 7-е изд. – М.: Московский Лицей, 2004.- 496 с.
3. Страны мира: Полный универсальный информационный справочник – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002
4. Беляков В. Джебель Али смотрит в будущее // Азия и Африка сегодня. – 2003. - №8
5. Дубай. Традиции гостеприимства: страноведение, туризм // Турбизнес. - 2004. - №14, октябрь
6. Житомирский В. Зеленые «аравийские степи»: Арабские Эмираты, страноведение // Туризм. – 2003. - №12, декабрь
7. ОАЭ: История, география, экономика, туризм, природа // Вояж и отдых. – 2005. - №9
8. ОАЭ: Страноведение //Вокруг света. – 2005. - №5, май
9. Песков А. Арабские Эмираты – родные братья, но вовсе не близнецы: Страноведение // Вояж и отдых. – 2004. -№11
Страницы: 1, 2