Рефераты. Принципы дзюдо

Стойки - сизэй - основа любого технического действия. Любое действие в дзюдо начинается из определённого положения сизэй.

При разучивании техник следует придерживаться:

- сизэй хонтай - естественного положения: ноги на ширине плеч, вес тела на передних частях стоп, колени и плечи расслабленны.

- сиго хонтай - защитное положение: ноги расставлены широко, центр тяжести внизу, ноги в коленях согнуты, туловище наклонено вперёд.

Кумиката - захваты - то с чего начинается техника дзюдо. С правильного захвата начинается истинное дзюдо.

Передвижения - синтай - основное передвижение в дзюдо - цуги аси -построено на мягком перемещением стоп. Расстояние между стопами должно быть неизменным.

Повороты и подвороты - тайсабаки - более сложные движения - важнейшие элементы, на которых строятся техники защиты и атаки.

Падения - укеми - от умения правильно падать зависит возможность продолжения боя после пропущенной атаки, а зачастую и вообще здоровье и даже жизнь.

Техники приёмов - вадза.

1. Тати вадза - приёмы в борьбе стоя:

- тэвадза - техника рук, например - сэойнагэ.

- госивадза - техника бёдер - оогоси.

- асивадза - техника ног - дэасибарай.

2. Сутэми вадза - броски с падением проводящего приём:

- масутэми вадза - броски с падением на спину - томоэ нагэ

- ёкосутэми вадза - броски с падением на бок.

3. Катамэ вадза - приёмы в борьбе лёжа:

- осаэвадза - техника удержания - кесагатамэ.

- симэ вадза - техника удушения - хадака дзимэ.

- кансэтсу вадза - техника болевых приёмов - удэ гарами

Классификация приемов дэюдо.

Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела:

–                   техника бросков;

–                   техника сковывания;

–                   техника нанесения ударов в уязвимые точки тела.

Броски делятся на: проводимые в основном ногами; проводимые в основном тазобедренным суставом; проводимые в основном руками; броски с падением на спину; броски с падением на бок.

Техника сковывания делится на: удержания; удушения; болевые приемы на суставы: локоть, колено и кисть.

Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела делится на: удары руками; удары ногами; удары головой.

Запрещенные действия в дзюдо.

1. В положении стоя, после того как взяты захваты не проводить какие-либо атакующие действия.

2. В стойке захватывать рукой (руками) ступню (ступни), ногу (ноги) или штанину (штанины) соперника, если при этом одновременно не проводится бросок.

3. Обматывать полой куртки или концом пояса какую-либо часть тела противника.

4. Захватывать зубами дзюдогу.

5. Упираться рукой (ладонью), ногой (ступней), прямо в лицо соперника.

6. Упираться ступней или ногой в пояс, воротник или отворот куртки противника.

7. Проводить удушающие захваты с использованием концов своего пояса или полы куртки, или используя только пальцы.

18. Зажимать ногами туловище, шею или голову соперника (скрещивая ноги, выпрямляя колени).

9. Сбивать ногой или коленом кисть или руку соперника с целью освобождения от захвата.

10. Заламывать палец (пальцы) противника с целью освобождения от захвата.

11. В положении стоя или в момент борьбы лежа выходить за пределы рабочей зоны или умышленно выталкивать соперника.

12. Пытаться бросить соперника, обвивая его ногу, повернувшись почти в ту же сторону, что и соперник, и падать на него (кавазу-гаке).

13. Проводить болевые приемы на все суставы кроме локтевого.

14. Поднимать противника, лежащего спиной на татами, и бросать его опять на татами.

15. Сбивать опорную ногу противника при проведении бросков типа «хараи-гоши» (подхват под две ноги).

16. Не подчиняться указаниям арбитра.

17. Делать в ходе схватки не нужные выкрики, замечания или жесты оскорбительные для противника или судей в течение схватки.

18. Выполнять технические действия, которые могут травмировать или представлять опасность для шеи или позвоночника соперника или противоречащие духу Дзюдо.

19. Падать прямо на татами при попытке или при проведении технического действия «ваки-гатаме».

20. Нырять головой вперед в татами, при попытке проведения таких технических действий как «учи-мата» (подхват под разноименную ногу), «хараи-гоши» (подхват под две ноги), и т.п.

Правила завязывания пояса.

При правильной длине пояса, его завязанные концы не должны опускаться ниже колен или быть выше нижнего края куртки.

Концы завязанного пояса должны быть одинаковой длины – это символизирует гармонию между телом и духом.

Пояс (оби) можно завязывать несколькими способами.

Первый способ.

  

1. Растяните центр пояса поперек живота на уровне талии.

2. Оберните концы пояса вокруг спины.

3. Вытяните их вперед и выровняйте.


  

4. Начните завязывать узел, перекрестив оба конца пояса друг через друга.

5. Пропустите один конец пояса между поясом и курткою.

6. Протяните через образованную петлю верхний конец пояса.



 

7. Затяните узел.

    8. Сделайте узел возможно более плоским и плотным.


Первый способ является наиболее распространенным.

Второй способ.



Этот способ хорош тем, что позволяет получить более надёжный и в то же время плоский узел. Наиболее предпочтителен при использовании жёстких поясов.

 


3 Принципы дзюдоиста


Дзюдо хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести. Дзюдо воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям. Дзигоро Кано рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.

Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как: вежливость, смелость, искренность, честность, скромность, самоконтроль, верность в дружбе, уважение к окружающим.

При поступлении в школу ученик дает клятву:

–                   Я не брошу учебы без уважительной причины.

–                   Я не опозорю дзюдо и свою школу.

–                   Без разрешения учителя я никому не открою секретов, которым меня научили.

–                   Как ученик я буду следовать законам дзюдо и моей школы и буду соблюдать их, если стану учителем.

Не сразу Дзигоро Кано пришел к основным принципам своей системы. Длительное время изучал он системы подготовки в разных школах, творчески их анализировал. Пытливый ум, природная любознательность и сообразительность отличали Дзигоро Кано. Характерна история, дошедшая до наших дней. Вечером после обильного снегопада Дзигоро Кано вышел погулять в сад. Сильный снег поломал много веток на деревьях. Только тонкая веточка вишни под тяжестью снега все ниже склонялась к земле. В какой-то момент снег соскользнул с нее, веточка распрямилась и заняла прежнее положение. «Вот каким должен быть дзюдоист!» – воскликнул Дзигоро Кано.

Эта история нашла свое отражение в знаменитой формуле Дзигоро Кано, изложенной в инструкции «Кодокана»: «Предположим, что сила одного человека измеряется в единицах. Мой партнер, скажем, располагает силой, равной 10 единицам. Сам я значительно меньше и слабее его, обладаю силой, равной 7 единицам. Если он будет давить на меня своей силой, то, естественно, я уступлю или даже упаду. Но если я буду с той же силой, с какой он наступает, уходить от его захватов, то есть маневрировать, то он вынужден будет наклоняться в мою сторону и тем самым потеряет равновесие. В этом новом положении он тоже будет слабым. Разумеется, сила его останется при нем, но использовать ее в этот момент он не сможет. Он потерял точку опоры. И теперь у него осталось из 10 единиц силы только 3. Я же, не потеряв равновесия, сохраняю также все свои 7 единиц силы. На какой-то момент я становлюсь сильнее своего противника, и вот тут-то я и должен его победить, не затрачивая на это больших усилий».

Большое значение Кано придавал достижению максимального результата. Это означает, что целью борьбы дзюдо является достижение лучшего результата с применением минимума усилий. Он говорил: «Максимальный результат - фундамент, на котором стоит все здание дзюдо. Более того, этот принцип полностью может быть использован и в системе физического воспитания. Его можно также использовать для развития умственных способностей во время занятий, а также при воспитании и формировании характера. Можно добиться, что этот принцип будет иметь влияние на манеры человека, на то, как он одевается, живет, на его поведение в обществе и отношение к окружающим. Словом, этот принцип может стать искусством жизни».

Дзюдо как физическое образование.

Цель физического образования, говорил Кано, заключается в том, чтобы сделать тело «сильным, полезным и здоровым». Далее, в процессе физического образования все мышцы тела должны развиваться симметрично. Прискорбно, по словам Кано, что большинство видов спорта обычно развивают лишь определенные группы мышц и пренебрегают другими. В результате возникает физическая неуравновешенность. Кано разработал для занимающихся дзюдо определенный набор разогревающих упражнений, развивающих все мышцы тела. Кроме того, необходимы регулярные практики как ката, так и рандори. Ката, которые нужно выполнять как право, так и левосторонними, несут в себе основы атаки и обороны. С другой стороны, рандори представляет собой тренировку в вольном стиле. В обоих случаях все движения должны выполняться согласно принципу сэйрёку дзэнё – «наиболее эффективное использование силы».

Дзюдо как спорт.

Рандори является основой состязания в дзюдо, спортивным элементом системы Кано. Летальные приемы в нем запрещены, и противники пытаются одержать чистую победу благодаря отточенной технике, наиболее эффективному использованию энергии и надлежащего чувства времени. Рандори представляет собой, таким образом, проверку прогресса человека в освоении этого искусства и позволяет ученику оценивать, насколько хорошо он способен действовать в сравнении с другими. Отмечая важность рандори, Кано особо подчеркивает, что соревновательность является лишь частью системы Кодокан Дзюдо, и ее значение не следует переоценивать.

Дзюдо как этическая подготовка.

Обучение Кодокан Дзюдо, по мнению Кано, помогает человеку стать более бдительным, уверенным в себе, решительным и сосредоточенным. Еще более существенно то, что Кодокан Дзюдо рассматривалось как средство обучения применению другого важнейшего принципа Кано – дзита кеэи, «взаимопомощь и сотрудничество». В применении к общественной жизни, принципы Кодокан Дзюдо – прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение – являются огромным благом для всех.

В своих лекциях Кано выделил Пять Принципов дзюдо в повседневной жизни:

1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.

2. Владей инициативой в любом начинании.

3. Осмысливай полностью, действуй решительно.

4. Знай, когда следует остановиться.

5. Придерживайся среднего между радостью и подавленностью, истощением и ленью, безрассудной бравадой и трусостью.

Сегодня спортивная сторона дзюдо выступает в качестве ведущей, более того, едва ли не единственной. То, что мы имеем сегодня под названием «дзюдо», далеко от того, что задумывал и создавал его автор. Теоретические разработки, философские размышления Дзигоро Кано не востребованы. Мы видим лишь вершину айсберга, причем вершину, которая под влиянием времени изменила свои очертания, приобрела новые контуры и мало напоминает первоначальную форму. Технику дзюдо Кано рассматривал как средство самосовершенствования на пути достижения этического идеала. Сегодня во главу поставлен, увы, результат, те же пресловутые голы, очки, секунды, которые принесли много бед нашему отечественному спорту. Да и на родине дзюдо, в Японии, вопросы престижа на мировом татами оттеснили на второй план идеи, которыми руководствовался великий просветитель.

Правила занятий в додзе.

1. В додзё действуют строгие правила, основанные на традиционных этикете и представлении о достойном поведении. Дух этого додзе воспринят непосредственно от Основателя дзюдо, а само додзе есть место, где его учение торжествует. Уважать это учение и искренне ему следовать – долг каждого, кто занимается здесь.

2. Долг каждого занимающегося – вести себя так, чтобы в додзе царила благоприятная и гармоничная атмосфера взаимного уважения.

3. Уборку зала можно уподобить вознесению благодарственной молитвы. Каждый занимающийся обязан участвовать в уборке, очищая тем самым собственные ум и сердце.

4. Додзе не может использоваться ни для каких иных целей, кроме регулярных занятий, без личного разрешения сенсея.

5. Только сенсей решает, будете вы заниматься в его группе или нет. Знания нельзя купить. Те деньги, что вы платите каждый месяц, служат для оплаты аренды зала. К тому же, внося эту плату, вы имеете возможность хоть сколько-нибудь отблагодарить преподавателя за полученные знания. Долг каждого – платить за зал вовремя.

6. Уважайте Основателя дзюдо и его учение в том виде, в котором оно воспринято и передано вам сенсеем, уважайте додзе, уважайте вещи, необходимые для занятий, уважайте друг друга.


Заключение


Таким образом, сделаем краткие выводы.

Дзюдо - первый из всех видов восточных воинских искусств, вошедший в олимпийскую программу и давно уже снискавший всемирную славу.

Дзюдо возникло на базе дзю-дзюцу. Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбы без оружия.

Отправной точкой дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано (1860-1938) основал школу под названием «Кодокан» (дом постижения пути). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приемы и исключив опасные для жизни, он создал дзюдо – новую борьбу, означающую «мягкий путь» («дзю» - мягкий, гибкий, скромный, «до» - путь, познание, манера держаться, точка зрения, склад ума). По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальных традиций. В 1886 году дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений. В 1889 году Кано развернул просветительскую деятельность в Европе, лично открыв первую школу во Франции. Вскоре дзюдо пришло в Великобританию. Интерес к диковинной борьбе проявил и президент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованном помещении Белого дома с доверенным посланником японского учителя.

На Олимпийских играх дзюдо дебютировало в 1964 г. в Токио.

Международная федерация дзюдо (ФИД) основана в 1957 г. На сегодняшний день членами Международной федерации являются 178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире – более 20 миллионов. По количеству «посвященных» дзюдо уступает только футболу.

Первым из русских пропагандистов дзюдо был Василий Ощепков. В 1911 г. он, выдержав вступительные испытания, поступил в школу Кодокан. В 1913г. Ощепков успешно сдает экзамены и ему присваивают 1-й дан. В 1917 г. ему присваивают 2-й дан, и в этом же году он возвращается в Россию. В то время он был единственным иностранцем, окончившим Кодокан.

Сегодня в России дзюдо продолжает активно развиваться, приобретая все большую популярность. В настоящее время российская школа дзюдо считается одной из сильнейших в мире. Дзюдо – не только спорт высших достижений, но и массовый спорт. В России сегодня им занимается от 200 000 до 500 000 человек. Дзюдо – великолепный инструмент решения проблем воспитания молодого поколения.



Список использованных источников

1.                Дзюдо // Журнал о единоборствах и самообороне // Статьи. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.v8mag.ru.

2.                Информационный сайт дзюдо. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.judoinfo.com.

3.                Коблев Я.К. Подготовка дзюдоистов / Я.К.Коблев, И.А.Письменский, К.Д.Черминт. - Майкоп, 1990.

4.                Официальный сайт Российской федерации дзюдо. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.judo.ru.

5.                Сайт международной федерации дзюдо. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ijf.org.

6.                Свищев И.Д. Дзюдо: Учебное пособие для спортивных школ / И.Д.Свищев. – М.: РГАФК, 1999.

7.                Чумаков Е.М. О систематизации понятий и последовательности изучения техники борьбы самбо / Е.М.Чумаков, С.Ф.Ионов. – М.: ФиС, 1978.

8.                Шахмурадов Ю.А. Научно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки борцов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед.наук / Ю.А.Шахмурадов. – М.: РГАФК, 1999.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.